СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Истории России в 6 классе "ЗОЛОТАЯ ОРДА: государственный строй, население, экономика, культура"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

С Ц Е Н А Р Н Ы Й   П Л А Н

урока Истории России в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Истории России в 6 классе "ЗОЛОТАЯ ОРДА: государственный строй, население, экономика, культура"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Коровяковская средняя общеобразовательная школа»









С Ц Е Н А Р Н Ы Й П Л А Н

урока Истории России в 6 классе



Т Е М А


«ЗОЛОТАЯ ОРДА: государственный строй, население,

экономика, культура»

(урок в рамках проведения недели учителей гуманитарного цикла)











Конспект составила:

учитель истории и обществознания

Сазонова Елена Петровна













Карыж – 2020г.


Разработка технологической карты урока по истории России


Класс: 6

Тема: Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура

Цель урока: познакомить с политическим и экономическим устройством Золотой Орды;

характеризовать состав этого государства, его культуру;

оценить последствия ордынского владычества на Руси;

познакомить с борьбой русского народа против ордынского владычества.

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Задача урока:

-  способствовать формированию умений характеризовать особенности развития русской земли под властью Золотой Орды;

- развивать умения поиска нужного текста, его анализа, формулирования выводов; развивать коммуникативные навыки;

- воспитывать интерес к истории страны, уважительное отношение друг к другу.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

  • Использовать текст исторического источника при ответе на вопросы.

  • Объяснять особенности ордынского владычества на Руси, оценивать его последствия; применять понятийный аппарат исторического знания.

  • Соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников.

  • Давать определения понятий.

Метапредметные результаты:

  • Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

  • Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей.

  • Планирование и регуляция своей деятельности.

Личностные результаты:

  • Осмысливать историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох;

  • Развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования;

  • Овладевать способами обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения: объяснительно - иллюстративный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия: Золотая Орда, иго, ярлык, выход, баскак.

Образовательные ресурсы: История России.6 класс. Учеб. 2 ч. под ред. А.В. Торкунова. - М., 2016.

История России.6 класс. Рабочая тетрадь. И.А.Артасов, А.А. Данилов и др. М.: П., 2016

Интернет-ресурсы - http://www.hist.msu.ru/- исторические источники

http://lants.tellur.ru/history/index.htm - сайт материалов по отечественной истории.

Организационная структура урока.

Этапы урока


Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы
организации
взаимодействия

Планируемые результаты

УУД.

Промежуточный контроль

Мотивационный


Эмоциональная, психологическая

и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

- создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность.

- предлагает разгадать логический кросен, определить тему урока.

(Приложение №1)

- проводит беседу
по обсуждению темы, целей.

- обучающиеся называют объекты, определяют общий признак, устанавливают логическую связь, - определяют тему урока.



Групповая

- понимают значение знаний для человека;

- формулирование ответов на вопросы учителя;

- поиск существенной информации.



Работа
в тетради

Актуализации знаний

Составление кластера

«Народы Орды»

(приложение №2)

- поясняет задание обучающимся.

Используя материал учебника, составляют кластер «Народы Орды».

Парная

систематизировать материал, представлять

в виде схемы


Работа в тетради

Разработка проекта, плана, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

Реализация выбранного плана.


Самостоятельное изучение материала в учебнике, с. 28-29

– прочитать текст;

- познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста.

Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. ( Прием «Инсерт»)

(Приложение №3)

Поясняет задание
обучающимся.

Проводит беседу по результатам выполненного задания.











Выполняют задания.

Анализируют выполненное задание.










Индивидуальная












-принимать другое мнение и позицию;

-допускать существование различных точек зрения,

-составление
диалогов; осознанное речевое высказывание,

-формулирование ответов;

– поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению
в памяти).

Записи в тетради.












Первичное закрепление нового знания.


Выполнение
заданий в рабочей тетради:
№ 3, стр. 78

( Приложение №4)


Взаимопроверка.

Работа над ошибками.


Поясняет задания,
выполняемые обучающимися в рабочей тетради.


Предлагает обучающимся поменяться рабочими тетрадями и провести взаимопроверок.


Определяет наличие ошибок.


Выполняют задания.

Взаимопроверка


Находят ошибки и исправляют их.


Индивидуальная.



Фронтальная


-учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу.

- самостоятельное выделение и формулирование
цели;

– поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению
в памяти).


Проверка выполнения
заданий
в рабочей тетради.


Устные ответы



Самостоятельная работа и проверка по эталону

Выполнение
заданий в рабочей тетради

№6 стр 80

(Приложение №5)

Проверка выполненного задания в виде беседы учителя и обучающихся.

Поясняет задания,
выполняемые обучающимися в рабочей тетради.

Проводит беседу.

Задает вопрос о влиянии Золотой Орды.

Выполняют задания.



Отвечают на вопрос.

Систематизируют знания и формулируют вывод.

Индивидуальная.


-принимать другое мнение и позицию;

-допускать существование различных точек зрения, формулирование ответов;

-осуществление
поиска информации

Проверка выполнения
заданий
в рабочей тетради.


Включение в систему знаний и умений.


Игра «Мнемотехника»

(Приложение №:6)

Поясняет правила ролевой игры

Слушают и записывают слова

Индивидуальная

-формулирование ответов;

-осуществление
поиска информации;

-проявляют интерес к новому учебному предмету.

Записи в тетрадь

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.


Обобщение полученных на уроке сведений

Беседа о роли Золотой Орды в истории народов нашей страны.

Прием «Думательные» шляпы.

(Приложение №7)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Оценивают свою деятельность на уроке.

Фронтальная

-понимают значение знаний для человека и принимают его;

-развивают способность к самооценке,

-прогнозировать результаты уровня усвоения
изучаемого материала.

Оценивание учащихся за работу на уроке.

Домашнее задание

Параграф 18. Выполнение заданий в рабочей тетради:
№ 5, 7, с. 79-80

Объясняет домашнее
задание.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная


Объясняет домашнее
задание.









Приложение №1

Кроссенс на тему « Золотая Орда»













Слово "кроссенс" означает "пересечение смыслов" и этот метод разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Метод кроссенс, впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь". Он представляет собой стандартное поле из девяти квадратиков, в которых помещены изображения



1


2




3

4

5

6

7

8

9























Задача педагога – объяснить кроссенс, составить рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений. Девять изображений расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом получается цепочка завернутая «улиткой». Начать можно как первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5. По желанию автора, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе. Обычно же нужно установить связи по периметру между квадратами 1-2, 2-3, 3-6, 6-9, 9-8, 8-7, 7-4, 4-1, а также по центральному кресту между квадратами 2-5, 6-5, 8-5 и 4-5.

Применение кроссенса на уроке:

  • при изучении нового материала: выведение темы урока; установка проблемной ситуации;

  • при закреплении и обобщении изученного материала;

  • творческое домашнее задание.

Алгоритм составления кроссенса:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.


Интернет – источники:

http://www.nkj.ru/archive/articles/5105/

http://thejam.ru/puzzle/krossens.html

http://www.ug.ru/method_article/214


































Приложение №2

Кластер «Народы Орды»

Приложение №3

Прием «Инсерт»

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

  • Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

  • Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком «минус» (–) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

  • Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.



Приложение №4



















Приложение №5













Приложение №6

Игра «Мнемотехника»

Игра предназначена для закрепления или повторения материла. По определенной теме необходимо заранее подготовить 30 слов (фамилий, названий, терминов). Эти слова учителю необходимо рассортировать по степени мнемонической сложности: в первом десятке – достаточно простые для запоминания, во втором – сложнее, в третьем – наиболее трудные для запоминания слова или словосочетания.

Игра проводится в три тура. Учитель записывает слова для первого тура, ученики внимательно слушают, ничего не записывая. Когда учитель перечислил все 10 слов, учащимся дается время (3 минуты) для записи слов, которые они запомнили. По прошествии времени учитель выявляет победителя – того, кто запомнил больше всех: « Поднимите руки, кто записал 10 слов?» (или 9 слов, 8 слов, пока не выяснится автор самого длинного списка).

Подобным образом проводятся 2-й и 3-й туры. Тот. Кто победил во всех трех турах, получает оценку «5».

Например, по теме «Отечественная война 1812 г.» могут быть использованы следующие слова:

1 тур

2 тур

3 тур

Хан

Золотая Орда

Ярлык

Сарай

Монголы

Выход

Аул

Волжская Булгария

Владычество

Баскак

Ярослав Всеволодович

Иго

Князь

Батый

Узбек

Агрессия

Русь

Митрофан

Булгары

Мечеть

Хорезм

Мордва

Тартар

Царь

Греки

Астрахань

Чингизид

Тюркские племена

Чингисхан

Ислам



Приложение №7

Прием «Думательные» шляпы.



Деятельность учителя

Деятельность ученика

Работа на доске

В каждой группе один цвет.

С помощью “думательных” шляп, выскажите мнение о своей работе в соответствии с цветом.

Дети по желанию высказывают свое мнение.

Карточки с вопросами.

Белая – Перечислите новые сведения.

Красная – Выразите свои чувства по поводу работы на уроке.

Желтая – Что было положительное на уроке?

Зелёная – Какие формы работы на уроке вам понравились?

Синяя – Что вы хотели бы узнать по этой теме?

Черная – Какие затруднения встретили в ходе урока?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!