СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока химии"Анализ почвы"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока химии в 8 классе по теме: "Анализ почвы". Урок разработан к учебнику О.С.Габриеляна издательство "Просвещение"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии"Анализ почвы"»

Технологическая карта урока

Тема урока

Практическая работа №2 «Анализ почвы»

Тип урока

Урок – проект

Деятельностная цель:

создание условий для формирования у учащихся способности к открытию новых знаний через выполнение исследовательской работы, поиска решений проблемных вопросов.

Предметно - дидактическая цель:

формирование условий для усвоения учащимися знаний о свойствах почвы

Задачи


Образовательные:

продолжить формирование умений и навыков учащихся по использованию лабораторного оборудования для проведения химического эксперимента;

паучить ребят простейшим способам разделения смесей – отстаиванию, фильтрованию, выпариванию;

Развивающие:

продолжить формировать, начатое на предыдущем занятии, умение наблюдать за явлениями, описывать их и делать умозаключения – выводы;

учить выявлять межпредметные связи, находить причинно-следственные связи;


Воспитательные:

формирование интереса к труду, развитие чувства ответственности, воспитание чувства взаимного уважения между учащимися.

Социализации:

приобретение

опыта

взаимодействия,

совместной

деятельности и

общения со

сверстниками.

Планируемые результаты:


Предметные:

овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;

формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире.

приобретение опыта использования различных  методов изучения веществ с использованием лабораторного оборудования.

Метапредметные: ставить учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ним;

выдвигать простейшие гипотезы;

выделять главное, существенные признаки понятий; осуществляют сравнение, высказывать суждения, аргументировать их;

работать с информацией и преобразовывать её;

находить причинно – следственные связи;

Личностные:

обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

ответственно относятся к выполнению учебных задач;

демонстрировать коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.



Методы обучения

- метод подводящего диалога.

- проблемный метод – постановка учителем проблемной ситуации на этапе актуализации знаний;

- частично-поисковый – при выполнении заданий по инструктивным картам

- объяснительно-иллюстративный – рассказ учителя

- проектный метод

Формы обучения

фронтальная работа, работа в парах, практическая работа

Источники

информации

Габриелян O. C. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, С. А. Сладков. — М.: Просвещение, 2019


Оборудование и реактивы:

пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, спички, держатель, химический стакан с водой, пробка, универсальная индикаторная бумага, пипетка, лупа, образцы почвы, вода дистиллированная, перманганат калия


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный этап

Приветствие обучающихся, настрой на активную работу на уроке.

Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада приветствовать вас на сегодняшнем нашем уроке. Сегодняшний наш урок проходит в лаборатории. Поэтому я хочу настроить вас на предстоящую работу-

Все друг - другу повернулись. Все друг - другу улыбнулись. Повернулись и ко мне, улыбнитесь- ка и мне.

Девизом нашего урока я взяла аварскую пословицу: Наука - лучшая казна, не украдут, не сгорит, не сгниет, не пропадет - всегда при себе.









Выполняют задания учителя, настраиваются на активную работу на уроке

Регулятивные: целеполагание

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками







Актуализация опорных знаний, формулирование темы и цели урока

Учитель организует работу по созданию проблемной ситуации.

Ребята, в нашу лабораторию на электронную почту пришло письмо следующего содержания: «Добрый день, дорогие работники лаборатории! К вам обращаются две женщины – соседки, жители п. Сахаровка. Весной пришло время посадки овощей. Всё лето мы обе ухаживали за своим огородом: рыхлили почву, пропалывали сорняки, поливали. Наступило время уборки урожая. Мы сравнили урожай: у одной он – хороший, а у другой - плохой. Помогите найти ответ на вопрос: «Почему у одной в огороде все уродилось, а у другой - нет?»


Что же может стать причиной такого разного урожая?


Учитель организует беседу, в ходе которой выясняют ответы на вопросы:


-Что такое почва?




- Что является важнейшим свойством почвы, отличающим ее от горных пород?


-Чем обусловлено плодородие почвы?


-Какие типы почв характерны для Курского района, чем они отличаются?

















Можем ли мы, в условиях нашей лаборатории, оказать помощь обратившимся огородницам?

Какова тема работы нашей лаборатории сегодня?

Слушают учителя, высказывают предположения













Обучающиеся высказывают предположение о разности в составе почвы.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока.


- Почва — это особое природное тело, образующееся на поверхности Земли, в результате взаимодействия живой (органической) и мертвой (неорганической) природы.

-Важнейшим свойством почвы, отличающим её от горных пород, является плодородие.


- Плодородие обусловлено наличием в почвах органического вещества гумуса, или перегноя.

- Для Курского района характерны 2 вида почв:

- Серые лесные почвы представлены двумя подтипами: серыми и темно-серыми, приурочены они к плато и слабо­пологим склонам различных экспозиций. Развились на лессовидных суглинках, иногда песках. Механический состав различный: от супесчаного до тяжелосуглинистого. Серые лесные почвы распространены отдельными массивами и пятнами среди других почв. 

-Черноземы распространены в значительной части территории района. Представлены они 6-ю подтипами с большим количеством разновидностей. Наибольшее распространение получили черноземы оподзоленные, выщелоченные и типичные, реже встре­чаются карбонатные солонцеватые и черноземовидные почвы. 

Да, можем помочь, проведя анализ образцов почвы с участков огородниц.

Тема: «Анализ почвы»


Познавательные: воспроизведение

ранее полученной информации,

расширение представления строении цветка, видах соцветий

Регулятивные: применение ранее известного в новой ситуации

Коммуникативные: высказывание собственного мнения, построение

речевых высказываний

Практическая работа

Учитель организует выполнение практической работы в парах.

  1. Обсуждение хода работы, выдвижение гипотезы


  1. Актуализация правил по технике безопасности



  1. Выполнение работы, сравнение и анализ результатов

(план выполнение работы Приложение 1)




  1. Организация оформления работы в тетрадь




  1. Обучающиеся обсуждают план выполнения исследования, выдвигают гипотезу

  2. Обучающиеся повторяют правила по технике безопасности при выполнении лабораторной работы

  3. Выполняют работу, пары отчитываются о проделанной работе, проводят анализ результатов, делают вывод о состоятельности гипотезы


4. Оформляют выполненную работу в тетрадь.

Познавательные: овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды; формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире. приобретение опыта использования различных  методов изучения веществ с использованием лабораторного оборудования.

Регулятивные: добывают новые знания, учатся предвидеть события

Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся  выражать свои мысли.

Включение нового знания в систему знаний.


Учитель организует работу по подготовке рекомендаций по результатам анализа почвы


Какие рекомендации мы можем дать обратившимся к нам огородницам?

Для подготовки рекомендаций

Учитель предлагает выполнить задание в парах.

В результате проведенного анализа почвы с исследуемых участков вы определили тип ее среды.

Предложите из списка растения, которые порекомендуете посадить огородницам на участках:

1) Бархатцы, гайлария, агератум, акроклинум, анютины глазки, бегония, василек, гвоздика, гипсофилла предпочитают слабокислые и нейтральные почвы (диапазон pH 6.0–7.0).

2) Растения, которые требуют слабокислой почвы

( рН6,3-6,7 ): розы, примулы, левкои, хризантемы.

3)Растения, которые требуют почву умеренной кислотности (рН5,0-5,): гортензии, вереск, азалии, рододендроны и люпин – для них предпочтительней умеренно кислая почва.

Предложите, какой водой надо поливать растения на участках?






Обучающиеся формулируют рекомендации после выполнения задания

Познавательные: учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль

Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека; учатся  выражать свои мысли.



Информирование о домашнем задании


Обязательно:

Повторить § 5, задания в разделе «Примените свои знания»

Дополнительно:

Учитель предлагает в качестве дополнительного домашнего задания, используя Интернет-ресурсы, найти организации в городе Курск, которые занимаются анализом почвы


Проанализировав уровень усвоения новых знаний и умений и, согласно этому уровню, самостоятельно выбирают домашнее задание и записывают его.

Регулятивные:

планировать деятельность в учебной ситуации.

Рефлексия


Учитель организует работу по рефлексии и повторению цели урока.

Затем он предлагает учащимся в тетрадях заполнить таблицу:

Что я узнал на уроке?

Чему научился?

Где мне пригодятся эти умения и знания?

Я достиг поставленной цели?

Что вызвало затруднения?










Заполняют таблицу, рефлексируя свою работу на уроке


Регулятивные:

оценивать степень достижения цели в учебных ситуациях.














Практическая работа № 2

по теме: «Анализ почвы и воды»

Цель: определить состав почвы, научиться фильтровать и выпаривать жидкость.

Оборудование: пробирки, воронка, бумажный фильтр, стеклянная палочка, предметное стекло, спиртовка, дистиллированная вода, пробка, универсальная индикаторная бумага, лупа, пробиркодержатель, перманганат калия

Инструкция по технике безопасности:

  1. Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.

  2. Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.

  3. Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.

  4. Предметное стекло закрепляется в держателе у одного из его краёв аккуратно. При этом учитывается, что стекло – хрупкий материал и может треснуть, если на него сильно надавить.

  5. В процессе выпаривания воды из почвенной вытяжки вначале прогревается всё предметное стекло, а затем капля жидкости на нём.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.



Первая помощь при ожогах:

Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Опыт №1. Механический анализ почвы.

С помощью лупы рассмотрите выданный образец почвы. Сделайте вывод: почва является индивидуальным веществом или смесью веществ? Если вы решили, что почва – это смесь веществ, то определите, к какому типу смеси относится почва – гомогенным или гетерогенным.

Поместите в пробирку 1-2 см почвы, прилейте к ней 4-5 мл дистиллированной воды. Закройте пробирку пробкой и тщательно встряхивайте в течение 1-2 минут. С помощью лупы наблюдайте за осаждением частиц почвы и структурой осадка, опишите и объясните свои наблюдения

Достаточно быстро осядут крупные песчинки и частицы глины, но раствор останется мутным из-за взвешенных в нем мелких почвенных частиц.

Опыт №2. Получение почвенного раствора и опыты с ним.

Приготовьте бумажный фильтр, вставьте его в чистую пробирку и профильтруйте полученную в первом опыте смесь почвы и воды. Перед фильтрованием смесь не следует встряхивать. Почва останется на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор).

1. Несколько капель этого раствора с помощью стеклянной палочки поместите на предметное стекло и подержите его над пламенем спиртовки (т/б) до выпаривания воды. Что наблюдаете? Объясните.

2.Возьмите универсальную индикаторную бумагу, нанесите на неё стеклянной палочкой почвенный раствор. Сделайте вывод по результатам своих наблюдений.

3. В одну пробирку прилейте 2- 3 мл дистиллированной воды, а в другую – почвенную вытяжку. В каждую пробирку прилейте раствор перманганата калия. Что наблюдаете? В растворе с дистиллированной водой окраска сохраняется. Что наблюдалось в пробирке с почвенным раствором? Сделайте вывод о наличие перегноя (органических веществ) в почвенном растворе, если известно, что исчезновение окраски указывает на его присутствие.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!