СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории в 9 классе по теме: " Серебряный век" русской культуры

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рассчитан на учащихся 9 классов

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории в 9 классе по теме: " Серебряный век" русской культуры»

Конспект урока по теме: «Серебряный век» русской культуры.

Цель: обеспечить условия для:

  1. Восприятия учебного материала.

  2. Формирования эмоционально – нравственного развития учащихся.

Задачи:

Обучающие: познакомить учащихся с понятием «Серебряный век» и определить хронологические рамки этого явления; учить отвечать на вопросы; учить беглому, выразительному, осознанному чтению; формировать систему читательских умений; познакомить с биографическими сведениями некоторых знаменитых людей «Серебряного века», показав их яркие индивидуальности и судьбы.

Развивающие: развивать интерес к предмету, любознательность, образное мышление учащихся, работая над составлением ассоциативной цепочки «Серебряный век -…»

Воспитательные: воспитание в учениках средствами урока уверенности в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.

Тип урока: изучения нового материала

Вид урока: урок-беседа

Оборудование: компьютер, проектор, учебник.













Конспект урока истории в 9 классе по теме: «Серебряный век» русской культуры.



Этапы


Средства и приёмы учителя

Орг. момент

Речёвка.

- Ребята! Поприветствуйте гостей.

- Сегодня на уроке у нас много гостей, которые вместе с нами совершат путешествие в мир истории.

- Итак, мы начинаем.

- Я желаю вам новых открытий.

Повторение учебного материала

- Какой временной промежуток мы с вами изучаем?

- Как звали царя, который правил в это время? (Николай II).

- Время в стране было тяжелое. Не со всеми странами у России складывались дружеские отношения.

- О какой войне говорится в этом отрывке: «Начался неравный бой. Сразу стало ясно, что русские корабли вооружены гораздо хуже, чем японские. Русская эскадра решила прорываться во Владивосток» (русско-японская война 1904-1905гг).

- Каков был исход войны? (русский флот разбит),(в 1905 году Россия заключила мирный договор с Японией и передала Японии часть острова Сахалин, Порт – Артур и часть железной дороги), (русский флот был уничтожен), (Россия потеряла авторитет могущественной державы).

- Все ли в стране были довольны правлением царя?

- В чём проявляли недовольство рабочие? крестьяне?

- Какие события произошли с рабочими Путиловского завода 9 января 1905 года?

- Каковы были требования рабочих?

- День расстрела рабочих у Зимнего дворца вошел в историю как..(Кровавое воскресенье).

Посмотрите на фотографии и скажите, какие события вы здесь узнаете?

- В 1905 году в стране стали появляться первые политические партии. В 1906 году Николай утвердил Конституцию – Основной Закон Российской империи. В этом же году весной прошли выборы в I Государственную Думу. Дума проработала 2,5 месяца и была распущена царем. Зимой 1907 года состоялись выборы во II Государственную думу. Состав Думы проработал 4 месяца и досрочно был распущен царем.

- Как звали председателя правительства, который стал проводить преобразования в стране? (Петр Аркадьевич Столыпин).

- Какие законы были приняты?

* крестьяне могли выходить из общины

* крестьяне получали в собственность земельный надел

* началось переселение крестьян в Сибирь и на Дальний Восток

* переселенцы получили льготы (деньги освобождение от налогов на 5 лет)

* рабочим сократили рабочий день до 10 часов

* лечили за счет государства

* создали на заводах конфликтные комиссии

* уволил из армии всех бездарных чиновников, которые привели к поражению в русско – японской войне.

- Что случилось со Столыпиным? (он был убит в 1911 году революционером – террористом).

- Реформы Столыпина вывели страну из экономического и политического кризиса. У России появилась возможность стать могучей державой.

Объявление темы урока

Тема нашего урока «Серебряный век» русской культуры.


Работа с эпиграфом

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я выбрала слова Николая Оцупа: «…Этот мир очарований, этот мир из серебра».


Эмоциональ-ная подготовка к восприятию произведения.

- Как вы понимаете слова «Серебряный век»?

- Эта метафора впервые употреблена российским философом Николаем Александровичем Бердяевым и вошло в культурный обиход окончательно.

- Какие мысли возникают, когда вы слышите эти слова?

Составим ассоциативную цепочку: «Серебряный век..»

- «Серебряный век» - блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, хрупкость, отражения, блики, прозрачность, свечение, сияние, волшебство, шёпот, дымка, туман.

- В начале ХХвека жили и творили выдающиеся русские поэты, художники, архитекторы. Открывались театры. Огромного успеха достиг русский балет. Появились прекрасные музыканты, композиторы, певцы. Поэтому первое десятилетие XXвека называют «серебряным веком» русской культуры.

- Каковы временные рамки «Серебряного века»?

(1890-1917гг – до большевистского переворота).

- Каково же содержание эпохи, названной «Серебряным веком»?

Физминутка

Гимнастика для глаз для переключения зрения: сидя на стульях потянуться, откинуть голову назад, закрыть глаза – открыть глаза.

Объяснение нового материала

ЖИВОПИСЬ

В живописи сформировалось новое объединение художников. Называлось это объединение «Мир искусства». В это объединение входил выдающийся художник Валентин Александрович Серов. Вырос в семье художников. Учился в Париже, затем в Академии художеств в России.

Показ картин В.А. Серова

Рассказ 1 ученика о В.Серове.


ЛИТЕРАТУРА

Революционные события ХХ века повлияли и на творчество писателей. Одним из выдающихся писателей этого периода был Алексей Максимович Горький. Настоящая его фамилия Пешков. У него было трудное детство. Отец умер рано, он жил у деда, а дед заставлял его работать с малых лет. Учиться ему запрещал. Он работал в магазине, мыл посуду на пароходе, учился писать иконы, работал в булочной. Много странствовал по России. Ему довелось встретить бедных и богатых, жадных и щедрых. Люди, с которыми он встречался во время странствий, стали героями его рассказов и повестей.

Революционные события оказали на его творчество огромное влияние. Ему казалось, что революционеры необыкновенные люди, и они живут для счастья других людей. Под этими впечатлениями он написал роман «Мать». Это было первое в России произведение о революционерах.

Рассказ 2 ученика о А.М.Горьком.


РУССКАЯ ОПЕРА И БАЛЕТ

Огромной популярностью пользовались опера и балет. В Москве оперы и балеты шли в Большом театре. А в Петербурге – на сцене Мариинского театра. Это два главных театра страны.

*Одним из знаменитых певцов был Федор Иванович Шаляпин. Он исполнял главные роли в русских операх.

*Знаменитой певицей была Антонина Васильевна Нежданова. Её родители были сельскими учителями. С ранних лет её отдали петь в церковный хор. Когда ей исполнилось 26 лет, её привели в Московскую консерваторию. Талантливую певицу услышали известные композиторы и пригласили её петь в Большой театр. Она славилась необыкновенно красивым голосом. Многие хотели попасть на спектакли, в которых пела Нежданова.

*В Петербурге в Мариинском театре танцевала балерина

Анна Павловна Павлова. Отец был солдатом, мать была прачкой, стирала белье для богатых людей. Аня с детства любила танцевать. Родители заметили это её увлечение и отдали её в Петербургское театральное училище. В 25 лет Анна Павлова стала балериной. Она так прекрасно танцевала, что её стали приглашать танцевать в европейские страны. Анна Павлова говорила: «Служить красоте – значит посвятить себя ей целиком». Так всю жить она и посвятила балетному искусству.

Рассказ 3, 4 и 5 учеников о Ф.Шаляпине, А.В.Неждановой и об А.Павловой.


КИНО

В начале XX века в России появился новый вид искусства кино. В 1903 году в Москве и Петербурге построили первые кинотеатры. Они назывались – иллюзионы. В кинотеатрах показывались кинофильмы. Первые фильмы были немые. Артисты в кинофильме двигались и общались между собой при помощи жестов. В кинотеатре обязательно ставили пианино. Во время фильма музыкант играл на пианино. Его музыка сопровождала показ фильма. Сначала показывали только французские фильмы. А затем стали появляться и русские фильмы. Первый фильм был снят в 1908 году и назывался «Стенька Разин и княжна». В России появились кинорежиссеры. Это люди, которые снимали фильмы. За несколько лет в стране открылись тысячи кинотеатров.

В то время не каждый человек мог позволить себе пойти в театр, в оперу или на балет. Билеты в театр стоили дорого и количество мест было ограничено. Фильм длился всего 30 минут. В течение дня его показывали много раз, поэтому посмотреть фильм могли многие люди. Так кино стало массовым искусством в России.

Одной из первых актрис русского кино была Вера Васильевна Холодная. Она создавала образы красивой и печальной женщины, обманутой и непонятой. Каждая новая роль «королевы экрана» сопровождалась бурной овацией поклонников и почитателей невиданной ранее красоты.

Рассказ 6 ученика о В.В Холодной (Левченко).

Закрепление изученного материала

Попробуйте вспомнить, о чём мы говорили ранее и соедините стрелками фамилии людей и их занятия.


Соедините стрелками:


Ф.И.Шаляпин Певица

А.В.Нежданова Живописец

А.М.Горький Певец

А.П.Павлова Писатель

В.А.Серов Киноактриса

В.В.Холодная Балерина


Проверка на интерактивной доске. Комментарии учителя.


- Прочитать хором фамилии. Запомните эти имена.

- Это они сотворили чудо – подарили миру «Серебряный век» русской культуры.

Словарная работа

Запомнить:

Балет

Балерина

Странствовать

Опера

Живописец

Иллюзион

Кинорежиссёр



Итог урока. Обобщение.

Итак, вспомним..

В начале ХХ века в России жили и творили выдающиеся русские писатели, художники, архитекторы. Появились прекрасные певцы, музыканты, артисты. Культура достигла невиданного расцвета. Поэтому первое десятилетие ХХ века называют «Серебряным веком» русской культуры.


- Каковы временные рамки «Серебряного века»? (1890-1917гг – до большевистского переворота).

Оценки

- Наш урокзакончился. Я поставлю вам сегодня за урок оценки…





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!