СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Химический состав клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Химический состав клетки.Тип урока: Урок открытия новых знаний. Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Химический состав клетки"»

Урок биологии 5 класс «Химический состав клетки»


Тема урока: Химический состав клетки.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.

Цель: изучить химический состав клетки, выявить роль органических и неорганических веществ.

Задачи:

- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать химический состав клетки;

- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

- уметь отличать органические вещества от неорганических.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

- познавательные:- работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;

- уметь использовать символы, схемы для структурирования информации.

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

  3. Продолжить формирование навыков использовать символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.

  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  4. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная,фронтальная..

Методы:частично-поисковый.

Информационно-технологическиересурсы: учебник, плакат «Строение клетки», кислота, лакмус, семена подсолнечника, листья капусты, клубень картофеля, салфетки, кусочек теста, марля.

Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.

Ход урока

I. Мотивация

Добрый день, ребята!

Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Говорят, « улыбка – это поцелуй души». Я рада , что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень активно поработаем.

Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.

Сейчас я хочу показать опыт. Внимание!

    1. Раствор марганцовки с уксусом→ покраснение раствора; к полученному раствору добавляем соду→ зеленое окрашивание.

    2. В раствор марганцовки добавляем раствор перекиси водорода→ обесцвечивание раствора.

Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? ( превращение)

Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. А какая наука изучает вещества и их превращения? (химия) Молодцы, все знаете!

Вы наверное не раз слышали выражение «Химия вокруг нас». Но это утверждение не совсем точное, так как химия не только вокруг нас, но и … (внутри нас). Теперь ответьте еще на один вопрос, который поможет сформулировать тему нашего урока. Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно.

Так какова же тема сегодняшнего урока?

Тема урока «Химический состав клетки».


II. Актуализация пройденного материала.

Мы уже изучили строение клетки. Давайте вспомним и проверим наши знания.

Учащиеся работают у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока.

  1. Какие структуры отсутствуют в клетках кожицы лука?


х

Л

о

р

о

п

л

а

с

т

ы


2.Учёный открывший клетку?


г

у

К


3.С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?


м

и

К

р

о

с

к

о

п


4.Процесс преобразования солнечной энергии в химическую?


ф

о

т

о

с

и

н

т

Е

з


5.Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.


в

А

к

у

о

л

ь


6.Органоид, который является источником энергии в клетке.


м

и

Т

о

х

о

н

д

р

и

я


  1. Затем ребята работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.


Карточка1.

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа.

  1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:

А- рибосома Б- митохондрия В - хлоропласт Г- лизосома

  1. Клеточная стенка имеется у клетки:

А- растительной Б- бактериальной В - животной

3. Органоид, который является источником энергии:

А- - митохондрия Б – аппарат Гольджи В – вакуоль Г- ядро

4.Какой клетке характерен процесс фагоцитоза:

А- вирусы Б – животной В- растительной Г- бактерии

5. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные прцессы::

А – Ядро Б –цитоплазма В –вода Г –ЭПС


Карточка 2

Выбери правильный ответ:

1.Клеточная оболочка не характерна для:

А - растений Б –животных В- грибов

2. Растительная клетка отличается от животной наличием:

А- рибосом Б- хлоропластов В – митохондрий

  1. Допиши:

Для передвижения некоторые одноклеточные животные используют специальные приспособления в виде…

Ложноножек или псевдоподобий, ресничек, жгутиков.


Карточка3

Тестовые задания с выбором одного правильного ответа.

1. Цитоплазма:

А- содержит различные органоиды Б -все перечисленное верно В -полужидкое содержимое

Г- объединяет все структуры клетки и обеспечивает их взаимодействие

2. В растительной клетке пластиды находятся в

А-ядре Б- цитоплазме В- клеточном соке Г- вакуолях

3.Ткань – зто

А - группа клеток, расположенных рябом в теле растений

Б- совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определенные функции

В- все клетки, образующие данный орган растения

Г – вещество, выделяемое клетками для защиты растений

4. В растительной клетке пластиды находятся в

А-ядре Б- цитоплазме В- клеточном соке Г- вакуолях


III. Актуализация нового материала.

Ребята, ознакомьтесь с текстом своих учебников на стр. 56 и попробуйте самостоятельно составить схему «Вещества клетки».


Вещества клетки



неорганические вещества органические вещества Органические вещества




вода минеральные соли белки жиры углеводы


Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.

Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав.

Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 112, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ.

Из чего состоят химические вещества? ( Из атомов)

Все вещества клетки можно разделить на органические и неорганические?

Давайте выполним в рабочей тетради задания 2.3


Неорганические вещества – это вода и минеральные соли.Вы наверняка слышали, что человек на 80% состоит из воды. В клетках растений также есть вода в среднем около 60%.


Демонстрационный опыт, доказывающий наличие воды в клетках.

  1. Прокаливание семян

Положим в пробирку сухие семена огурца и прокалим их на огне. На стенках пробирки мы увидим капельки воды, которая выделилась при нагревании из клеток

2. Взвешивание.

Я заранее взяла два листа капусты одинаковой массы: Один из них высушила.. как вы думаете , зачем? (Правильно, испарилась вода из клеток растения).

Теперь давайте взвесим оба листа и посмотрим, сколько же там было воды. Запишем результаты в тетрадь.

Роль воды в клетке:

  1. Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.

  2. Входит в состав цитоплазмы.

  3. Составляет основу клеточного сока.

Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества:

- водоросли – йод, поэтому людям испытывающим недостаток этого элемента рекомендуют есть морскую капусту;

- лютики- накапливают литий и по их месту произрастания можно судить о химическом составе почвы.

- хвощ –растет, там где кислые почвы.

Роль минеральных солей в клетке:

  1. Необходимы для нормального обмена веществ между клеткой и средой;

  2. Входят в состав межклеточного вещества.

  3. Вода и минеральные соливходят и в состав неживой природы. О чём это может говорить? (между химическим составом живых организмов и неживой природой существует принципиальное единство).


Демонстрационный опыт по определению массы золы в клетках растений.

Вы помните, сколько весил наш сухой лист. Теперь давайте мы его сожжем, а потом взвесим то, что останется после горения, т. е. золу. Зола состоит из минеральных веществ, которые содержались в клетках листьев капусты. При горении сгорели только органические вещества. Масса золы приблизительно 15% от массы листа. Следовательно, правы из вас оказались те, кто считал, что органических веществ в клетках больше, чем неорганических.

А сейчас вы сами проделаете ряд исследований.


Демонстрационные опыты, доказывающие наличие углеводов в клетке.

Определение крахмала

А) На клубень картофеля капните йод. Что наблюдаете?

Проделаем еще один опыт

Б)Для этого возьмите стаканчик, налейте в него немного воды, приблизительно треть и опустите туда комочек теста, завернутый в марлю. Поболтайте его в стаканчике.

Что вы наблюдаете? (Помутнение воды)

Отлейте немного воды в стаканчик и накапайте туда раствор йода.

Что наблюдаете? (Раствор посинел)

Какой вывод мы можем сделать? (В клетках растений содержитсякрахмал, который синеет при действии йода)

В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?

Как вы думаете из чего получают сахар?(правильно, из сахарного тростника или свеклы)

А что такое тростник и свекла?(Растения)

Какой вывод мы можем сделать опираясь на эти знания? (Правильно, в клетках растений содержится сахар)

Роль углеводов в клетке:

Крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения энергией растения.

Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка.

Где в клетке мы ее обнаружим? (клеточная оболочка)

Как вы думаете, а какую роль это вещество играет? (Придает прочность и упругость различным частям растений)

Отставьте стаканчик в сторону не вынимая теста.


Демонстрационный опыт, доказывающий наличие жира в клетке.

Возьмите салфетку между листочками положите несколько семечек подсолнечника. Обратной стороной карандаша или ручки раздавите семена.

Что наблюдаете? (Появляется жирное пятно на бумаге)

Какой можно сделать вывод? (В клетках растений содержится масло-жир)

Человек с давних пор использует растения, в которых содержится в большом количестве жир. Эти растения называют масличными.

Какие масличные растения вам известны?

Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?

Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира?

Роль жира в клетках: жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.


Демонстрационный опыт, доказывающий наличие белка в клетке.

Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его развернув марлю. Потрогайте его пальцем.

Что чувствуете? (скользкое, клейкое)

Когда сомкнете пальцы что чувствуете? (пальцы склеиваются). Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.

VI. Закрепление по эталону

Самостоятельная работа.

Биологический диктант:

1.Какое вещество используют для определения содержания крахмала.( йод)

2.Одно из органических веществ, которое в клетке используется как вещество запаса.(сахар)

3.Химический элемент, содержание которого в клетке 17%. (углерод)

4.Вещество-углевод, можно обнаружить в клубнях картофеля.(крахмал)

5.Общее название солей, содержащихся в клетке.(минеральные)

6.Органические вещества, необходимые в клетке для получения энергии.(жиры)

7.Группа веществ, к которым относятся вода и минеральные соли.(неорганические)

8.Органические вещества, играющие большую роль во всех жизненных процессах клетки.(белки)

9.Что мы получим, добавив к размолотым зернам пшеницы воду? (тесто)

10.Растительный белок, оставшийся после промывания теста.(клейковина)

11.Цвет воды с крахмалом после добавления раствора йода.(синий)

12.Часть картофеля, в которой при проведении лабораторной работы мы обнаружили крахмал.(клубень)

V. Рефлексия.

Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:



Все ли вам было понятно в течение урока?

Какая часть урока показалось самой интересной?

Какая часть урока вызвала затруднения?

Какое у вас настроение после урока?

Подведение итогов с помощью стихотворения:

Из элементов химических состоят вещества.

И в клетках различных творят чудеса.

Кипит работа.

Идут превращения,

Названье таким превращеньям – явления.

И создают вещества органические

, Процессы те сложные, по сути химические.



VI. Домашнее задание.

Всем:

Параграф §6, вопросы на странице 39, в рабочей тетради задание 5-7 на странице 41-42.

На выбор:

  1. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

  2. Используя ресурсы Интернета или дополнительную литературу, проведите исследование и сделайте краткое сообщение о том, какие растения используют люди в разных странах для производства сахара, кроме сахарного тростника и сахарной свеклы?


Используемая литература:

      1. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. Методическое пособие для учителя. – Воронеж: ИП Лакоценина Н.А., 2011. – 192с.

      2. Пономарёва И.Н. Биология 5 класс: методическое пособие. - Москва: Вентана - Граф, 2013.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!