СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Изменяется ли язык с течением времени"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вводный урок русского языка в 7 классе с целью формирования понятия о русском языке как изменяющемся явлении. Обучающиеся знакомятся с историй появления бувы ё в русском алфавите, с некоторыми словами, лексическое значение которых меняется со временем, с новым термином "этимология". 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Изменяется ли язык с течением времени"»

Урок русского языка в 7а классе

Тема: Изменяется ли язык с течением времени

Цели: 1. Формирование понятия о русском языке как изменяющемся явлении.

2. Формирование умения объяснять роль и смысл эпиграфа, грамотного оформления его записи.

3. Закрепление орфографических навыков.


Ход урока

Язык изменчив,

как изменчива сама жизнь.

С. Я. Маршак

I. Оргмомент.

1. Беседа. Знакомство с учебником.

2. Требования к тетрадям и к выполнению домашних работ.

3. Постановка цели В 7 классе мы будем продолжать изучение морфологии, и таких частей речи как наречие, предлог, союз, частица.

Задание: поставьте для себя цель. Например: «Я научусь отличать наречие от других частей речи».


II. Работа над темой урока.

1. Чтение эпиграфа.

Учитель: Что такое эпиграф?

(Эпиграф от греч. «epi» – расположение поверх чего-либо + «grafo» - пишу)

Эпиграф – это цитата или краткое изречение, предваряющее сочинение или отдельный его раздел, в котором поясняется замысел, идея произведения или его части.

Например, к повести «Капитанская дочка» значится эпиграф: «Береги честь смолоду»

- Подберите слова с таким же иноязычным корнем.

(Эпиграмма, эпитафия, эпизод, эпилог)

- Согласны ли вы с эпиграфом?

- Почему изменяется язык?

(1. В результате общения между народами в язык проникают заимствования. Так ещё в X-XI в.в. после крещения Руси и принятия христианства на Руси появились византийские церковные книги, которые переводили с греческого языка.

2. Из объективного желания упрощать, экономить речевые усилия. Во время реформы языка 1917 года ушли из языка буквы «ять» и «ижица».

Самая молодая в русском алфавите буква Ё. Известен её создатель, у нас есть «день рождения», и в 1997 году ей исполнилось 200 лет. В 1797 году писатель и историк Николай Михайлович Карамзин издал второй альманах Стихов «Аноиды», в котором впервые использовал букву Ё. До этого для обозначения ударного звука 0 после мягких согласных использовали диграф iо, введённый в 1735 г., например, слiозы. А в древнерусском языке звук о после мягких совсем не употреблялся. Вместо мёд, слёзы, нёс произносили мед, слезы, нес.

3. Меняется уклад жизни, обычаи, развивается культура, наука)


2. Упр. 1

Задание: Выписать главную мысль.

(Некоторые слова, лексическое значение которых со временем меняется

Вратарь – сторож городских ворот, соратник – сотоварищ в битве.

- Что обозначают эти слова сейчас?


3. Работа с цитатой.

Вот что пишет поэт Н. Асеев в своей статье «Жизнь слова»:

«Взять хотя бы самые простые слова, как-то: вода, хлеб, ладонь, день. В их ходовом применении совершенно перестало слышаться первоначальное корневое значение. В самом деле, разве в слове вода мы ощущаем то, что она «ведёт» куда-то, т. е. служит путём, дорогою, какой она была для наших предков, передвижение которых совершалось главным образом по рекам. Моя бабка. Помнившая ещё крепостное право, всегда поправляла говорившего, что нужно пойти за водой: «За водой пойдёшь – не воротишься! По воду – вот как надо сказать!»

Хлеб. Кто услышит в этом слове старинное корневое значение жидкой еды – может быть сваренного, толчёного зерна, заправленного в болтушку, не выпеченного, не поднявшегося в дёже, что было при более развитом состоянии хозяйства?

Связь слова хлеб с глаголом хлебать несомненна, оно родственно и слову похлёбка.

Задание: Подберите однокоренные слова, используя исконное значение слова.

( хлеб, хлебушек, хлебать, похлёбка, нахлебник, хлебный, нахлебаться)


4. Знакомство с новым термином.

Учитель: Есть специальная наука, которая занимается происхождением слов – этимология.


Этимология (греч. – etimos - «истина» + logos – «понятие, учение») изучает происхождение слова, его родственные связи с другими словами в этом или других языках.

Узнать о происхождении слова можно, заглянув в этимологический словарь.

Этимологический (исторический) анализ слова раскрывает не только интересные, но очень полезные сведения о нем. Например, почему нужно писать букву Е в слове сметана? Исторический анализ помогает разобраться в этом вопросе. Оказывается, имя существительное сметана образовано от слова смётанная и первоначально обозначало «смётанная, собранная в кучу часть сквашенного молока»


5. Упр. 3, 4

Задание: Определите современный состав слова и исторический. С помощью этимологического анализа объясните правильное написание слов.

Природа, родина, ветчина, колесо, сокровище, обед, околица и др.

III. Домашнее задание: Творческая работа. Изобразить на альбомном листе этимологию любого слова, используя этимологический словарь.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!