Технологическая карта урока |
Тема урока | Практическая работа №2 «Анализ почвы» |
Тип урока | Урок – проект |
Деятельностная цель: | создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение исследовательской работы, поиска решений проблемных вопросов. |
Предметно - дидактическая цель: | формирование условий для усвоения учащимися знаний о свойствах почвы |
Задачи | Образовательные: продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента; паучить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию; | Развивающие: продолжить формировать, начатое на предыдущем занятии, умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы; учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи; | Воспитательные: формирование интереса к труду, развитие чувства ответственности, воспитание чувства взаимного уважения между учащимися. | Социализации: приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками. |
Планируемые результаты: | Предметные: овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире. приобретение опыта использования различных методов изучения веществ с использованием лабораторного оборудования. | Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ним; выдвигать простейшие гипотезы; выделять главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывать суждения, аргументировать их; работать с информацией и преобразовывать её; находить причинно – следственные связи; | Личностные: обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию; ответственно относятся к выполнению учебных задач; демонстрировать коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека. |
Методы обучения | - метод подводящего диалога. - проблемный метод – постановка учителем проблемной ситуации на этапе актуализации знаний; - частично-поисковый – при выполнении заданий по инструктивным картам - объяснительно-иллюстративный – рассказ учителя - проектный метод |
Формы обучения | фронтальная работа, работа в парах, практическая работа |
Источники информации | Габриелян O. C. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М.: Просвещение, 2019 |
Оборудование и реактивы: | пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, спички, держатель, химический стакан с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага, пипетка, лупа, образцы почвы, вода дистиллированная, перманганат калия |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
Организационный этап |
Приветствие обучающихся, настрой на активную работу на уроке. Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада приветствовать вас на сегодняшнем нашем уроке. Сегодняшний наш урок проходит в лаборатории. Поэтому я хочу настроить вас на предстоящую работу- Все друг - другу повернулись. Все друг - другу улыбнулись. Повернулись и ко мне, улыбнитесь- ка и мне. Девизом нашего урока я взяла аварскую пословицу: Наука - лучшая казна, не украдут, не сгорит, не сгниет, не пропадет - всегда при себе. | Выполняют задания учителя, настраиваются на активную работу на уроке | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
Актуализация опорных знаний, формулирование темы и цели урока |
Учитель организует работу по созданию проблемной ситуации. Ребята, в нашу лабораторию на электронную почту пришло письмо следующего содержания: «Добрый день, дорогие работники лаборатории! К вам обращаются две женщины – соседки, жители п. Сахаровка. Весной пришло время посадки овощей. Всё лето мы обе ухаживали за своим огородом: рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Мы сравнили урожай: у одной он – хороший, а у другой - плохой. Помогите найти ответ на вопрос: «Почему у одной в огороде все уродилось, а у другой - нет?» Что же может стать причиной такого разного урожая? Учитель организует беседу, в ходе которой выясняют ответы на вопросы: -Что такое почва? - Что является важнейшим свойством почвы, отличающим ее от горных пород? -Чем обусловлено плодородие почвы? -Какие типы почв характерны для Курского района, чем они отличаются? Можем ли мы, в условиях нашей лаборатории, оказать помощь обратившимся огородницам? Какова тема работы нашей лаборатории сегодня? | Слушают учителя, высказывают предположения Обучающиеся высказывают предположение о разности в составе почвы. Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока. - Почва — это особое природное тело, образующееся на поверхности Земли, в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы. -Важнейшим свойством почвы, отличающим её от горных пород, является плодородие. - Плодородие обусловлено наличием в почвах органического вещества гумуса, или перегноя. - Для Курского района характерны 2 вида почв: - Серые лесные почвы представлены двумя подтипами: серыми и темно-серыми, приурочены они к плато и слабопологим склонам различных экспозиций. Развились на лессовидных суглинках, иногда песках. Механический состав различный: от супесчаного до тяжелосуглинистого. Серые лесные почвы распространены отдельными массивами и пятнами среди других почв. -Черноземы распространены в значительной части территории района. Представлены они 6-ю подтипами с большим количеством разновидностей. Наибольшее распространение получили черноземы оподзоленные, выщелоченные и типичные, реже встречаются карбонатные солонцеватые и черноземовидные почвы. Да, можем помочь, проведя анализ образцов почвы с участков огородниц. Тема: «Анализ почвы» | Познавательные: воспроизведение ранее полученной информации, расширение представления строении цветка, видах соцветий Регулятивные: применение ранее известного в новой ситуации Коммуникативные: высказывание собственного мнения, построение речевых высказываний |
Практическая работа |
Учитель организует выполнение практической работы в парах. Обсуждение хода работы, выдвижение гипотезы Актуализация правил по технике безопасности Выполнение работы, сравнение и анализ результатов (план выполнение работы Приложение 1) Организация оформления работы в тетрадь | Обучающиеся обсуждают план выполнения исследования, выдвигают гипотезу Обучающиеся повторяют правила по технике безопасности при выполнении лабораторной работы Выполняют работу, пары отчитываются о проделанной работе, проводят анализ результатов, делают вывод о состоятельности гипотезы 4. Оформляют выполненную работу в тетрадь. | Познавательные: овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире. приобретение опыта использования различных методов изучения веществ с использованием лабораторного оборудования. Регулятивные: добывают новые знания, учатся предвидеть события Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся выражать свои мысли. |
Включение нового знания в систему знаний. |
Учитель организует работу по подготовке рекомендаций по результатам анализа почвы Какие рекомендации мы можем дать обратившимся к нам огородницам? Для подготовки рекомендаций Учитель предлагает выполнить задание в парах. В результате проведенного анализа почвы с исследуемых участков вы определили тип ее среды. Предложите из списка растения, которые порекомендуете посадить огородницам на участках: 1) Бархатцы, гайлария, агератум, акроклинум, анютины глазки, бегония, василек, гвоздика, гипсофилла предпочитают слабокислые и нейтральные почвы (диапазон pH 6.0–7.0). 2) Растения, которые требуют слабокислой почвы ( рН6,3-6,7 ): розы, примулы, левкои, хризантемы. 3)Растения, которые требуют почву умеренной кислотности (рН5,0-5,): гортензии, вереск, азалии, рододендроны и люпин – для них предпочтительней умеренно кислая почва. Предложите, какой водой надо поливать растения на участках? | Обучающиеся формулируют рекомендации после выполнения задания | Познавательные: учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся выражать свои мысли. |
Информирование о домашнем задании |
Обязательно: Повторить § 5, задания в разделе «Примените свои знания» Дополнительно: Учитель предлагает в качестве дополнительного домашнего задания, используя Интернет-ресурсы, найти организации в городе Курск, которые занимаются анализом почвы | Проанализировав уровень усвоения новых знаний и умений и, согласно этому уровню, самостоятельно выбирают домашнее задание и записывают его. | Регулятивные: планировать деятельность в учебной ситуации. |
Рефлексия |
Учитель организует работу по рефлексии и повторению цели урока. Затем он предлагает учащимся в тетрадях заполнить таблицу: Что я узнал на уроке? | Чему научился? | Где мне пригодятся эти умения и знания? | Я достиг поставленной цели? | Что вызвало затруднения? | | | | | | | Заполняют таблицу, рефлексируя свою работу на уроке | Регулятивные: оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях. |
Практическая работа № 2
по теме: «Анализ почвы и воды»
Цель: определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.
Оборудование: пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, дистиллированная вода, пробка, универсальная индикаторная бумага, лупа, пробиркодержатель, перманганат калия
Инструкция по технике безопасности:
Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.
Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.
В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь при ожогах:
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Опыт №1. Механический анализ почвы.
С помощью лупы рассмотрите выданный образец почвы. Сделайте вывод: почва является индивидуальным веществом или смесью веществ? Если вы решили, что почва – это смесь веществ, то определите, к какому типу смеси относится почва – гомогенным или гетерогенным.
Поместите в пробирку 1-2 см почвы, прилейте к ней 4-5 мл дистиллированной воды. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте в течение 1-2 минут. С помощью лупы наблюдайте за осаждением частиц почвы и структурой осадка, опишите и объясните свои наблюдения
Достаточно быстро осядут крупные песчинки и частицы глины, но раствор останется мутным из-за взвешенных в нем мелких почвенных частиц.
Опыт №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.
Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).
1. Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки (т/б) до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.
2.Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.
3. В одну пробирку прилейте 2- 3 мл дистиллированной воды, а в другую – почвенную вытяжку. В каждую пробирку прилейте раствор перманганата калия. Что наблюдаете? В растворе с дистиллированной водой окраска сохраняется. Что наблюдалось в пробирке с почвенным раствором? Сделайте вывод о наличие перегноя (органических веществ) в почвенном растворе, если известно, что исчезновение окраски указывает на его присутствие.