________
ХИМИЯ | 11 класс | Уроки № 55,56,57 | Дата |
Тема урока | Гидролиз неорганических и органических соединений. Гидролиз солей. Значение гидролиза в биологических и обменных процессах Химическое загрязнение окружающей среды на примере ионов тяжелых металлов в водах, почве, кислотность вод |
Тип урока | Открытия новых знаний Первичного применения знаний комбинированный |
Домашнее задание. Учить по конспекту, учить § 21 Используя таблицу растворимости солей, кислот, оснований напишите уравнения гидролиза следующих веществ: MgF2, Zn(NO3)2, K2SO4, К2SiO3, FeI3, NiCl2, Na2CO3, Na3PO4, Ca(NO3)2, Zn 3(PO4)2, |
Цель: дать понятие о сущности реакций гидролиза. Рассмотреть гидролиз солей, условия протекания гидролиза; познакомить учащихся с гидролизом органических соединений и раскрыть роль гидролиза в биологических и обменных процессах; научить составлять ионные уравнения гидролиза; закрепить знания пользоваться таблицей растворимости для прогнозирования возможных химических реакций; совершенствование химического языка учащихся. |
Задачи Обеспечить реализацию интегрированного подхода в изучении темы Гидролиз неорганических и органических соединений Обеспечить в ходе урока повторение, обобщение и углубление основных терминов и понятий темы; Продолжить формирование и закрепление следующих специальных и общеучебных умений: составлять конспект, анализировать учебные ситуации, решать химические задачи, объяснять и обсуждать результаты наблюдений. 2. Развивающие: Развивать у учащихся такие интеллектуальные умения и навыки, как анализ и синтез, сравнение, обобщение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы; Развивать самостоятельность, творческие способности учеников, используя для этого ситуации интеллектуального затруднения; Создавать на уроке ситуации занимательности, используя интегрированный подход к объяснению изучаемых явлений; Развивать познавательный интерес учащихся, используя связи изучаемых явлений с явлениями и предметами окружающей жизни. 3. Воспитательные Содействовать в ходе урока формированию следующих мировоззренческих идей: идеи материальности, познаваемости мира, развития в природе и обществе, причинно-следственных связей между явлениями. |
Планируемые результаты обучения: Предметные Знать причину гидролиза солей и органических соединений; понимать смысл понятий «ион», «слабая /сильная кислота», «слабое/сильное основание», «катион», «анион», «степень электролитической диссоциации», рН; объяснять сущность процесса гидролиза и значение гидролиза в биологических и обменных процессах; составлять уравнения гидролиза солей, определять рН среды; составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции гидролиза солей; определять возможность протекания реакций гидролиза. Личностные: уметь управлять своей познавательной деятельностью Регулятивные: уметь оценивать уровень достижения планируемых результатов Познавательные: уметь структурировать знания, устанавливать причинно-следственные связи, создавать модели изучаемых процессов Коммуникативные: уметь организовывать учебное сотрудничество, участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою позицию |
Методы: фронтальный опрос, демонстрационный эксперимент, работа с учебником, исследовательская работа, проблемно-исследовательский, выполнение теста, взаимопроверка результатов теста, проектирование, беседа.
Оборудование: штатив с пробирками (4+1), проектор, презентация, таблица растворимости солей, кислот, оснований, карточки с тестами
Реактивы: растворы солей (хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия), растворы кислоты и щелочи, вода, индикатор (универсальный)
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Что такое электролиты?
Какие электролиты называют сильными? Слабыми?
Дайте определение кислотам, как электролитам.
Приведите пример кислот, относящихся с сильным электролита; к слабым электролита.
Дайте определение основаниям, как электролитам.
Приведите пример оснований, относящихся с сильным электролита; к слабым электролита.
Дайте определение солям, как электролитам.
Выполнение теста по теме «Диссоциация кислот, солей и оснований. Сильные и слабые электролиты»
Какие вещества называют индикаторами?
Какие индикаторы вы знаете?
Как меняет свой цвет в кислой и щелочной среде УИ?
Давайте еще раз в этом убедимся, проведя маленький эксперимент. У меня на столе есть вода, растворы соляной кислоты и гидроксида натрия. Сейчас один из вас пойдет к доске и исследует УИ. Полученные результаты мы запишем в таблицу результатов №1 в тетради
Какие ионы меняют цвет индикаторов в кислой среде? В щелочной?
Переход к изучению нового материала.
А теперь давайте посмотрим, как будет вести себя УИ в водных растворах солей. Для этого добавьте его в растворы карбоната натрия, хлорида алюминия и хлорида натрия. Свои результаты запишите в таблицу результатов №2 в технологической карте. Постарайтесь объяснить свои наблюдения (учащиеся выполняют опыт). Что же у вас получилось? (обсуждение полученных результатов)
Почему же одни растворы солей меняют цвет индикатора, а другие нет? Ответ на этот вопрос мы сможем дать, познакомившись с понятием гидролиз и механизмом его протекания. Тема сегодняшнего урока «Гидролиз солей».
Изучение нового материала
Слово гидролиз состоит из двух слов: «гидро» - вода и «лизис» - разложение.Гидролиз – разложение водой (дословный перевод). А как же звучит научное определение гидролиза? (Гидролиз – это реакция обменного взаимодействия веществ с водой). Важно запомнить, что в реакцию гидролиза вступают только растворимые соли. Гидролиз может протекать необратимо, если в ходе реакции образуются газ или осадок, и обратимо. Сегодня мы будем говорить об обратимом гидролизе. Рассмотрим, что происходит при взаимодействии карбоната натрия с водой.
Для этого запишем уравнение этого взаимодействия в молекулярном и ионном виде:
Na2CO3 + HOH → NaOH + NaHCO3
2Na+ + CO32- + HOH → Na+ +OH- + Na+ + HCO32-
CO32- + HOH → OH- + HCO32-
В растворе присутствуют гидроксид-ионы. Именно они обеспечивают щелочную среду. Вернемся еще раз к карбонату натрия.
Каким основанием и какой кислотой образована эта соль?
Какими электролитами они являются?
Какой вывод мы можем сделать о гидролиз данной соли?
(учащиеся делают запись: соль образована сильным основанием и слабой кислотой.
Гидролиз идет по аниону, среда щелочная)
Теперь запишем реакцию гидролиза хлорида алюминия.
AlCl3 + HOH → AlOHCl + HCl
Al3+ + 3Cl- + HOH → AlOH2+ + Cl- + H+ + Cl-
Al3+ + HOH→ AlOH2++ H+
В растворе присутствуют катионы водорода. Именно они обеспечивают кислую среду.
Проанализируем строение данной соли. Какой вывод можно сделать? (соль образована слабым основанием и сильной кислотой. Гидролиз идет по катиону, среда кислотная)
У нас осталась еще одна соль – хлорид натрия. Запишем уравнение ее гидролиза:
NaCl + HOH → NaOH + HCl
Na+ + Cl- + HOH → Na+ +OH- + H+ + Cl-
HOH → OH- + H+
В растворе присутствуют одновременно гидроксид – ионы и катионы водорода.
Поэтому соль гидролизу не подвергается (соль образована сильным основанием и сильной кислотой. Гидролиз не протекает, среда нейтральная)
Существует и четвертый вариант гидролиза, когда соль образована слабым основанием и слабой кислотой, например карбонат аммония, ацетат аммония и т. д. В этом случае гидролиз протекает и по катиону, и по аниону. Среда раствора в таких случаях может быть нейтральной, кислой или щелочной. Это зависит от константы диссоциации полученных веществ.
(NН4)2CO3 + 2HOH↔ 2NН4OH + Н2CO3 (среда раствора щелочная)
В течение всего урока мы говорили о гидролизе, как о химическом процесс. А какого же его значение в жизни человека и общества (ПРЕЗЕНТАЦИИ И СООБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ)
Гидролиз неорганических и органических соединений. Значение гидролиза в биологических и обменных процессах
Химическое загрязнение окружающей среды на примере ионов тяжелых металлов в водах, почве, кислотность вод
V. Домашнее задание
§21, задания ГИА 2022
Творческое задание: с помощью УИ определить среду 5 растворов (мыльного раствора, жидкого мыла, шампуня, средства для мытья посуды, соды и т.д.)
Закрепление изученного материала
Ответы: В1 -1в,2а,3а,4(421), 5(1323); В2 – 1а,2б,3б,4(321), 5(1331)
Решение тренировочных заданий аналогичных заданиям ГИА 2022
Выполнение СР по вариантам
Рефлексия
Продолжите предложения: 1. Сегодня на уроке я узнал …
2. Теперь я умею…
3. Я удивился …
4. Я хотел бы ….
Рабочий лист урока
Дата _________________________________________________________________
Сильные кислоты: НСl, H2SO4, HNO3, HBr, HI, HClO4
Слабые кислоты: H2CO3, H2SO3, H2S, H2SiO3, органические кислоты
Сильные основания: щелочи (NaOH, КOH, Сa(OH)2)
Слабые основания: нерастворимые основания и гидроксид аммония NН4OH
Опыт 1. Изменение цвета УНИВЕРСАЛЬНОГО ИНДИКАТОРА в разных средах.
Таблица результатов №1
| Цвет УИ | Среда |
Вода | | |
Соляная кислота НСl | | |
Гидроксид натрия NaOH | | |
Опыт 2. Изменение цвета УИ в растворах солей.
Задание: установите среду в растворах солей используя УИ: в 1 пробирку налейте 1мл карбоната натрия, во 2 – 1мл хлорида алюминия, в 3 – 1мл хлорида натрия. Что наблюдаете? Результаты запишите в таблицу результатов №2.
Таблица результатов №2
| Цвет УИ | Среда |
Карбонат натрия Na2CO3 | | |
Хлорид алюминия AlCl3 | | |
Хлорид натрия NaCl | | |
Тема урока ________________________________
«гидро» _________________________________
«лизис» _________________________________
Гидролиз – это ___________________________________________________________
____________________________________________________________
Типы гидролиза:
1.Na2CO3
Вывод: соли, образованные ____________ основанием и _____________ кислотой имеют __________________ среду. Гидролиз идет по ____________________
2. AlCl3
Вывод: соли, образованные ____________ основанием и _____________ кислотой имеют __________________ среду. Гидролиз идет по ____________________
3.NaCl
Вывод: соли, образованные ____________ основанием и _____________ кислотой имеют __________________ среду и гидролизу не ____________________
4.(NН4)2CO3
Вывод: в солях, образованных ____________ основанием и _____________ кислотой гидролиз идет по _____________ и __________.
Тест по теме «Гидролиз солей» Вариант 1.
1.Среда водного раствора сульфата аммония: а) нейтральная; б) щелочная; в) кислая.
2. Щелочную среду имеет водный раствор: а) карбонат калия; б) хлорид лития; в) нитрат цинка.
3.Нейтральную среду имеет водный раствор: а) хлорид бария; б) карбонат лития; в) нитрат аммония
4. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза:
А) BaBr2 1. По катиону
Б) K2SO3 2. По аниону
В) Zn(NO3)2 3. По катиону и аниону
4. Не гидролизуется
5. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора:
А) Cr2(SO4)3 1. Кислая
Б) NaNO2 2. Нейтральная
В) KNO3 3. Щелочная
Г) Li2SiO3
Тест по теме «Гидролиз солей» Вариант 2.
1.Среда водного раствора бромида кальция: а) нейтральная; б) щелочная; в) кислая.
2. Кислую среду имеет водный раствор: а) сульфат калия; б) сульфат меди (II); в) сульфит натрия.
3.Щелочную среду имеет водный раствор: а) нитрат магния; б) сульфид калия; в) сульфат стронция
4. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза:
А) СН3СООNH4 1. По катиону
Б) K2SO3 2. По аниону
В) Al(NO3)3 3. По катиону и аниону
4. Не гидролизуется
5. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора:
А) Fe(NO3)2 1. Кислая
Б) Ca(NO2)2 2. Нейтральная
В) CH3COONa 3. Щелочная
Г) Al2(SO4)3
Тест по теме «Гидролиз солей» Вариант 1.
1.Среда водного раствора сульфата аммония: а) нейтральная; б) щелочная; в) кислая.
2. Щелочную среду имеет водный раствор: а) карбонат калия; б) хлорид лития; в) нитрат цинка.
3.Нейтральную среду имеет водный раствор: а) хлорид бария; б) карбонат лития; в) нитрат аммония
4. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза:
А) BaBr2 1. По катиону
Б) K2SO3 2. По аниону
В) Zn(NO3)2 3. По катиону и аниону
4. Не гидролизуется
5. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора:
А) Cr2(SO4)3 1. Кислая
Б) NaNO2 2. Нейтральная
В) KNO3 3. Щелочная
Г) Li2SiO3
Тест по теме «Гидролиз солей» Вариант 2.
1.Среда водного раствора бромида кальция: а) нейтральная; б) щелочная; в) кислая.
2. Кислую среду имеет водный раствор: а) сульфат калия; б) сульфат меди (II); в) сульфит натрия.
3.Щелочную среду имеет водный раствор: а) нитрат магния; б) сульфид калия; в) сульфат стронция
4. Установите соответствие между формулой соли и типом гидролиза:
А) СН3СООNH4 1. По катиону
Б) K2SO3 2. По аниону
В) Al(NO3)3 3. По катиону и аниону
4. Не гидролизуется
5. Установите соответствие между названием соли и средой ее водного раствора:
А) Fe(NO3)2 1. Кислая
Б) Ca(NO2)2 2. Нейтральная
В) CH3COONa 3. Щелочная
Г) Al2(SO4)3