СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока химии 11 класс Гидролиз неорганических и органических соединений. Гидролиз солей.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока химии 11 класс Гидролиз неорганических и органических соединений. Гидролиз солей.»

________

ХИМИЯ

11 класс

Уроки № 55,56,57

Дата

Тема урока

Гидролиз неорганических и органических соединений. Гидролиз солей.

Значение гидролиза в биологических и обменных процессах

Химическое загрязнение окружающей среды на примере ионов тяжелых металлов в водах, почве, кислотность вод

Тип урока

Открытия новых знаний

Первичного применения знаний

комбинированный

Домашнее задание.

  1. Учить по конспекту, учить § 21

  2. Используя таблицу растворимости солей, кислот, оснований напишите уравнения гидролиза следующих веществ: MgF2, Zn(NO3)2, K2SO4, К2SiO3, FeI3, NiCl2, Na2CO3, Na3PO4, Ca(NO3)2, Zn 3(PO4)2,

Цель: дать понятие о сущности реакций гидролиза. Рассмотреть гидролиз солей, условия протекания гидролиза; познакомить учащихся с гидролизом органических соединений и раскрыть роль гидролиза в биологических и обменных процессах; научить составлять ионные уравнения гидролиза; закрепить знания пользоваться таблицей растворимости для прогнозирования возможных химических реакций; совершенствование химического языка учащихся.

Задачи

  • 1. Образовательные:

Обеспечить реализацию интегрированного подхода в изучении темы Гидролиз неорганических и органических соединений

Обеспечить в ходе урока повторение, обобщение и углубление основных терминов и понятий темы;

Продолжить формирование и закрепление следующих специальных и общеучебных умений: составлять конспект, анализировать учебные ситуации, решать химические задачи, объяснять и обсуждать результаты наблюдений.

2. Развивающие:

Развивать у учащихся такие интеллектуальные умения и навыки, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы;

Развивать самостоятельность, творческие способности учеников, используя для этого ситуации интеллектуального затруднения;

Создавать на уроке ситуации занимательности, используя интегрированный подход к объяснению изучаемых явлений;

Развивать познавательный интерес учащихся, используя связи изучаемых явлений с явлениями и предметами окружающей жизни.

3. Воспитательные Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей: идеи материальности, познаваемости мира, развития в природе и обществе, причинно-следственных связей между явлениями.

Планируемые результаты обучения:

Предметные

  • Знать причину гидролиза солей и органических соединений;

  • понимать смысл понятий «ион», «слабая /сильная кислота», «слабое/сильное основание», «катион», «анион», «степень электролитической диссоциации», рН;

  • объяснять сущность процесса гидролиза и значение гидролиза в биологических и обменных процессах;

  • составлять уравнения гидролиза солей, определять рН среды;

  • составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции гидролиза солей;

  • определять возможность протекания реакций гидролиза.

Личностные: уметь управлять своей познавательной деятельностью

Регулятивные: уметь оценивать уровень достижения планируемых результатов

Познавательные: уметь структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, создавать модели изучаемых процессов

Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество, участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою позицию

Методы: фронтальный опрос, демонстрационный эксперимент, работа с учебником, исследовательская работа, проблемно-исследовательский, выполнение теста, взаимопроверка результатов теста, проектирование, беседа.

Оборудование: штатив с пробирками (4+1), проектор, презентация, таблица растворимости солей, кислот, оснований, карточки с тестами

Реактивы: растворы солей (хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия), растворы кислоты и щелочи, вода, индикатор (универсальный)

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

    1. Что такое электролиты?

    2. Какие электролиты называют сильными? Слабыми?

    3. Дайте определение кислотам, как электролитам.

    4. Приведите пример кислот, относящихся с сильным электролита; к слабым электролита.

    5. Дайте определение основаниям, как электролитам.

    6. Приведите пример оснований, относящихся с сильным электролита; к слабым электролита.

    7. Дайте определение солям, как электролитам.

Выполнение теста по теме «Диссоциация кислот, солей и оснований. Сильные и слабые электролиты»

    1. Какие вещества называют индикаторами?

    2. Какие индикаторы вы знаете?

    3. Как меняет свой цвет в кислой и щелочной среде УИ?

Давайте еще раз в этом убедимся, проведя маленький эксперимент. У меня на столе есть вода, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия. Сейчас один из вас пойдет к доске и исследует УИ. Полученные результаты мы запишем в таблицу результатов №1 в тетради

    1. Какие ионы меняют цвет индикаторов в кислой среде? В щелочной?

  1. Переход к изучению нового материала.

А теперь давайте посмотрим, как будет вести себя УИ в водных растворах солей. Для этого добавьте его в растворы карбоната натрия, хлорида алюминия и хлорида натрия. Свои результаты запишите в таблицу результатов №2 в технологической карте. Постарайтесь объяснить свои наблюдения (учащиеся выполняют опыт). Что же у вас получилось? (обсуждение полученных результатов)

Почему же одни растворы солей меняют цвет индикатора, а другие нет? Ответ на этот вопрос мы сможем дать, познакомившись с понятием гидролиз и механизмом его протекания. Тема сегодняшнего урока «Гидролиз солей».

  1. Изучение нового материала

Слово гидролиз состоит из двух слов: «гидро» - вода и «лизис» - разложение.Гидролиз – разложение водой (дословный перевод). А как же звучит научное определение гидролиза? (Гидролиз – это реакция обменного взаимодействия веществ с водой). Важно запомнить, что в реакцию гидролиза вступают только растворимые соли. Гидролиз может протекать необратимо, если в ходе реакции образуются газ или осадок, и обратимо. Сегодня мы будем говорить об обратимом гидролизе. Рассмотрим, что происходит при взаимодействии карбоната натрия с водой.

Для этого запишем уравнение этого взаимодействия в молекулярном и ионном виде:

Na2CO3 + HOH → NaOH + NaHCO3

2Na+ + CO32- + HOH → Na+ +OH- + Na+ + HCO32-

CO32- + HOH → OH- + HCO32-

В растворе присутствуют гидроксид-ионы. Именно они обеспечивают щелочную среду. Вернемся еще раз к карбонату натрия.

  • Каким основанием и какой кислотой образована эта соль?

  • Какими электролитами они являются?

  • Какой вывод мы можем сделать о гидролиз данной соли?

  • (учащиеся делают запись: соль образована сильным основанием и слабой кислотой.

  • Гидролиз идет по аниону, среда щелочная)

Теперь запишем реакцию гидролиза хлорида алюминия.

AlCl3 + HOH → AlOHCl + HCl

Al3+ + 3Cl- + HOH → AlOH2+ + Cl- + H+ + Cl-

Al3+ + HOH→ AlOH2++ H+

В растворе присутствуют катионы водорода. Именно они обеспечивают кислую среду.

Проанализируем строение данной соли. Какой вывод можно сделать? (соль образована слабым основанием и сильной кислотой. Гидролиз идет по катиону, среда кислотная)

У нас осталась еще одна соль – хлорид натрия. Запишем уравнение ее гидролиза:

NaCl + HOH → NaOH + HCl

Na+ + Cl- + HOH → Na+ +OH- + H+ + Cl-

HOH → OH- + H+

В растворе присутствуют одновременно гидроксид – ионы и катионы водорода.

Поэтому соль гидролизу не подвергается (соль образована сильным основанием и сильной кислотой. Гидролиз не протекает, среда нейтральная)

Существует и четвертый вариант гидролиза, когда соль образована слабым основанием и слабой кислотой, например карбонат аммония, ацетат аммония и т. д. В этом случае гидролиз протекает и по катиону, и по аниону. Среда раствора в таких случаях может быть нейтральной, кислой или щелочной. Это зависит от константы диссоциации полученных веществ.

(NН4)2CO3 + 2HOH↔ 2NН4OH + Н2CO3 (среда раствора щелочная)

В течение всего урока мы говорили о гидролизе, как о химическом процесс. А какого же его значение в жизни человека и общества (ПРЕЗЕНТАЦИИ И СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ)

  • Гидролиз неорганических и органических соединений. Значение гидролиза в биологических и обменных процессах

  • Химическое загрязнение окружающей среды на примере ионов тяжелых металлов в водах, почве, кислотность вод

V. Домашнее задание

§21, задания ГИА 2022

Творческое задание: с помощью УИ определить среду 5 растворов (мыльного раствора, жидкого мыла, шампуня, средства для мытья посуды, соды и т.д.)

  1. Закрепление изученного материала

  • Учащиеся выполняют тест по вариантам

Ответы: В1 -1в,2а,3а,4(421), 5(1323); В2 – 1а,2б,3б,4(321), 5(1331)

  • Решение тренировочных заданий аналогичных заданиям ГИА 2022

  • Выполнение СР по вариантам

  1. Рефлексия

Продолжите предложения: 1. Сегодня на уроке я узнал …

2. Теперь я умею…

3. Я удивился …

4. Я хотел бы ….


Рабочий лист урока

Дата _________________________________________________________________

Сильные кислоты: НСl, H2SO4, HNO3, HBr, HI, HClO4

Слабые кислоты: H2CO3, H2SO3, H2S, H2SiO3, органические кислоты

Сильные основания: щелочи (NaOH, КOH, Сa(OH)2)

Слабые основания: нерастворимые основания и гидроксид аммония NН4OH

Опыт 1. Изменение цвета УНИВЕРСАЛЬНОГО ИНДИКАТОРА в разных средах.

Таблица результатов №1


Цвет УИ

Среда

Вода



Соляная кислота НСl



Гидроксид натрия NaOH




Опыт 2. Изменение цвета УИ в растворах солей.

Задание: установите среду в растворах солей используя УИ: в 1 пробирку налейте 1мл карбоната натрия, во 2 – 1мл хлорида алюминия, в 3 – 1мл хлорида натрия. Что наблюдаете? Результаты запишите в таблицу результатов №2.

Таблица результатов №2


Цвет УИ

Среда

Карбонат натрия Na2CO3



Хлорид алюминия AlCl3



Хлорид натрия NaCl




Тема урока ________________________________

«гидро» _________________________________

«лизис» _________________________________


Гидролиз – это ___________________________________________________________

____________________________________________________________


Типы гидролиза:

1.Na2CO3


Вывод: соли, образованные ____________ основанием и _____________ кислотой имеют __________________ среду. Гидролиз идет по ____________________


2. AlCl3


Вывод: соли, образованные ____________ основанием и _____________ кислотой имеют __________________ среду. Гидролиз идет по ____________________

3.NaCl

Вывод: соли, образованные ____________ основанием и _____________ кислотой имеют __________________ среду и гидролизу не ____________________


4.(NН4)2CO3

Вывод: в солях, образованных ____________ основанием и _____________ кислотой гидролиз идет по _____________ и __________.



Тест по теме «Гидролиз солей» Вариант 1.

1.Среда водного раствора сульфата аммония: а) нейтральная; б) щелочная; в) кислая.

2. Щелочную среду имеет водный раствор: а) карбонат калия; б) хлорид лития; в) нитрат цинка.

3.Нейтральную среду имеет водный раствор: а) хлорид бария; б) карбонат лития; в) нитрат аммония

4. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза:

А) BaBr2 1. По катиону

Б) K2SO3 2. По аниону

В) Zn(NO3)2 3. По катиону и аниону

4. Не гидролизуется

5. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора:

А) Cr2(SO4)3 1. Кислая

Б) NaNO2 2. Нейтральная

В) KNO3 3. Щелочная

Г) Li2SiO3

Тест по теме «Гидролиз солей» Вариант 2.

1.Среда водного раствора бромида кальция: а) нейтральная; б) щелочная; в) кислая.

2. Кислую среду имеет водный раствор: а) сульфат калия; б) сульфат меди (II); в) сульфит натрия.

3.Щелочную среду имеет водный раствор: а) нитрат магния; б) сульфид калия; в) сульфат стронция

4. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза:

А) СН3СООNH4 1. По катиону

Б) K2SO3 2. По аниону

В) Al(NO3)3 3. По катиону и аниону

4. Не гидролизуется

5. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора:

А) Fe(NO3)2 1. Кислая

Б) Ca(NO2)2 2. Нейтральная

В) CH3COONa 3. Щелочная

Г) Al2(SO4)3



Тест по теме «Гидролиз солей» Вариант 1.

1.Среда водного раствора сульфата аммония: а) нейтральная; б) щелочная; в) кислая.

2. Щелочную среду имеет водный раствор: а) карбонат калия; б) хлорид лития; в) нитрат цинка.

3.Нейтральную среду имеет водный раствор: а) хлорид бария; б) карбонат лития; в) нитрат аммония

4. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза:

А) BaBr2 1. По катиону

Б) K2SO3 2. По аниону

В) Zn(NO3)2 3. По катиону и аниону

4. Не гидролизуется

5. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора:

А) Cr2(SO4)3 1. Кислая

Б) NaNO2 2. Нейтральная

В) KNO3 3. Щелочная

Г) Li2SiO3

Тест по теме «Гидролиз солей» Вариант 2.

1.Среда водного раствора бромида кальция: а) нейтральная; б) щелочная; в) кислая.

2. Кислую среду имеет водный раствор: а) сульфат калия; б) сульфат меди (II); в) сульфит натрия.

3.Щелочную среду имеет водный раствор: а) нитрат магния; б) сульфид калия; в) сульфат стронция

4. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза:

А) СН3СООNH4 1. По катиону

Б) K2SO3 2. По аниону

В) Al(NO3)3 3. По катиону и аниону

4. Не гидролизуется

5. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора:

А) Fe(NO3)2 1. Кислая

Б) Ca(NO2)2 2. Нейтральная

В) CH3COONa 3. Щелочная

Г) Al2(SO4)3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!