1.Организационно-мотивационный Цель: создать положительную мотивацию для работы на уроке | 5 мин. | Учитель приветствует учащихся, сообщает тему и цель урока: Тема: Внешняя политика Александра II. Цель: рассмотреть внешнюю политику России в 60-70-е гг. Фронтальный опрос. Учитель: Когда и почему началась Крымская война? Что явилось поводом к войне? Когда состоялось Синопское сражение? Кто его возглавлял? Какой характер носила война для всех его участников? Назовите известных и выдающихся людей защищавших Севастополь. Назовите причины поражения России в войне. Перечислите условия Парижского мира. Т.о Россия после окончания Крымской войны, Россия подписала унизительный мирный договор и оказалась в политической изоляции, поэтому основной задачей российского правительства будет выход из международной изоляции. Сегодня наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть внешнюю политику России во 2 половине 19 века : выход из международной изоляции и ликвидация условий Парижского мира. Мы переходим к 1 пункту нашего плана. Учитель прости учащихся записать первый пункт плана в тетрадь. 1. Основные направления внешней политики России. | Отвечают на приветствие учителя. Отвечают на поставленные вопросы. 1.Крымская война началась в 1853 году. 2.Причины войны: Противоречия между Россией, Турцией и европейскими государствами из-за режима проливов. Помощь со стороны России национально- освободительным движениям балканских народов в борьбе против Османской империи. Политика Англии и Франции, направленная на ослабление влияния России на Балканах и Ближнем Востоке 3.Повод к войне: Конфликт на религиозной почве между католиками и православными по поводу святынь христианства. 4.Синопское сражение состоялась 30 ноября 1852 гг. Его возглавлял П.С. Нахимов. 5.Крамская война носила для всех её участников несправедливый характер. 6. Известные защитники Севастополя: В.А. Корнилов, В.И.Истомин, Пётр Кошка, Дарья Севастопольская, хирург Н.И.Пирогов. 7.Причины поражения России в войне: отставание от противника в экономическом и военном отношении. 8. Условия Парижского мира: 1.Россия отдаёт Турции г.Карс в обмен на Крым и Севастополь. 2.Чёрное море объявляется нейтральным, т.е. открытым для торговых судов всех стран. Россия и Турция не могут иметь военного флота и укреплений на Чёрном море. 3.Россия теряет права защитницы балканских народов | Создаётся настрой на работу. Актуализация знаний по пройденной теме, подготовка к восприятию нового материала |
2.Операционно- познавательный Цель: рассмотреть внешнюю политику России. Цель: рассмотреть европейскую политику российского правительства Цель: рассмотреть завершение Кавказской войны Цель: рассмотреть политику России в Средней Азии Цель: охарактеризовать политику России на Дальнем Востоке: отношения с Китаем и Японией Цель: уяснить причины продажи Аляски | 32 мин | Учитель предлагает учащимся послушать сообщение о А.М. Горчакове и самостоятельно прочитать первый пункт параграфа и выполнить зад.№1,2 в печатной тетради (приложение 1) Учитель: Т.о. деятельность А.М.Горчакова бала направлена на поиск союзников в Европе, выход из международной изоляции и развал антирусского блока. (проверяются задания в печатной тетради). (приложение 2) Мы переходим к следующему пункту нашего плана: Европейская политика. Данный пункт плана учащиеся записывают в тетрадь. 2.Еропейская политика. Учитель создаёт проблему: Как вы думаете, при каких условиях можно было добиться отмены «нейтрализации» Чёрного моря? Учитель предлагает учащимся самостоятельно прочитать данный пункт в параграфе и выписать основные события европейской политики. Учитель: Т.о российскому правительству удалось выполнить основную внешнеполитическую задачу на европейском направлении- Россия добилась наиболее унизительных статей Парижского договора и мирным путём. Мы переходим к следующему пункту плана: 3.Завершение Кавказской войны Учащиеся работают с данным пунктом самостоятельно, выписывают в тетрадь дату завершения Кавказской войны, выполняют задание №4 в печатной тетради.(приложение 2) Учитель проверяет задание в тетради. Вопрос для учащихся: Каково значение вхождения народов Кавказа в состав России. Корректирует ответы учащихся. Учитель: Мы переходим к следующему пункту плана: 4.Политика России в Средне Азии. Просит записать данный пункт в тетрадь. Рассказ учителя, показ на карте основных военных действий в Средней Азии, учащиеся заполняют таблицу (приложение 3) Учитель предлагает учащимся сделать вывод о последствиях присоединения Средней Азии к России. (корректирует ответы учащихся) Мы переходим к следующему пункту плана: 5Дальневосточная политика. Просит учащихся записать данный пункт плана в тетрадь. Рассказ учителя: До середины 19 века Россия не имела официально признанных границ со своими соседями на Дальнем Востоке. Русские первопроходцы продолжали расселяться на этих землях, а так же на Сахалине и Курильских островах. Большое политическое значение имели экспедиции адмирала Г.Н. Невельского на побережье Татарского пролива и Сахалина(1850-1855гг.) и генерал- губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьёва , исследовавшего берега Амура (1854-1855гг.).Для закрепления, освоения и охраны земель вдоль Амура было создано Забайкальское , а в 1858г.-Амурское казачье войско.(рассказ учителя сопровождается показом на карте). В мае 1858года Н.Н. Муравьёв подписал с представителями китайского правительства Айгунский договор по которому граница с Китаем устанавливалась по реке Амур до впадения в него реки Уссури. Уссурийский край между этой рекой и Тихим океаном объявлялся совместным русско- китайским владением.(просит учащихся записать в тетрадь) (рассказ сопровождается показом на карте).В 1860г. был подписан Пекинский договор, согласно которому, Уссурийский край был объявлен владением России. 20 июня 1860 г. русские моряки вошли в бухту Золотой Рог и основали порт Владивосток. (рассказ сопровождается показом на карте).Учащиеся делают запись в тетради. Сложно шли переговоры по определению границ между Россией и Японией. Учитель предлагает учащимся самостоятельную работу с документом (приложение 4): Ответить на вопросы к документу, выписать дату заключения договора и его условия; заполнить схему №7 стр.32 (приложение5). Учитель корректирует ответы учащихся, проверяет заполнение схемы. Учитель: Мы переходим к следующему пункту плана: 6.Продажа Аляски. Учащиеся записывают данный пункт в тетрадь. Рассказ учителя: К середине 19 века в Русскую Америку- на Аляску стали проникать американские предприниматели, торговцы, браконьеры, защищать и содержать эту отдалённую территорию становилось всё сложнее, расходы намного превосходили приносимые Аляской доходы. Американские владения превратились в обузу для государства. Одновременно правительство Александра II стремилось устранить возможные противоречия и укрепить дружественные отношения , сложившиеся между США и Россией. Император принял решение продать Аляску правительству Америки за 7,2 млн. долларов. (рассказ сопровождается показом на карте) Учащиеся записывают в тетрадь дату продажи Аляски. Вопрос учащимся: В чём вы видите ошибочность решения правительства России по продаже Аляски? | Слушают сообщение, выполняют задание №1,2 в печатной тетради. (см. приложение) Отвечают на вопросы учителя: При условии, что Россия сможет восстановить статус великой державы. Самостоятельно читают данный пункт № и выписывают основные события европейской политики: 1.Сентябрь 1857 г. встреча Александра II и Наполеона III 2.Февраль 1859 г. подписание договора о франко- русском сотрудничестве. 3.1863-1864 гг. сближение России и Пруссии. 4.Октябрь 1870 г Россия отказывается от условий Парижского мирного договора. 5.1873 - 1878 гг.- «Союз трёх императоров» (Россия, германия, Пруссия) Вывод: Т.о российскому правительству удалось выполнить основную внешнеполитическую задачу на европейском направлении- Россия добилась наиболее унизительных статей Парижского договора и мирным путём. Читают следующий пункт №, выписывают в тетрадь дату завершения Кавказской войны, выполняют задание №4 в печатной тетради. (см. приложение 2) Отвечают на вопрос: Вхождение народов Кавказа в состав России способствовало их экономическому и культурному развитию. В конце 19 века здесь появилась своя торгово- промышленная буржуазия, владевшая нефтяными промыслами, заводами. В начале 90-х гг. была проведена Владикавказская железная дорога, стала быстрыми темпами развиваться добыча нефти. Учащиеся записывают в тетрадь следующий пункт плана: 4.Политика России в Средней Азии. Слушают учителя, показывают на атласе основные военные действия. Заполняют таблицу (приложение 3) Делают вывод: Завоевание средней Азии лишило государственности населявшие её народы, но при этом прекратились междуусобные войны, было ликвидировано рабство и работорговля, часть земель была передана крестьянам. Быстро стало развиваться хлопководство и шелководство, началось железнодорожное строительство, добыча нефти, угля, цветных металлов. Записывают в тетрадь: 5.Дальневосточная политика. Слушают учителя, записывают в тетради: 1.Май 1858г. – Айгунский договор, граница с Китаем устанавливалась по реке Амур до впадения в него реки Уссури. Уссурийский край между этой рекой и Тихим океаном объявлялся совместным русско- китайским владением. 2. 1860 г.- Пекинский договор Уссурийский край был объявлен владением России. Работа с документом, отвечают на вопросы, выписывают в тетрадь: 5.1855г- Симодский договор, Курильские острова признавались территорией России, а остров Сахалин- совместным владением двух стран. 6.1875 г.- договор межу Россией и Японией, Сахалин полностью отходил к России, а острова Курильской гряды- к Японии. Учащиеся записывают в тетрадь: 6.Продажа Аляски. Слушают рассказ учителя Записывают в тетрадь: 1867г- Аляска продана США Ответ: Правительство России недооценило экономическое и военное значение своих владений на Тихом океане: территория, природные ископаемые | Поэтапное усвоение знаний. Запись в тетради: 1.Основные направления внешней политики России Развитие навыка самостоятельной работы Запись в тетради: 2.Европейская политика России 1.Сентябрь 1857 г. встреча Александра II и Наполеона III 2.Февраль 1859 г. подписание договора о франко- русском сотрудничестве. 3.1863-1864 гг. сближение России и Пруссии. 4.Октябрь 1870 г Россия отказывается от условий Парижского мирного договора. 5.1873 - 1878 гг.- «Союз трёх императоров» Активизация мыслительной деятельности, развитие способности к рассуждению Умение выделять главное Развитие способности к анализу, обобщению Запись в тетради: 3.1864г- завершение Кавказской войны Развитие навыка самостоятельной работы с текстом учебника Развитие навыка обобщать, делать вывод 5.Политика России в Средней Азии. Развитие навыка работы с картой Практические навыки Умение анализировать, делать вывод Запись в тетради: 5.Дальневосточная политика. 1.Май 1858г. – Айгунский договор, граница с Китаем устанавливалась по реке Амур до впадения в него реки Уссури. Уссурийский край между этой рекой и Тихим океаном объявлялся совместным русско- китайским владением. 2. 1860 г.- Пекинский договор Уссурийский край был объявлен владением России. 3.1855г- Симодский договор, Курильские острова признавались территорией России, а остров Сахалин- совместным владением двух стран. 4.1875 г.- договор межу Россией и Японией, Сахалин полностью отходил к России, а острова Курильской гряды- к Японии. Запись в тетради: 6. Продажа Аляски. 1867- Аляска продана США Развитие способностей к рассуждению и умозаключению |