II. Актуализация и мотивационная часть | Отвечают на вопросы, Отвечают на вопросы рассматривают карту Читают изречение, отвечают на вопросы. Работают с текстом, выделяют причины недовольства Формулируют тему Записывают тему «Гуситское движение в Чехии» Ставят цели – узнать причины движения, ход, итоги. Высказываются о том, что им знакомо и что надо узнать. Составляют вместе с учителем примерный план изучения материала: - почему войны названы «гуситскими»; - кто с кем воевал (какие группы населения); -какие события, например, сражения, происходили; - какие личности; - каковы итоги войн и т.д. | Проводит «Интеллектуальную разминку», задает вопросы: - что такое феодальная раздробленность? - что такое сословие? - что такое централизованное государство? - что такое инквизиция? - что такое индульгенция? - сеньор? - вассал? - сословная монархия. -Вспомните, когда появилось государство? (в 10 веке, оно вышло из Великоморавской державы) - В состав какой империи входила Чехия? (Священной Римской империи) - Это славянское государство, а к какой ветви славян относились чехи? (западные) - Столица Чехии – город …? Прогулка по Праге. Учитель рассказывает о культурном и экономическом подъеме Чехии в 15 веке. Предлагает учащимся прочитать изречение Конфуция. «Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища пусты. Знать одевается в роскошные ткани и накапливает излишние богатства. Всё это называется разбоем и расточительством, а основой для знатных являются незнатные» - Можно ли на основе этого высказывания предположить, что не все люди в Чехии были счастливы? Кто мог быть недоволен? . - какие у вас есть версии? - Организует работу с текстом, просит подтвердить предположения. Сверяют со слайдом - Если были недовольные люди, что мы можем предположить об их действиях? - О чем же пойдет речь на уроке? (о восстании, выступлении, войне, движении) Эпиграфом к уроку будут слова чешского мыслителя, проповедника Яна Гуса «Великий христианин ищет правду, говорит правду, защищает правду до смерти» - Почему слова Гуса? (он побудил народ к борьбе) Предлагает подумать над смыслом темы: что известно, а что предстоит узнать. - Что мы должны узнать? На основе высказываний учащихся составляется план изучения темы: А) Причины гуситских войн. Б) Жизнь Яна Гуса. В) Основные события. Г) Итоги и значение гуситских войн. | Ответить на вопрос, актуализируются ведущие понятия | Личностные: формирование коммуникативной компетентности | Познавательные : общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; логические – установление причинно-следственных связей |
III.Изучение нового материала | 1. Жизнь и смерть Яна Гуса А)Знакомятся с фактами из жизни Яна Гуса по рассказу учителя Б) Работают с историческими источниками, читают высказывания Гуса и отвечают на вопросы задания 2. В) Знакомятся с процессом Констанцского собора и его итогами, определяют свое отношение к поступку Гуса Записывают: 1415 год – казнь Яна Гуса 2. Гуситское движение. Умеренные и табориты Делают вывод о том, что возникновение движения – это последствие казни Гуса Записывают: 1419 г – начало гуситского движения Работают с текстом учебника (стр. 203), выполняют задание №3 Отвечают по таблице от 1 лица 3. Крестовые походы 4. Народное войско Читают текст, делают вывод о причинах побед 5. Итоги и значение войн Слушают, записывают дату Выполняют Задание №5 прочитать текст учебника стр. 207, выполнить задание «Требование- результат» | А) Рассказ учителя о жизни Яна Гуса (иллюстр. материал, презентация, видеофрагмент) Б) Организует работу с историческими источниками (ответить на вопросы задания 2) Организует беседу по прочитанным документам В) Рассказ учителя о Констанцском соборе, беседа: – Почему церковники вынесли такой приговор? – Почему Ян Гус, несмотря на предложение своих друзей – поберечь свою жизнь и не ехать на собор, принял решение на соборе быть? Какие черты характера он проявил? Почему не отрёкся от своих убеждений? Какие качества личности Яна Гуса вам кажутся наиболее привлекательными? – Как вы относитесь к поступку Яна Гуса: одобряете (возьмите в руки зеленую полоску бумаги), осуждаете (красную) Почему? – Как называют людей, которые любят свою Родину и делают всё для её благополучия? 2. – Как вы считаете, смерть Яна Гуса была воспринята спокойно? Конечно, нет, люди стали собираться, уходить в горы и слушать последователей Гуса, которые называли себя гуситами. (Записать: гуситы – последователи Яна Гуса) Рассказ учителя о начале движения (1419 г) Работа с текстом учебника, организует выполнение задания 3 по группам: 1 – феодалы, 2 – горожане 3 - крестяне (вписать в таблицу состав и цели восставших), только про свою группу Беседа с таборитами и умеренными - Кто примкнул к вашему течению? Какие у вас цели? - Почему вы не смогли объединиться? (открываем слайд, проверяем таблицу, понимаем, в чем разногласия между таборитами и умеренными) 3. Кратко рассказывает о мерах, принятых папой Римским против гуситов 4. В чем причина побед гуситов? Рассказ учителя о «страшном слепце» Чтение по ролям (текст, задание №4 ) Вывод? (новые приемы боя, необычное оружие, умение Яна Жижки) 5. Рассказ учителя о предательстве умеренных, 1434 г – поражение таборитов у г. Липаны Как вы думаете, напрасны были жертвы и потери? (Нет, правительство и церковь пошли на уступки) Задание №5 прочитать текст учебника стр. 207, выполнить задание «Требование- результат» | Ознакомиться с текстом, отобрать нужную информацию, сделать краткие записи На основе анализа изученного материала высказать свое мнение На основе анализа изученного материала высказать свое мнение | Метапредметные: умение отбирать информацию, формулировать мысль, Предметные: знать роль Яна Гуса в возникновении движения, знать темы выступлений Гуса Уметь — искать, анализировать, оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, определять и аргументировать своё отношение к ней. Личностные: расширение представлений учащихся о народах и государствах мира, формирование коммуникативной компетентности | Регулятивные УУД: оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить Коммуникативные: постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные: общеучебные – поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; логические – установление причинно-следственных связей |
V. Рефлексия Итоги урока, домашнее задание | Оцени свою работу на уроке и урок в целом – положительные или отрицательные эмоции? (красные-зеленые полоски) Записывают в дневники | Оценивает работу учащихся на уроке. Какое бы вы хотели выбрать домашнее задание: Прочитать параграф 25, Составить рассказ от имени восставших «Когда я был таборитом…» «По местам сражений» -Сделать творческую работу по карте – описать походы, места сражений. «Непобедимые гуситы» - Нарисовать иллюстрацию к теме | Прочитать, написать сочинение, используя карту, иллюстрации в параграфе | Метапредметные: умение отбирать информацию | Личностные: нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого материала |