СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Изображения в оптических приборах"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - обобщение по изображениям в оптических приборах.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Изображения в оптических приборах"»

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Приамурский государственный университет

имени Шолом - Алейхема»
















Урок по теме:

«Изображения в оптических приборах»

8 класс









Преподаватель физики лицея ПГУ имени Шолом — Алейхема

Кабанова Галина Ильинична







БИРОБИДЖАН

2022


Цели урока:

деятельностная цель: формирование умений в систематизации знаний об оптических приборах;

содержательная цель: расширение базы ключевых слов за счет включения новых понятий.

Задачи урока:

образовательные: создать условия для осмысления новой учебной информации, проверить уровень построения изображений в линзах, способствовать формированию представления о роли оптических приборов в жизни;

развивающие: аргументировать выводы по характеристикам изображений в оптических приборах, развивать сравнительный анализ изображений, оценивать свою деятельность;

воспитательные: стимулировать познавательный интерес, развивать внимательность, аккуратность, точность.

Тип урока: комбинированный(связь элементов открытия нового знания с элементами развивающего контроля).

Метод: частично — поисковый.

Формы: фронтальная беседа, индивидуальная деятельность и работа в группе.

Межпредметные связи: геометрия, валеология(зрение), техника.

Этапы урока:

-организационный момент(мотивация к учебной деятельности),

-актуализация знаний,

-первичное усвоение новых знаний,

-осмысление и закрепление знаний,

-итоги урока, рефлексия,

-домашнее задание.

Ресурсы урока: набор ЦОР(схема глаза, близорукость и дальнозоркость), приборы: очки, лупа, фотоаппарат, микроскоп, объективы телескопа, обобщающая таблица для приборов, инструменты для построения изображений(линейка, карандаш), рабочая тетрадь схемы и рисунки для пояснения сообщений.

Презентация в папке «Конкурс ПГУ» по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/ns6S/ByXEvYgTZ

Планируемые результаты:

Личностные

понимание значения знаний, сохранение мотивации в учебной деятельности, проявление интереса к новой информации, понимание значения зрения и его сохранения, способность с самооценке, обмен мнениями, умение слушать друг друга.

Предметные

умение представлять и применять полученные знания, применение способа определения увеличения линзы, описание изображений в приборах.

Метапредметные

нахождение нужной информации, выделение главного, осуществление измерений и вычисление увеличения линзы.

ХОД УРОКА


1. Организационный момент(мотивация к учебной деятельности)

Проверка готовности к уроку(домашняя подготовка сообщений по применению линз).

Эпиграф урока:«Незнающие пусть научаться, а знающие вспомнят ещё раз»(афоризм).

На экране показываем зерна чечевицы.

Вопрос:

-Вы задумывались над происхождением слова ЛИНЗА?

-Как вы думаете, на что похоже это зерно по форме?

Линза — латинское слово и в переводе означает чечевица. Чечевица — растение, семена которого похожи на горох, но горошины не круглые, а имеют вид пузатых лепешек. Поэтому все круглые стекла, имеющие такую форму, стали называть линзами.

- Какие приборы у вас имеются на столах?

- Что их связывает с изученной темой?

(Обучающиеся находят связь между линзой и приборами и помогают сформулировать тему урока, показывая желание и готовность к учебной деятельности).

2.Актуализация знаний

Повторение правил построения изображений в линзах, описание изображений.

Задание: Построить изображение в собирающей линзе для случая(d 2f) дать характеристику изображения(ПРИЛОЖЕНИЕ 1 — выдать каждому ученику лист для выполнения).








Вопросы по домашней работе:(ответы на листок с выполненным заданием)

1.Что происходит с изображением в собирающей линзе, если предмет приближается к линзе?

2.Всегда ли собирающая линза дает действительное изображение?

3.Первичное усвоение новых знаний

По единому плану рассматриваем оптические приборы по сообщениям обучающихся. Особое внимание на описание изображения. Сообщения следуют в соответствии с планом не более 5 минут.

ПЛАН:

  • Название прибора.

  • Почему его относят к оптическим.

  • Сколько линз и какие используются в конструкции прибора.

  • Какое дает изображение.

  • Применение.

(Обучающиеся по ходу урока заполнят таблицу, которую перед уроком выдать каждому ученику). ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Для сопровождения рассказа используем презентацию «Оптические приборы» и пособия. Изготовленные обучающимися.

(ссылка: )

После сообщения об оптической системе «глаз», предлагаем советы для сохранения зрения(ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

После последнего сообщения требуется вывод. Вывод по таблице на основе сравнения изображений.

4. Первичное осмысление и закрепление

Вопрос:

-Какие характеристики линз вы считаете главными?

(Обучающиеся указывают на увеличение линзы)

Практическая работа

«Определение увеличения линзы»

Цель: измерить фокусное расстояние собирающей линзы и определить её увеличение.

Приборы: собирающая линза, экран, линейка.





Получить четкое изображение рамы окна на экране, измерить фокусное расстояние и вычислить увеличение Г = 25см/F. Вывод.

5. Итоги урока

«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться.»

(Леонардо да Винчи)

Выставление оценок за урок.

РЕФЛЕКСИЯ(выдать обучающимся на отдельном листочке вопросы)

Оцените свою работу на уроке. Ответьте на вопросы «да» или «нет».

1.Получили ли вы новую информацию?

2.Удовлетворены ли вы своей деятельностью на уроке?

3. Была ли у вас возможность проявить себя?

4. Было ли на уроке общение по-настоящему деловым?

5.Вам понравилось на уроке?

При наличии времени рефлексию проводим другим способом «Рефлексивный экран».

Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал...

2. было интересно...

3. было трудно...

4. я выполнял задания...

5. я понял, что...

6. теперь я могу...

7. я почувствовал, что...

8. я приобрел...

9. я научился...

10. у меня получилось ...

11. я смог...

12. я попробую...

13. меня удивило...

14. урок дал мне для жизни...

15. мне захотелось...

6. Домашнее задание

а)Предложите доказательство того, что каплю воды можно применять в качестве увеличительного стекла.

б)Можно ли утверждать, что двояковыпуклая линза является собирающей.

(использовать фрагмент видеофайла с момента 52мин40сек по ссылке: https://cloud.mail.ru/public/gH5W/WRvDAJ8SC )

в)построить изображение в системе 2-х собирающих линз, используя подсказку.

Литература:

Перышкин, А.В. Физика. 8 кл: Учебник для общеобразовательных учебных заведений/А.В.Перышкин, - М.: Дрофа, 2020. - 191 с.

Марон, Е.А. Опорные конспекты по физике, 7,8,9 классы/А.Е.Марон, Е.А.Марон, -М.:Просвещение, 2008 — 125с.








ПРИЛОЖЕНИЯ















Практическая работа

«Определение увеличения линзы»

Цель: измерить фокусное расстояние собирающей линзы и определить её увеличение.

Приборы: собирающая линза, экран, линейка.


1 способ

Фокусное расстояние

увеличение линзы










Вывод:



2.Советы по зрению:3. Сравнение оптических приборов

Название прибора

Линзы(какие и сколько)

Описание изображения

применение

Лупа





Фотоаппарат





Глаз





Микроскоп







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!