СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Химическая промышленность России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Химическая промышленность России»

Тема урока:

«Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность».

Цели урока:

- Познакомить учащихся с химико-лесным комплексом России; с особенностями размещения предприятий химической промышленности России.

- Научить детей, пользуясь планом-характеристикой отрасли и картами атласа характеризовать географию химической промышленности России.

- Продолжать развитие у учащихся навыков работы с картами атласа, заполнения таблиц, статистическими материалами.

Задачи:

  • образовательная: рассмотреть особенности химической промышленности России; показать ее значение в экономике России; раскрыть особенности размещения химической промышленности;

  • развивающая:  продолжить формирование умений анализировать, выявлять причинно – следственные связи, работать со статистическим материалом, самостоятельно находить материал по теме и грамотно его оформлять; заполнить таблицу «Химическая промышленность»;  находить отрасли, выпускаемую продукцию, центры, факторы размещения химической промышленности;

  • воспитательная: ответственное отношение к выполнению полученного задания.

Тип урока: комбинированный.

Метод проведения: объяснение, самостоятельная работа, опережение

Требования согласно программе:

  • иметь представление об особенностях химической промышленности;

  • знать: основные районы размещения химической промышленности, факторы размещения основных производств, роль и значение отрасли.

  • уметь: самостоятельно работать с текстом учебника и с картой.

 Оборудование: статистические материала (таблицы, диаграммы), презентация «Химическая промышленность России», мультимедийное оборудование, рабочие тетради, тестовые материалы,  карта химической промышленности России; карты атласа,  ПК, мультимедиапроектор, учебник для 9-го класса В.Я.Ром, В.П. Дронов « География России. Население и хозяйство»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Добрый день уважаемые ребята. (упомянуть о гостях) В этот пасмурный день для настроя на плодотворную работу повернитесь друг к другу и широко улыбнитесь. Садитесь

  1. Актуализация знаний предыдущего урока.

-Какие комплексы мы изучаем? (комплексы производящие конструкционные материалы и химические вещества) Какой комплекс мы уже знаем? (металлургический, чёрная, цветная металлургия) Давайте проверим, что мы знаем об этом комплексе.

Тест (комплексы по производству конструкционных материалов) слайд№1,№2 (взаимопроверка)

3. Изучение нового материала.

-Ребята, сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового комплекса, а какого попробуйте определить сами. У вас на партах находятся предметы, произведенные или добытые на предприятиях этого комплекса (предметы химико-лесного комплекса).Без этих предметов мы уже не представляем нашу жизнь. Какая отрасль промышленности занимается производством таких предметов? (химическая)

- Да, молодцы это действительно химическая промышленность.

Тема урока, постановка цели ознакомление с планом урока.

-И так запишите сегодняшнее число и тему нашего урока.

Слайд№3 (тема, цель)

-Изучение темы пойдёт по следующему плану слайд №4(план урока)

Слайд №5 (химико-лесной комплекс)

-Комплекс состоит из двух крупных отраслей – химической и лесной.

Сегодня нам с вами предстоит изучить особенности химической промышленности, ее состав и значение в экономике России.

Слайд №6 -Ведущую роль играет химическая промышленность, которая является авангардной отраслью наравне с энергетикой и машиностроением, так как она определяет развитие научно-технической революции через химизацию хозяйства. Слайд№7 (запись определения химизация в тетрадь)

Определение-химизация-широкое применение химических технологий и материалов во всех хозяйственных отраслях.

Слайд№8 (Николя Леблан)

Человек в своей жизнедеятельности чрезвычайно тесно связан с химией путем применения продуктов, получаемых в конечном результате. В  1791 году француз Николя Леблан из имеющегося в наличии сырья – каменной соли, угля и известняка – выработал способ получения соды, что и послужило отсчетом рождения химической промышленности.

Химическая отрасль начала выделяться в отдельное специфическое направление производства вместе с началом промышленного переворота. Именно в этот период начали появляться первые заводы по производству серной кислоты, которая является одной из важнейшей минеральных кислот, применяемых человеком. С середины 18 века начали строиться первые химические заводы в Великобритании, Франции, России и Германии. Кроме производства серной кислоты, эти фабрики занимались выработкой кальцинированной соды, необходимой для обеспечения потребностей развивающихся текстильной и стекольной промышленности. В середине 19 века появились заводы искусственных удобрений для сельского хозяйства.

Великобритания, имевшая необходимые сырьевые связи и высокий уровень развития промышленности, была мировым лидером в химическом производстве до конца столетия. На рубеже 19-20 вв. пальму первенства захватила Германия, но уже в 20-е годы окончательным фаворитом химической индустрии стали США. Богатые запасы полезных ископаемых, развитая транспортная сеть и мощный внутренний рынок до сих позволяет американцам успешно конкурировать со странами ЕС, Азии и Россией.

Наша страна по объёму производства химической продукции до революции стояла на 8 месте в мире. В 30-е годы началось массовое строительство предприятий по выпуску синтетических смол и пластмасс, аммиака, азотных и фосфорных удобрений, химических волокон и нитей. Потери, понесенные в первые годы Великой Отечественной войны сказались и на объёме выпуска химической продукции в нашей стране.

По окончании войны она стала перестраиваться на удовлетворение потребностей мирного времени. Проведенная в послевоенные годы огромная работа по восстановлению разрушенных предприятий обеспечила быстрый рост выпуска химической продукции.
В последующие годы увеличивались затраты на научно-исследовательские работы, что привело к значительному росту объёма производства химической промышленности в нашей стране и вывело её на первое место по производству материалов химико-лесного комплекса.


Самостоятельно работая с текстом учебника (параграф 24, стр.106) выявить особенности химической промышленности (кратко записать в тетради).


Особенности химической промышленности


  1. Создание новых материалов с заданными свойствами, превосходящих по многим качествам натуральные продукты.

  2. Ресурсосбережение: экономия труда людей и природного сырья

  3. Обширная сырьевая база, комплексное использование сырья и продуктов переработки (отходов производства), что позволяет повсеместно размещать химические предприятия

  4. Возможность КОМБИНИРОВАНИЯ – создание химических комбинатов, в которых тесно взаимодействуют отрасли химической промышленности с другими отраслями: лесохимия, коксохимия, нефтехимия и т.д. Слайд№9 (проверка уникальности хим. промышленности)

- Несомненно, с продукцией химической промышленности вы встречаетесь гораздо чаще, чем можете предположить. Подумайте, где? Для ответа на этот вопрос нам нужно знать отраслевой состав химической промышленности. Слайд №10(отраслевой состав запись в тетрадь основной схемы)

(ответы учащихся на вопрос где встречаются продукты химической промышленности) Слайды №11-15 (по ходу ответов учащихся)

Конечно! Как можно забыть о предметах гигиены, о косметике, о лекарствах, одежде и обуви! Постирать, вычистить вещи тоже помогает продукция химической промышленности.

Снабжая хозяйство сырьем и материалами, перерабатывая отходы других производств, химическая промышленность сама нуждается в энергии, оборудовании, транспорте. Она, также как и энергетика и машиностроение, непосредственно связана почти со всеми отраслями народного хозяйства и оказывает влияние на их развитие и размещение.слайд№16 (каучук)

-А кто знает почему наш посёлок называется Каучук? (ответы учащихся)

            -Работа с картой "Химическая промышленность".

-Также, как и другие отрасли хозяйства, химическая промышленность имеет свои основные базы на территории нашей страны это слайд №17:·                    

  Северо - Европейская

·                     Центральная

·                     Урало – Поволжская или Волго-Уральская

·                     Сибирская

-Пользуясь картой, атласами перенесите основные базы в контурные карты (по названию основных экономических районов)

Слайд№18 –Вы наверное устали, сделаем небольшую разминку.

Самостоятельная работа в таблицах

У вас на партах разложены таблицы, пользуясь картой (на доске), атласами выполните задание слайд№19 (работа по 2 человека) по окончанию работы характеристика базы, показ её на карте

Вы охарактеризовали основные химические базы нашей страны, а на территории нашей области или района есть хим. промышленность? (ответы учащихся) слайды №20-21

-А сейчас посмотрите видеоролик и ответе на вопрос «какая главная проблема сдерживает развитие химической промышленности»?(экологическая)

Видеоролик (кислотные дожди)

  Слайд№22, №23(читаю я)

4.Закрепление изученного материала

Слайд №24 (задача) ответы: доступное сырьё, в Кемерово проходит трасса газопровода; близость потребителя, Западная Сибирь сельскохозяйственный район.

Слайд №25(кластер)

5.Обобщение и подведение итогов урока.

-На основе изученного сегодня, какой вывод о химической промышленности можем сделать?(после ответов учащихся слайд№21)

Выставление отметок.

6.Домашнее задание. Слайд №27





Рефлексия Приём «Кластер»

1. Необходимо написать ключевое слово или предложение в середине листа или доски.

2. Далее записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.

3. По мере того как возникают идеи необходимо устанавливать связи между ними.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!