I.Организационный момент. ΙI. Актуализация знаний. | - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте. (музыкальное приветствие) - Предлагаю настроиться на музыкальный лад. Давайте мы с вами споем песенку. - Спасибо! Вы все большие молодцы! Опрос. - Я предлагаю вам немножко поиграть. Наша игра называется «Данетка». Я буду вам задавать вопросы. Кто согласен, говорит «ДА», не согласен - говорит «НЕТ». Итак, начнём… (показывают пальчиками) ИГРА «Данетка» 1. Симфонический оркестр это вокальная группа? 2. Симфонический оркестр это группа музыкантов исполняющих музыкальные произведения? 3. Флейта относится к ударным инструментам? 4. Скрипка относится к струнным инструментам? 5. Картины пишет писатель? 6. Рассказы, сказки - это творения художника? 7.Картины пишет художник? 8.Музыку пишет композитор? - Молодцы! Давайте проверим наши знания (работа по проверке с презентацией). - Кто ответил без ошибок, поднимите руки. - Молодцы. - А если я скажу так: « КАРТИНЫ ПИШЕТ КОМПОЗИТОР. БУДУ ЛИ Я ПРАВА?». - Что же нам надо сделать, чтобы найти правильный ответ? В роли кого нам надо сегодня побыть? - Если мы с вами композиторы, чем мы будем писать картину? | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Поют вместе с учителем, предложенную песню. Задаю вопросы, дети отвечают. Самопроверка. Поднимают руки Проговаривают варианты ответов с объяснением своей точки зрения, подводится итог, доказывают свои различные мнения. - Нам надо самим побыть композиторами и попробовать написать картину Звуками. | Л: принятие и освоение социальной роли обучающегося. Р: саморегуляция – способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. К: слушать и вступать в диалог, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. К: формирование умения слушать и слышать. П: формирование общего представления о искусстве, моделирование различных отношений между объектами Р: оценка своих знаний Л: формирование самооценки К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли Л: умение выделять нравственный аспект поведения Р: контроль П: строить рассуждение К: умение выражать свое мнение |
III. Открытие новых знаний. | - Ребята, перед вами портрет русского композитора - Модеста Петровича Мусоргского. Модест Петрович не только любил музыку, но и увлекался живописью. Однажды он посетил выставку своего друга В. Гартмана. Виктор Гартман был не только художником, но и архитектором, декоратором, дизайнером. Создавал эскизы костюмов, игрушек. Прогуливаясь по выставке внимание Модеста Петровича привлекли 10 картин. Глядя на эти картины, у него появилось огромное желание написать эти картины музыкой. - Как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим на уроке? Давайте мы сформулируем тему нашего урока. Как ее можно назвать? - «Картинки с выставки» - Хорошо. Запишем в тетради. - Какую цель мы поставим на уроке: «Картинки с выставки» состоят из 10 самостоятельных фортепианных пьес: 1. Гном; 2. Старый замок 3. Ссора детей после игры 4. Быдло; 5. Балет невылупившихся птенцов; 6. Два еврея – богатый и бедный; 7. Лиможский рынок; 8. Катакомбы; 9. Избушка на курьих ножках; 10. Богатырские ворота; Сегодня мы остановимся на некоторых из них. - Ребята, к нам, кажется, кто-то пришёл… (Презентация с отрывком из м/ф «Трое из Простаквашино», Печкин со словами « Я вам посылочку принёс») - Давайте посмотрим, что нам принесли. Это конверты. А что в них, мы сейчас посмотрим в группах. Ребята, перед уроком вы получили цветные картинки-смайлики. Посмотрите, пожалуйста, внимательно на свои картинки и цвет, который у вас на партах. Поделитесь на группы соответственно ваших изображений. Каждой группе будет дан конверт с заданием. 1 группа – «Балет невылупившихся птенцов» - (голубые конверты) 2 группа – «Гном» - (розовые конверты) 3 группа – «Избушка на курьих ножках» - (фиолетовые конверты) 4 группа – «Богатырские ворота» - (зеленые конверты) - Выполните задание. Подготовьте защиту своих мнений. Алгоритм действий: Внимательно рассмотрите репродукцию. Что на ней изображено? В таблице закрасьте те слова, которые могут относиться к вашему изображению. Обоснуйте свой ответ. Подумайте, какие звуки можно использовать для характеристики изображения ( высокие, низкие, средние, громкие, тихие, отрывистые, плавные, быстрые, медленные) – закрасьте их Чья группа справиться с заданием, подает сигнал (спрашиваю первую группу, вторая группа внимательно слушает) Ответ I группы: «Балет невылупившихся птенцов» - Теперь давайте прослушаем фрагмент пьесы к вашей картинке (проигрываю фрагмент пьесы к картине). - Схоже ли ваше мнение с музыкой? ФИЗМИНУТКА Ответ II группа – «Гном» III – группа – «Избушка на курьих ножках» IV группа - «Богатырские ворота» - Теперь давайте прослушаем фрагмент пьесы к вашей картинке (проигрываю фрагмент пьесы к картине). - Схоже ли ваше мнение с музыкой? - Молодцы! Из вас получились отличные композиторы. | Учащиеся слушают учителя, рассматривают «Картинки с выставки», дают название картин. Дети предлагают свои варианты. Записывают тему урока. - Может ли композитор написать картину Ученики, согласно изображениям, организуются в четыре группы. Работа в группах с материалом, находящимся на партах. Предлагаю репродукции к произведениям Мусоргского «Картинки с выставки». Отвечают по предложенному учителем алгоритму. (Весело, игриво, забавно, шутливо) Каждая группа защищает свои наработки по алгоритму. Каждая группа аргументирует свои ответы. (таинственно, сумрачно, игриво, загадочно, энергично) (гневно, энергично, загадочно, коварно, таинственно) (торжественно, мужественно, величественно, мощно) Учащиеся сравнивают звучание музыки и предложение групп. | Р: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно П: поиск и выделение необходимой информации Л: формирование интереса к музыке и различным видам музыкально- творческой деятельности, формирование самооценки, формирование установки на здоровый образ жизни через прослушивание классической музыки. П: приобретение элементарных навыков в музыкально- творческой деятельности. Л: развитие творческого воображения. К: приобщение к сотворчеству, формирование умения слушать и слышать, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, характеризовать и описывать объект. Р: планировать результаты решения поставленной задачи. П: формирование умения составлять целое из частей. Р: оценка своей деятельности, адекватное восприятие оценки своей деятельности учителем. П: рефлексия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Л: умение проявлять эстетическое отношение к действительности. |
IV. Развитие умений. | - Посмотрите сколько интересных картинок у нас получилось, прямо как на выставке. Вы отлично справились. Молодцы!!! - Сегодня мы с вами познакомились с творчеством замечательного композитора М.П.Мусоргского, который, когда-то, так же как и вы сегодня, увидел эти замечательные картинки на выставке. - А теперь посмотрите, все ли понятия вам известны? (слайд в презентации со словами: КОМПОЗИТОР ХУДОЖНИК СЮИТА) - Мы сегодня с вами прослушали отрывки из сюиты... Что же такое сюита? Составьте определение (вставьте недостающие слова) Данный сюжет заинтересовал не только художника и композитора, но и мультипликаторов. Предлагаю познакомиться с фрагментами мультфильма «Картинки с выставки». - Понравился ли вам мультфильм? - Такими вы представляли себе героев? - А сейчас я предлагаю спеть песню, которая называется «Картина», но перед этим мы с вами распоемся. - Молодцы! | - Мы не знаем, что такое «Сюита». На доске слова: МУЗЫКАЛЬНОЕ, НЕСКОЛЬКО ЧАСТЕЙ, ОДНА ТЕМА (дети вставляют их в текст, написанный на доске) МУЗЫКАЛЬНОЕ произведение. состоящее из НЕСКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ и имеющее ОДНУ ТЕМУ Просматривают мультфильм Сравнивают: такими ли они представляли героев картинок. Отвечают. Распеваются и исполняют песню. (Слова песни предложены на карточках). | П: структурирование знаний, поиск и выделение необходимой информации, анализ, синтез, подведение под понятие Р: коррекция- внесение необходимых дополнений К: умение строить продуктивные взаимодействия и сотрудничества |