СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Иван Грозны первый русский царь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

обучающая: формирование представлений учащихся о личности Ивана IV, его, боярском правлении, значении для России принятия Иваном титула «Царь Всея Руси».

развивающая: создание условий для развития у учащихся активной мыслительной деятельности через активные формы работы с текстом.

воспитательная: воспитание интереса к личности Ивана IV; формирование понимания неоднозначности оценки исторических деятелей.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Иван Грозны первый русский царь"»

Республика Дагестан

Хасавюртовский район

МКОУ «ст.Карланюртовская СОШ»

Открытый

урок:

"Иван Грозный -

первый

русский

царь"


Подготовила Идрисова М.А.



Тема: Иван Грозный – первый русский царь

Цели:

обучающая: формирование представлений учащихся о личности Ивана IV, его, боярском правлении, значении для России принятия Иваном титула «Царь Всея Руси».

развивающая: создание условий для развития у учащихся активной мыслительной деятельности через активные формы работы с текстом.

воспитательная: воспитание интереса к личности Ивана IV; формирование понимания неоднозначности оценки исторических деятелей.

 УУД:

коммуникативные:

излагать свою точку зрения (позицию);

анализировать и аргументировать свои суждения;

регулятивные:

определять цель, проблему в деятельности;

оценивать степень и способы достижения поставленных задач, целей.

познавательные:

владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию, содержащую факты;

определять понятия;

строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

предметные:

изучать исторические документы.

понимать, что принятие Иваном Грозным титула царя - важный этап в укреплении российской государственности; что реформы Избранной рады укрепили Российское государство;

оценивать судебник Ивана Грозного, как этап закрепощения крестьян;

объяснять значение понятий: приказ, Земский Собор, стрелецкое войско, заповедные лета;

знать основные события внутриполитической жизни, реформы Избранной рады и Ивана Грозного;

Работа с терминами:

Основные понятия: приказ, Земский собор, стрелецкое войско, заповедные лета, Стоглав, Избранная рада.

Планируемые результаты

учащиеся должны знать:

суть и характер реформ Ивана IV;

органы управления государством во второй половине XVI в.;

учащиеся должны понимать, что такое:

централизованное государство;

Земский собор;

Избранная Рада;

стрелецкое войско;

Судебник;

учащиеся должны уметь:

передавать содержание текста в сжатом виде, проводить информационно-смысловой анализ текста, формулировать выводы.

Основные даты:

1533-1584г.г.- Правление Ивана IV;

1538 г. — смерть Елены Глинской

1538—1547 гг. — боярское правление

1547г.- Провозглашение Ивана IV царем (венчание на царство);

1547 г. — Московский пожар

Дидактическое и методическое оснащение урока: учебник «История России с древнейших времен до конца XVI в.», автор - Е.В. Пчелов; раздаточный дидактический материал.

  1. Оргмомент:

приветствие.

  1. Актуализация знаний

1)фронтальная беседа

Перечислите основные занятия большинства жителей нашей страны? Как изменился облик Кремля при Иване III? Как вы думаете, была ли перестройка Кремля связана с новым статусом Московского князя – «государя всея Руси»?

2) работа по терминологическим карточкам

1

Россия, государь всея Руси, монастырские, барщина, сословия, наместник.

2

Двуглавый орел, судебник, владельческие, посадский люд, князь, кормление.

3

Святой Георгий Победоносец, тягло, «Юрьев день», ремесленники, боярин, волость.

4

Шапка Мономаха, оброк, помещик, слобода, дворяне, Государев двор.

5

Третий Рим, черносошные, поместье, купцы, духовенство белое и чёрное, уезд.
3)индивидуальный опрос по пунктам

  1. Постановка учебной задачи:

Ребята, сегодня мы вновь встречаемся с историей нашей страны. А начать я хотела бы не с озвучивания темы урока, а со строк из произведения М.Ю. Лермонтова:

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие

То за трапезой сидит в золотом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

- Выскажите по этому отрывку свои предположения, о ком сегодня пойдет речь, и как бы вы сформулировали тему нашего сегодняшнего урока?

- Совершенно верно, сегодня на уроке начинается знакомство с периодом правления одного из самых известных правителей Российского государства, последнем представителе династии Рюриковичей – Иване IV, получившем прозвище Грозный, который правил с 1533-1584 гг.

- Кто же он – Иван IV? Внук Ивана III, потомок Александра Невского. Давайте составим план изучения новой темы:

План:

Боярское правление в начале XVI в.

Личность Ивана IV.

Венчание на царство.

Реформы Ивана IV.

  1. Изучение нового материала

1)Работа с новыми понятиями (запись в тетрадях)

Сегодня мы познакомились с новыми понятиями.

- Избранная рада –

- Земский собор –

- Приказы –

- Боярская дума

Централизованное государство

стр.210-217 прочитайте и найдите эти понятия, запишите в своих тетрадях.

 Боярская дума — высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии.

Избранная рада – узкий круг приближенных царя Ивана Грозного (А.Ф.Адашев, Сильвестор, Макарий, А.М.Курбский и др.) фактически неофициальное правительство в 1546-1560 гг.

Земский собор – собрание представителей высших сословий государства – бояр, дворян и духовенства

Приказы – органы центрального управления в XVI-XVIII в.

Централизованное государство- государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти

2)Введение в тему:

Итак, На сегодняшнем уроке мы начнем разговор о последнем представителе династии Рюриковичей – Иване IV, получившем прозвище Грозный и попытаемся ответить на главный вопрос:

- Каково значение реформаторской деятельности Ивана IV?

Приступим к изучению темы урока.

3) Боярское правление.

Иван родился в 1530 г. Мог ли 3-летний Иван править самостоятельно?

Отец Ивана Василий III умер в 1533 г, перед смертью назначив опекунский совет из 7 влиятельных бояр над своим сыном Иваном, наказав боярам «беречь» сына и приобщать к государственным делам. Наступило время боярского правления. Вдова Василия III - Елена Глинская, тяготившаяся боярской опекой, взяла управление государством в свои руки. По легенде, эта женщина происходила из рода Мамая. За время своего правления (менее 5 лет) Елена Глинская сумела провести в стране ряд реформ. После смерти Елены Глинской в стране снова началась ожесточенная борьба за власть: отравления, убийства, заключение в темницу, насильственное пострижение в монахи стало обычным делом при московском дворе. И все это происходило на глазах юного Ивана, в эпоху так называемого «боярского правления». Это время жестокой борьбы боярских родов Бельских, Шуйских, Глинских осталось и в памяти народа и в памяти маленького Ивана. Это была эпоха беззакония, насилия, вражды и борьбы за власть.

Злоупотребления и взяточничество достигли невиданных размеров. Начались народные волнения. Чтобы прекратить народные волнения и восстановить правильную и четкую работу государственного аппарата, необходимы были реформы.

Память народа - расхищение казны, расправы, разбои, раздача должностей.

Память Ивана IV – унижения, обиды, равнодушие окружающих.

Вывод: так рождался характер Ивана IV – скрытный, мнительный, недоверчивый, вспыльчивый, жестокий. Он на всю жизнь запомнит злодеяния бояр и это сформирует политику личной диктатуры.

4) Личность Ивана IV.

Работа в группах с раздаточным дидактическим материалом.

Задание: используя отрывки из документов, составить характеристику черт характера Ивана IV .

Дидактический материал для работы групп.

1

В.О. Ключевский, русский историк, написавший знаменитый труд «Курс русской истории»

«Как все люди, выросшие среди чужих, без отцовского призора и материнского привета, (он) рано усвоил себе привычку ходить оглядываясь и прислушиваясь. Это развило в нем подозрительность, которая с летами превратилась в глубокое недоверие к людям. В детстве ему часто приходилось испытывать равнодушие и пренебрежение со стороны окружающих. Он сам вспоминал после в письме к князю Курбскому, как его с младшим братом Юрием стесняли во всем, держали как убогих людей, плохо кормили и одевали, ни в чем воли не давали, все заставляли делать насильно и не по возрасту.»

2

С.М. СОЛОВЬЕВ (русский историк XIX в.):

«Подобно деду своему, Иоанну III, Иоанн IV был очень высокого роста, хорошо сложен, с высокими плечами, широкою грудью; по иностранным свидетельствам, он был полон, а по русским — сухощав, глаза у него были маленькие и живые, нос выгнутый, усы длинные. Привычки, приобретенные им во вторую половину жизни, дали лицу его мрачное, недовольное выражение, хотя смех беспрестанно выходил из уст его. Он имел обширную память, обнаруживал большую деятельность; сам рассматривал все просьбы; всякому можно было обращаться прямо к нему с жалобами на областных правителей. Подобно отцу, любил монастырскую жизнь, но по живости природы своей не довольствовался одним посещением монастырей, созерцанием тамошнего быта: в Александровской слободе завел монастырские обычаи, сам был игуменом, опричники — братиею….

…Явилось мнение, по которому у Иоанна должна быть отнята вся слава важных дел, совершенных в его царствование, ибо при их совершении царь был только слепым, бессознательным орудием в руках мудрых советников своих — Сильвестра и Адашева Мы видим, что Иоанн в одном случае действует по совету одних, в другом — других, в некоторых же случаях следует независимо своей мысли, выдерживая за нее борьбу с советниками. О могущественном влиянии Сильвестра говорят единогласно все источники; но мы имеем возможность не преувеличивать этого влияния, установить для него настоящую меру».

3

Н.К. МИХАЙЛОВСКИЙ (русский публицист XIX в.):

«При чтении литературы, посвященной Грозному, выходит такая длинная галерея его портретов, что прогулка по ней в конце концов утомляет. Утомление тем более понятное, что хотя со всех сторон галереи на вас смотрит изображение одного и того же исторического лица, но вместе с тем лицо это «в столь разных видах представляется, что часто не единым человеком является». Одни и те же внешние черты, одни и те же рамки и при всем том совершенно-таки разные лица: то падший ангел, то просто злодей, то возвышенный и проницательный ум, то ограниченный человек, то самостоятельный деятель, сознательно и систематически преследующий великие цели, то какая-то утлая ладья «без руля и ветрил», то личность, недосягаемо высоко стоящая над всей Русью, то, напротив, низменная натура, чуждая лучшим стремлениям своего времени».

4

ДЖЕРОМ ГОРСЕЙ (ум. после 1526 г., английский дворянин, дипломат, встречался с царем Иваном Грозным):

«В заключение скажу о царе Иване Васильевиче. Он был приятной наружности, имел хорошие черты лица, высокий лоб, резкий голос — настоящий скиф, хитрый, жестокий, кровожадный, безжалостный, сам по своей воле и разумению управлял как внутренними, так и внешними делами государства. Он был пышно захоронен в церкви Архангела Михаила; охраняемый там днем и ночью, он все время оставался столь ужасным воспоминанием, что, проходя мимо или упомянув его имя, люди крестились и молились, чтобы он вновь не воскрес, и проч».

(высказывания детей)

5. Физкультминутка

6. Продолжение изучения нового материала:

5) Венчание на царство.

Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком, сочинял музыку, собрал уникальную, лучшую в мире библиотеку оставил в Москве и истории свой неизгладимый след. Вот такой человек на 17 году жизни заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. Это было новшество. До Ивана IV венчали на великое княжение. В чем же разница?

Работа с текстом учебника: стр. 212

16 января 1547 г. состоялось венчание Ивана Васильевича на царство. Именно с этого времени российские монархи начали именоваться царями. Тем самым Иван Васильевич приобрел титул «Великий государь царь великий князь Иван Васильевич всея Руси». Символами царской власти стали венец «Шапка Мономаха», скипетр, держава, цепь и крест.

Это событие имело важное значение. Какое?

Вывод: венчание на царство ставило Ивана на одну ступеньку с другими знатными правителями мира и поднимало международный авторитет России. Период боярского правления закончился. Царь Иван стал самодержавным государем.

6) Реформы Ивана IV.

Давайте вспомним, как управлялось государство в начале века.

Как назывался правитель в России в 15 веке? Как назывался совет из представителей старинных боярских родов при князе? Как назывались центральные органы управления? Как назывались люди, правившие отдельными уездами страны?

Став в 1547 году царём, Иван IV задумал серию реформ. Реформа – постепенные преобразования в обществе. В конце 40-х годов в окружении царя сложился кружок, который позже князь Андрей Курбский назвал Избранной радой – совет приближённых Ивану IV. В него входили близкие друзья Ивана Грозного: князь Андрей Михайлович Курбский, митрополит Макарий, священник Сильвестр, Иван Висковатый. Возглавил Раду Алексей Адашев. Избранная рада проработала с 1549 по 60 год. Иван IV и Избранная рада осуществили серию реформ. Цель реформ – сформировать централизованное государство – государство, в котором: сильная власть правителя, единые законы и единая система управления. Для проведения реформ нужна была поддержка всего населения. Был создан Земский собор– собрание представителей разных сословий всех русских земель.

Есть ли подобный орган правления сегодня в нашей стране? (Государственная Дума)

Особенность этого органа власти: не ограничивать, а только поддерживать власть монарха. Появляются новые приказы. Их 80. Каждый приказ ведал определенными государственными делами.

Все законы, создаваемые царем, необходимо было фиксировать на бумаге. Так появился юридический сборник. Он назывался Судебник. В 1550-м году был принят новый Судебник. В нем подтверждалось право ухода крестьян от владельца в Юрьев день. Землевладелец же отныне нес ответственность за преступления своих крестьян. Это еще более привязывало крестьян и хозяев.

Одной из важных реформ Ивана Грозного стала Военная реформа. Она коренным образом изменила армию и в количественном, и в качественном составе. Появилось дворянское ополчение. Каждый дворянин должен был по приказу царя явиться «конно, людно и оружно». Позднее было сформировано стрелецкое войско, для охраны государя. Стрельцы вооружались за счет государства огнестрельным оружием (пищалями), были одеты в суконные кафтаны, отделанные на груди поперечными шнурами. На голове носили островерхие суконные шапки с меховой опушкой. Стрелец был вооружен тяжелым гладкоствольным ружьем – пищалью и саблей. За службу стрельцы получали хлебное, денежное и земельное жалование. В мирное время стрельцы несли службу у городских ворот, на крепостных стенах, на улицах. Жили стрельцы в слободах, где в свободное время занимались ремеслом и торговали своими изделиями. Среди стрельцов были сапожники, шорники, оружейники.

Вывод: Приказы стали важными органами управления страной, они руководили отдельными сферами государственной жизни. Таким образом, реформы 1550-х гг. правления Ивана IV были направлены на усиление центральной власти

Все эти меры укрепили русское войско и подняли его боеспособность.

7. Закрепление изученного материала

1)фронтальная беседа

- Когда был принят первый Судебник? А кто был автором первого Судебника?

- Что такое Юрьев день?

-К чему приводила система кормлений?

-Чем была заменена система кормлений?

-Кто теперь собирал налоги?

2)Найдите, пожалуйста, то предложение, которое считаете вымышленным утверждением.

*К концу XVII века, при Иване Грозном сформировалось около 80 приказов.

*Основными приказами были: Челобитный, Поместный, Разрядный, Пушкарский, разбойный и другие.

*Изменилась система местного управления. Сбор налогов поручали баскакам

3)Задание:

Предположите, чем занимался каждый из приказов, судя по названию.

Приказы – органы центрального управления. Исполняли функции министерств

Челобитный – контроль за всеми приказами

Посольский – за дипломатическую службу

Разрядный – за военные дела

Поместный – за вопросы землевладения

8. Итог урока

Ответ на главный вопрос урока

Каково значение реформаторской деятельности Ивана IV?

Реформы Ивана Грозного способствовали укреплению российского централизованного государства, они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления и дальнейшего закрепощения крестьян, укрепили военную мощь страны.

9. Рефлексия

1)Сумел(а) ли ты приобрести новые знания и умения?

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

У меня получилось …

Меня удивило…

2) Выставление оценок за активную работу на уроке.

10. Домашнее задание: §29, заполнить таблицу «Реформы Ивана IV?

Творческое задание по желанию: подготовить сообщения по иллюстрациям в учебнике (Шапка Мономаха, царский трон Ивана) или составить описание личности Ивана Грозного.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!