СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока истории 7 класс "Присоединение Украины к России" по учебнику Пчелова Е.В.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект проблемного урока истории 7 класса "Присоединение Украины к России" по учебнику Пчелова Е.В. Презентация к уроку приложена на данном сайте 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории 7 класс "Присоединение Украины к России" по учебнику Пчелова Е.В.»

Тема: Присоединение Украины к России


Цели урока:

Образовательная: познакомить обучающихся с основными событиями внешней политики России в 17 веке и их решениями; выделить причины войн, которые вела Россия в 17 веке; показать единство и взаимопомощь братских народов России и Украины в борьбе против владычества Речи Посполитой и воссоединение их в единое Российское государство;

Развивающая: продолжить формирование умений делать выводы на основе анализа текста, находить решение поставленных задач.

Воспитывающая: воспитывать толерантность, интерес к прошлому.


Основные понятия: великая держава, автономия, Богдан Хмельницкий, гетман, рада.


Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, раздаточный материал, учебники.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вводная часть:

Вводно-мотивационный этап.


I. Организация учащихся на урок.

Приветствие, проверка отсутствующих.


Актуализация знаний.

Проверка ДЗ Вопрос 2 стр 139


Переход к изучению новой темы.

- Итак, изучая историю, вы знакомились с большим количеством государств: со слабыми, сильными, лидерами и великими державами. Исходя из этого, скажите, что означает понятие «великая держава»?


В Большой советской энциклопедии дается следующее определение: великие державы, термин, принятый для обозначения наиболее мощных государств, играющих ведущую роль на международной арене.


Речь Богдана Хмельницкого:

Видно, нельзя нам жить без царя, так выбирайте из четырех- султана турецкого, хана крымского ,короля польского, царя православного Великой России, которого уже шесть лет мы беспрестанно умоляем быть нашим царем…

- Как предводитель украинского восстания называет Россию? (Великая Россия).

- О чем просили украинцы русского царя? (Чтоб русский царь стал их государем).

- Считает предводитель украинского восстания Россию великой державой или нет? (Богдан Хмельницкий считал ее великой).



Слова шведского короля Густав-Адольфа после заключения Столбовского мира:

« Нелегко будет России перепрыгнуть тот ручеек, который стал отделять ее от Балтийского моря».


- Шведский король считал Россию равной Швеции? (Россия не имела выхода к морям, в том числе и к Балтийскому. Это сдерживало ее развитие. Шведский король считал Россию более отсталой страной).


-Какой возникает вопрос? (По одному документу Россию можно назвать великой державой, по другому нельзя).

Учащиеся делают предположения











- Как предводитель украинского восстания называет Россию? (Великая Россия).

- О чем просили украинцы русского царя? (Чтоб русский царь стал их государем).

- Считает предводитель украинского восстания Россию великой державой или нет? (Богдан Хмельницкий считал ее великой).









- Шведский король считал Россию равной Швеции? (Россия не имела выхода к морям, в том числе и к Балтийскому. Это сдерживало ее развитие. Шведский король считал Россию более отсталой страной).






-Какой возникает вопрос? (По одному документу Россию можно назвать великой державой, по другому нельзя).

Постановка проблемы: 

- Какое возникает противоречие?

Сформулируйте проблему


Можно ли Россию в XVII веке назвать великой державой? 



Для того, чтобы ответить на данный вопрос, мы с вами рассмотрим следующую тему:

Присоединение Украины к России


Основная часть:

Операционно-исполнительский этап

Изучение новой темы.

План

1.Украинские земли под властью Речи Посполитой

2.Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская Рада

3.Русско-польская война


1. Украинские земли под властью Речи Посполитой

Рассказ учителя


Еще в XIY в. западные и южные земли Древней Руси вошли в состав Великого княжества Литовского. В 1569г. согласно Люблинской унии, Польша и Литва объединились под властью одного короля, создав государство Речь Посполитую. Большинство его жителей были католиками. Украинское и белорусское население Речи Посполитой, будучи православными находились в особо тяжелом положении, испытывало на себе политическое, религиозное и национальное неравноправие, но не забывало о едином происхождении восточных славян, продолжая называть себя Русью. В соседней Речи Посполитой украинские казаки во главе с Богданом Хмельницким подняли восстание против польских властей.

С самого начала гетман (вождь восставших) отправлял просьбы о помощи Москве. И хотя первые победы украинцев над Речью Посполитой окрылили их, но восставшие понимали, что это лишь временно. Нужна была поддержка со стороны.


Переяславская Рада

Понятно, что начиная помогать украинскому народу, русский царь понимал, что война с Речью Посполитой неизбежна. Но тем не менее, принимает решение о присоединении Украины к России.

- Докажите, что Украина вошла в состав России на особых условиях


Как вы думаете, почему российские власти долго колебались, прежде чем прийти на помощь казакам? (Они не решались пойти на открытую помощь, зная военное могущество Польши).

Чтение текста стр. 143 (внизу) и стр 144

Ответы уч-ся: сохранение самоуправления и власти гетмана; местный суд; не надо платить налоги в государственную казну; на территории Украины не было крепостного права.



Как вы думаете, почему российские власти долго колебались, прежде чем прийти на помощь казакам? (Они не решались пойти на открытую помощь, зная военное могущество Польши).

Русско-польская война

- Проанализируем русско-польскую войну 1654 – 1657гг, попробуем определить, была ли она справедливая, или была, наоборот, несправедливой.

- Назовите причину начала Русско-польской войны .

(Воссоединение России с Украиной).







! –Найдите на карте земли, вошедшие в состав России. Последствия воссоединения Украины с Россией

Карта стр.128

Работа с тестом с. 144 – 145


Война 1654 – 1657гг была справедливой, так как это было стремление помочь восставшим украинцам в борьбе с Речью Посполитой, а также стремление России вернуть земли, некоторые из которых были раньше частью русского государства.


- Итак, истощенные войной, оба государства в 1667 году заключили Андрусовское перемирие на 13 лет. (карта стр. 128). По условиям России достались Левобережная Украина и г. Киев. К России отошел г.Смоленск.



Завершающая часть

Рефлексивно-оценочный этап

- Как вы думаете, Россию можно назвать великой державой?


(Россию частично можно назвать великим и могущественным государством, т. к. именно к ней обратился Б. Хмельницкий, считая ее более государством, чем Речь Посполитая. Но в тоже время Россия не готова была воевать с более сильным государством: со Швецией, с Турцией)

Вывод урока

РЕФЛЕКСИЯ

- Таким образом, в течение XVII в. Россия непоследовательно, периодически отступая и накапливая силы, постепенно решала посильные для нее задачи. Но общий итог ее внешней политики был невелик, приобретения же доставались максимальным напряжением сил. Основные стратегические задачи – получение выхода к морям и воссоединение русских земель – остались нерешенными.

РЕФЛЕКСИЯ: ПРИЕМ «ТОЛСТЫЕ» И «ТОНКИЕ ВОПРОСЫ»



Домашнее задание: §20, выучить даты, стр.146 № 2















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!