Урок русского языка в 7а классе
Тема: Изменяется ли язык с течением времени
Цели: 1. Формирование понятия о русском языке как изменяющемся явлении.
2. Формирование умения объяснять роль и смысл эпиграфа, грамотного оформления его записи.
3. Закрепление орфографических навыков.
Ход урока
Язык изменчив,
как изменчива сама жизнь.
С. Я. Маршак
I. Оргмомент.
1. Беседа. Знакомство с учебником.
2. Требования к тетрадям и к выполнению домашних работ.
3. Постановка цели В 7 классе мы будем продолжать изучение морфологии, и таких частей речи как наречие, предлог, союз, частица.
Задание: поставьте для себя цель. Например: «Я научусь отличать наречие от других частей речи».
II. Работа над темой урока.
1. Чтение эпиграфа.
Учитель: Что такое эпиграф?
(Эпиграф от греч. «epi» – расположение поверх чего-либо + «grafo» - пишу)
Эпиграф – это цитата или краткое изречение, предваряющее сочинение или отдельный его раздел, в котором поясняется замысел, идея произведения или его части.
Например, к повести «Капитанская дочка» значится эпиграф: «Береги честь смолоду»
- Подберите слова с таким же иноязычным корнем.
(Эпиграмма, эпитафия, эпизод, эпилог)
- Согласны ли вы с эпиграфом?
- Почему изменяется язык?
(1. В результате общения между народами в язык проникают заимствования. Так ещё в X-XI в.в. после крещения Руси и принятия христианства на Руси появились византийские церковные книги, которые переводили с греческого языка.
2. Из объективного желания упрощать, экономить речевые усилия. Во время реформы языка 1917 года ушли из языка буквы «ять» и «ижица».
Самая молодая в русском алфавите буква Ё. Известен её создатель, у нас есть «день рождения», и в 1997 году ей исполнилось 200 лет. В 1797 году писатель и историк Николай Михайлович Карамзин издал второй альманах Стихов «Аноиды», в котором впервые использовал букву Ё. До этого для обозначения ударного звука 0 после мягких согласных использовали диграф iо, введённый в 1735 г., например, слiозы. А в древнерусском языке звук о после мягких совсем не употреблялся. Вместо мёд, слёзы, нёс произносили мед, слезы, нес.
3. Меняется уклад жизни, обычаи, развивается культура, наука)
2. Упр. 1
Задание: Выписать главную мысль.
(Некоторые слова, лексическое значение которых со временем меняется
Вратарь – сторож городских ворот, соратник – сотоварищ в битве.
- Что обозначают эти слова сейчас?
3. Работа с цитатой.
Вот что пишет поэт Н. Асеев в своей статье «Жизнь слова»:
«Взять хотя бы самые простые слова, как-то: вода, хлеб, ладонь, день. В их ходовом применении совершенно перестало слышаться первоначальное корневое значение. В самом деле, разве в слове вода мы ощущаем то, что она «ведёт» куда-то, т. е. служит путём, дорогою, какой она была для наших предков, передвижение которых совершалось главным образом по рекам. Моя бабка. Помнившая ещё крепостное право, всегда поправляла говорившего, что нужно пойти за водой: «За водой пойдёшь – не воротишься! По воду – вот как надо сказать!»
Хлеб. Кто услышит в этом слове старинное корневое значение жидкой еды – может быть сваренного, толчёного зерна, заправленного в болтушку, не выпеченного, не поднявшегося в дёже, что было при более развитом состоянии хозяйства?
Связь слова хлеб с глаголом хлебать несомненна, оно родственно и слову похлёбка.
Задание: Подберите однокоренные слова, используя исконное значение слова.
( хлеб, хлебушек, хлебать, похлёбка, нахлебник, хлебный, нахлебаться)
4. Знакомство с новым термином.
Учитель: Есть специальная наука, которая занимается происхождением слов – этимология.
Этимология (греч. – etimos - «истина» + logos – «понятие, учение») изучает происхождение слова, его родственные связи с другими словами в этом или других языках.
Узнать о происхождении слова можно, заглянув в этимологический словарь.
Этимологический (исторический) анализ слова раскрывает не только интересные, но очень полезные сведения о нем. Например, почему нужно писать букву Е в слове сметана? Исторический анализ помогает разобраться в этом вопросе. Оказывается, имя существительное сметана образовано от слова смётанная и первоначально обозначало «смётанная, собранная в кучу часть сквашенного молока»
5. Упр. 3, 4
Задание: Определите современный состав слова и исторический. С помощью этимологического анализа объясните правильное написание слов.
Природа, родина, ветчина, колесо, сокровище, обед, околица и др.
III. Домашнее задание: Творческая работа. Изобразить на альбомном листе этимологию любого слова, используя этимологический словарь.