СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории на тему "Политическое развитие СССР в 1960-е – начале 1980-х гг."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном конспекте урока рассматривается противоречивость общественно-политической жизни СССР в 1960-е - начале 1980-х годов и сущность процессов "застоя" в политике.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории на тему "Политическое развитие СССР в 1960-е – начале 1980-х гг."»

Урок № __ Тема урока: Политическое развитие СССР в 1960-е – начале 1980-х гг.

Цель урока: рассмотреть противоречивость общественно-полити­ческой жизни СССР в 1965 — начале 1980-х гг., сущность процессов «застоя» в политике;

Планируемые результаты: предметные: изучить характерные черты политической жизни СССР в 1960-1980 гг; основные положения Концепции «развитого социализма»; особенности Конституции 1977 г. Научиться самостоятельно и творчески применять знания, навыки и умения в жизненных условиях, определять сущностные характеристики изучаем объектов; выбирать верные критерии для сравнения, сопоставления осуществлять поиски извлечение информации но заданной теме, используя адаптированные источники различного типа; 

Метапредметные:

1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы возникающие в ходе работы; 2)регулятивные обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии ее решения; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; 3}познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; 4)личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: иллюстрации учебника пар.35, видеофрагмент.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний

1.Устно: Подведём итоги правления Н.С.Хрущёва (отвечают)

3.Определение темы и задач урока. Мотивация.

Кто эти люди? Никита Сергеевич Хрущёв и Леонид Ильич Брежнев. 

Что мы должны выяснить в рамках данной темы?

При каких обстоятельствах завершилось правление Хрущёва? Заговор против него и смещение со всех постов

Что послужило причинами заговора?

Недовольство народа поднятием цен и ухудшением уровня жизни в целом,

провал внешнеполитической стратегии и Карибский кризис,

неуверенность высшего политического руководства в прочности своего положения

Ущемление роли и значения партийной номенклатуры (решение Хрущёва о ротации кадров)

То, что был исчерпан авторитет Хрущёва в обществе и его реформаторский потенциал

В 60-е годы политика Хрущёва стала вызывать недовольство широких слоёв общества. Крестьяне возмущались сокращением личного подсобного хозяйства и увеличением налогов. Горожане – перебоями с продовольствием и ростом цен на продукты. Верующие – новыми гонениями на церковь. Военные не могли простить Хрущёву сокращение Вооружённых сил. Чиновничество было взбудоражено проводившимися перестройками ведомств. Партийная бюрократия выражала недовольство введёнными ограничениями на пользование служебными автомобилями и дачами. Высших руководителей раздражала непредсказуемость Хрущёва в принятии решений. К тому времени новое поколение партийных руководителей уже укрепило позиции и не нуждалось в его поддержке.

3.Восприятие темы урока.

Работа с терминами: Десталинизация (1953-1964)— процесс преодоления культа личности и ликвидации политической и идеологической системы, созданной в СССР в период правления И. В. Сталина. Этот процесс привёл к частичной демократизации общественной жизни, называемой «оттепелью».

Ресталинизация-это возврат к сущности сталинизма, который остаётся неизменным: величие государства и социальная справедливость.

Пери́од засто́я или эпо́ха засто́я- пропагандистско-литературное клише, используемое для обозначения периода в истории СССР, охватывавшего два с небольшим десятилетия так называемого «развитого социализма» — с момента прихода к власти Л. И. Брежнева.

Диссидентство - несогласие с господствующей официальной идеологией; противостояние существующему режиму, правительству и т. п.; инакомыслие.

3.1. Работа с текстом параграфа 35

Задание: работа в паре: на основе п.1 пар.35 составит схему «Итоги правления Н.С.Хрущева» (дополним наши знания после беседы)

Схема ??? (превзошел все ведущие страны по темпам роста В ВП)


1 950-е гг в СССР( было построено более 8 тыс. предприятий)

рост ст ремительный??? (значительно вырос уровень жизни народа)


??? (лидирующие позиции по развитию научно-технического прогресса, велось освоение космоса,

с озданы предпосылки для реализации социальных п рограмм)


все это указывает на «советское экономическое чудо»


ОДНАКО, снижение темпов экономического развития (отметить):

1. __________________ ( отказ властей от использования экономических стимулов к труду);

2.__________________ (сохранение идеологических ограничений);

3.__________________ (усталость общества от постоянных перемен)

Учитель. Время с середины 1960-х до середины 1980-х г. XX ь. было периодом нашей истории, который называют «два­дцатилетием упущенных возможностей», «брежневской эпо­хой»., но чаще всего «периодом застоя». Именно в эти годы негативные явления и трудно­сти, нерешённые проблемы и загнанные внутрь болезни общества привели его к глубокому кризису: стагнации экономи­ки, деформациям общественно-политической жизни, оскуде­нию духовной сферы. Но всё ли так плохо было в этот период? Л.И. Брежнев пришёл к власти без подробной про­граммы развития страны. Человек глубоко традиционный и консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых поворотов, крупных перемен. Осу­див Н.С. Хрущёва за волюнтаризм и субъективизм, он прежде всего позаботился о том, чтобы перечеркнуть его радикальные начинания.

3.2. Работа с учебником:

на основе п.2 пар.35 характерные выявить черты политической жизни в СССР в 1960-1980-е гг»

Ответ

1.Несменяемость руководящих кадров; старение руководства страны(геронтократия- власть старейших); (стабильность кадров»-лозунг Л.И.Брежнева): «законсервировали» политический режим

2.коллегиальное руководство страной;

3.Централизация управления;

4.Идеологизация общественной жизни;

5.Реабилитация И.В.Сталина –неосталинизм;

6.Повышение руководящей роли КПСС и её контроля над всеми сферами общественной жизни;

7.полное сращивание государственного и партийного аппарата;

8.Отрыв правящей элиты от общества и превращение её в закрытый привилегированный слой (партноменклатура);

9.Распространение диссидентского движения, оппозиционно настроенного по отношению к власти;

10.возрастание роли военных и госбезопасности в управлении страной;

11.расхождение между политическим курсом и реальным положением дел в стране.

Особенности Конституции 1977 г. (п.4 пар.35)

Ответ:Конституция 07.10. 1977 г

1.закрепила руководящую роль КПСС:

Провозгласили курс на построение «развитого социалистического общества»;

Покончено с эксплуатацией человека человеком и национальной враждой;

Партия стала «политическим ядром»;

Политический аппарат стал главной политической силой;

Важное место занимали социально-экономические права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинскую помощь, пенсионное обеспечение, отдых.

4. Закрепление изученного материала:

Вопросы

Каковы главные критерии при назначении на должность? (личная лояльность чиновника);

Объясни «теневая экономика»? -(экономическая деятельность, находящаяся вне государственного контроля и скрываемая от общества);

Концепция политики Брежнева? ( развитой социализм);

Достижения при власти Брежнева? (активное финансирование оборонных программ, установка межконтинентальных баллистических ракет. Создание противовоздушной системы обороны, растет мощь флота и авиации, достигнут ракетно-ядерный паритет-равенство сторон в чем –либо)

4.Подведение итога урока.

5.Рефлексия. Продолжить фразу:

Сегодня на уроке я узнал….

Сегодня на уроке я научился…

Мне было сложно на уроке…


6.Домашнее задание: пар.35, с.147-148 вопросы











































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!