« Школа № 37» г. Анжеро-Судженск
-Учить, изображая зимнюю природу, передавать колорит зимы.
-Формировать эстетическое восприятие зимнего пейзажа в действительности и в искусстве;
-Продолжать развивать графические навыки и умения в передаче красоты формы и цвета зимнего дерева.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Предметные и метапредметные УУД |
Организационный момент |
Прозвенел звонок, начался урок. Всё проверили на партах, сели ровно. | Подготовка и проверка художественных материалов и принадлежностей | Регулятивные УУД Самооценка готовности к уроку |
Эмоциональный настрой |
Звучит песня «Три белых коня», куплет и припев. -Как вы думаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить? Постановка темы урока: «Да, за окном зима! И сегодня на уроке мы будем говорить о красоте зимней природы». - Каждое время года красиво по-своему -Какими красивыми словами можно сказать о зимней природе? -Давайте вспомним, а какая бывает зима? - За красоту люди придумали ей ласковые названия. Какие? Изобразим пейзаж | Слушают песню Отвечают на вопросы - Зима бывает разная – суровая, холодная, злая, вьюжная, колючая. Но бывает и красивая, белоснежная, весёлая, волшебная, чудесная. -Зимушка-зима -Гостья-зима -Зима-волшебница | Познавательные УУД формирование интереса к теме урока, его содержанию |
О пейзаже |
Вводное слово о пейзаже. Как можно запечатлеть, неповторимый момент природы? Как называться картина природы? Что на ней может быть изображено? | Отвечают на вопросы. Природу можно сфотографировать или написать картину. Пейзаж – изображение окружающего нас мира (море, город, деревня, лес, улица, завод …) | Познавательные УУД формирование интереса к теме урока, его содержанию
Предметные УУД Формирование художественной культуры, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством |
Выделяют несколько видов пейзажей. По картинам определим и дадим названия этим видам. Предлагает разобраться, где какой пейзаж. Дает задание 1. Соотнесите репродукции с видом пейзажа. | Несколько обучающихся работают у доски. К названиям городской, деревенский, лесной, подбирают репродукции. Обосновывают свой выбор. |
Как называются художники пишущие пейзаж? Каких художников - пейзажистов знаете? | Отвечают на вопросы. Делятся знаниями. |
Беседа по картине Константина Юона «Русская зима». |
Рассматривание картины учащимися. Определение содержания картины по вопросам учителя: -Что же изображено на картине? (Зимний день в подмосковном поселке, зимние забавы детей. Очень красивы берёзы в зимнем убранстве, ёлочки, припорошенные снегом. Люди, собака, всадник на лошади, дома оживляют пейзаж). -Как вы думаете, какое время суток изобразил художник? (Время к обеду, потому что утром играть на улице холодно, а к обеду теплеет, и самое время - поиграть и покататься на санках). -Что вы видите на переднем плане картины? -Что изображено вдали? -Какие цвета использует художник? (Голубой, синий, серый, лиловый, белый - холодные цвета - цвета зимы). -Почему художник назвал свою картину «Русская зима»? -Что же хотел сказать художник своей картиной? Какие чувства хотел передать? (Он любит русскую зиму, снежную и пушистую, такую же, как и у нас. Он вместе с героями своей картины радуется снегу, солнцу, восхищается сказочной красотой леса. Ему приятно видеть веселых, счастливых детей). o Учащиеся дают оценку картине («нравится», «не нравится», «почему нравится»). | Рассматривают картины художника. Отвечают на вопросы. Как можно назвать данную работу? Обратите внимание на композицию. Чему уделяет внимание художник. Что является главным в картине? Какое настроение несет произведение? Какие композиционные средства использует художник? | Предметные УУД овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства Личностные УУД развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства Познавательные УУД сравнивать, анализировать, делать выводы |
Беседа по картине Ивана Ивановича Шишкина «Зима». |
Иван Иванович Шишкин очень любил природу, особенно лес, и изображал его в разное время года. Даже фамилия художника больше «лесная» - Шишкин. - Рассмотрите внимательно картину. Представьте себе, что мы с вами отправились на прогулку в лес, в тот самый, который изображен И.И. Шишкиным на картине• Вопросы к учащимся: -Что изображено на картине? (Зимний лес). -Что с первого взгляда поражает в картине? (Красота зимнего леса, много снега.) -Что изображено на переднем плане? (Упавшие стволы деревьев. Сосны стоят, словно богатыри, большие, огромные, гигантские. Снег на земле, снег на деревьях.) -Что изображено на заднем плане? (На заднем плане - темный лес.) -Каким изобразил художник лес справа? (Темный дремучий лес стоит непроходимой стеной.) -Каким изобразил художник лес слева? ( Лес поредевший, просвеченный.) -Что хотел сказать художник своей картиной? Можно ответить строками из стихотворений известных русских поэтов. | Учащиеся самостоятельно рассматривают картину. Отвечают на вопросы Обучающиеся читают стихотворение: Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Легкой цепью пуховой... Ф. Тютчев - дают оценку картине («нравится», «не нравится», «почему нравится»). | |
Подготовка к художественной деятельности |
Определение последовательности выполнения рисунка. | Проговаривание последовательности работы над пейзажем Определение формата листа. Композиционное решение Карандашный набросок Работа в цвете начинается с работы над средой. Затем работаем над элементами заднего плана, после работаем над предметами переднего плана, работу заканчиваем прорисовкой деталей | Личностные УУД мотивации к творческой деятельности, работе на результат; |
Практическая работа |
Организация индивидуальной работы, похвала, показ необычных решений работы | Выполнение творческой работы | Регулятивные УУД умение фиксировать способ деятельности, составлять план работы над образом |
Подведение итогов художественной деятельности (2-3 мин.) |
Какие работы выполнили? Экспресс выставка. | Отвечают на вопросы, анализируют свои работы и работы одноклассников, самооценка работы. | Личностные УУД Адекватное высказывание о работах |
Рефлексия деятельности на уроке |
С творчеством, каких художников познакомились? | Дополняют предложения У меня получилось ……….… Мне понравилось ………..… Я знаю ……………………..… | Личностные УУД владение познавательной и личностной рефлексией |
Уборка рабочего места | | |