Конспект урока «Информационные сервисы сети интернет» с использованием технологии кейс-стади»
Цели: обобщить известные информационные сервисы сети Интернет; способствовать формированию у обучающихся следующих универсальных учебных действий (см. предыдущий урок).
Задачи:
образовательная – обобщить известные информационные сервисы сети Интернет; выработать практические умения в определении вида информационного сервиса;
развивающая – способствовать развитию логического мышления (умения сравнивать, делать выводы и классифицировать), познавательной активности, умения работать в группе;
воспитывающая – прививать навыки самостоятельной работы; воспитывать умение высказывать личное мнение и прислушиваться к мнению другого.
Используемые технологии: развитие критического мышления через чтение и письмо; кейс-стади; коллективный способ обучения.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, система электронного голосования Verdict, конверты с заданием для самостоятельной работы, листы с опорными конспектами, видеофрагменты, ноутбуки, «кейсы» (листы с текстами).
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оформление доски |
I. Организационный момент | Демонстрируют готовность к уроку | |
II. Актуализация опорных знаний. – Что является главной чертой информационного общества? | – Производство информационных ресурсов. | |
– Перечислите известные вам информационные ресурсы. | Перечисляют. | |
– О каком из информационных ресурсов пойдет речь на сегодняшнем уроке, вы узнаете из загадки: Есть такая сеть на свете. Ею рыбу не поймать. В нее входят даже дети, Чтоб общаться иль играть. Информацию черпают, И чего здесь только нет! Что за сеть? Найди ответ. Сеть зовется… | Слушают и отгадывают загадку. – Интернет. | На интерактивной доске записана загадка. |
– Нам предстоит выяснить, как и почему Интернет становится ресурсом, вся ли сеть или только ее компоненты. Тема урока – «Информационные сервисы сети Интернет». | Записывают тему урока. | Запись темы урока |
Что бы вам хотелось узнать по этой теме? | – Хотелось бы узнать о сервисах Интернета | |
– Итак, цель урока – обобщить известные виды информационных сервисов сети Интернет | | |
III. Формирование новых знаний. | | |
– Что вы видите на доске? | – Названия «Yandex», «Google», «Rambler», chat, ICQ, «В контакте», «Одноклассники», [email protected], [email protected], [email protected], Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera. | В хаотичном порядке расположены объекты: названия «Yandex», «Google», «Rambler», chat, ICQ, «В контакте», «Одноклассники», чаты, аська, [email protected] [email protected] [email protected] Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera. |
– Какое задание можно выполнить с этими объектами? | – Объекты можно сгруп-пировать. | |
– Сгруппируйте изображения так, как вы считаете возможным. | Один ученик работает у доски и формирует группы: 1-я группа – chat, ICQ, «В контакте», «Одноклассники». 2-я группа – Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera. 3-я группа – [email protected], [email protected], [email protected]. 4-я группа – Yandex, google, rambler. | Записаны названия групп. |
– Дайте названия каждой из этих групп. | Ученик записывает названия групп: 1-я группа – интерактивное общение; 2-я группа – браузеры; 3-я группа – электронная почта; 4-я группа – поисковые системы. | Схема пополняется недостающими данными |
– По какому признаку вы сформировали данные группы? – Все группы предоставляют нам информационные услуги, и эти услуги называют информационными сервисами сети сети Интернет. Таким образом, мы решили поставленную задачу – сгруппировали представленные объекты, а критерием группировки были определенные информационные сервисы сети Интернет. | Отвечают на вопрос. | |
Следующая задача – систематизировать материал о видах информационных сервисов Интернета. Предлагаю поработать самостоятельно. Перед вами листы с текстами (см. Приложение к уроку). Первый вариант ищет в тексте то, чего мы не назвали, то есть новое для вас знание, а второй вариант – то, что у нас совпало с текстом. Время для выполнения этого задания – 5 минут. Организует проверку выполненного задания. | Работают самостоятельно с «кейсами» | |
– Что у вас получилось? Сначала выслушаем второй вариант, которому предлагалось найти в тексте то, что совпало с нашими знаниями. | Высказывания учащихся (каждый ученик зачитывает по одному предложению): – Совпало: браузеры (к ним относятся Firefox, Internet Explorer, Opera); поисковые системы, интерактивное общение. | |
– Предлагаю выслушать первый вариант, которому предлагалось найти в тексте то, чего мы не назвали. | – Файловые архивы. | |
– Благодаря наличию файловых архивов мы можем скачать информацию прямо из Интернета. Есть ли еще что-нибудь, что нами не было названо? | – Гипертекст, web-сервисы, web-страницы, универсальный указатель URL. Новая группа информационных ресур- сов – телеконференции; группа файловых архивов и группа браузеров. | |
– Все группы, рассмотренные нами, входят во Всемирную паутину, которая включает в себя гипертекст, web-сервисы, web-страницы, универсальный указатель URL. Таким образом, мы соотнесли наши предположения с научным текстом. Теперь вам предстоит самостоятельно систематизировать материал, составив схему. Воспользуйтесь представленными опорными конспектами. Организует проверку. | Составляют схему. | |
– Итак, мы решили с вами поставленную задачу, а именно – систематизировали материал о видах информационных сервисов Интернета. Следующая задача – составить инструкции по пользованию некоторыми сервисами Интернета. Каждый из вас получает конверт с заданием. В течение 5 минут вы выполняете его самостоятельно. Посмотрите видеофрагмент, размещенный на рабочем столе ноутбука. | Смотрят видеофрагмент. | |
– Составьте инструкцию по использованию сервисов Интернета с учетом просмотренного материала. Запишите ее на листах. – Переходим ко второму этапу: объединитесь в четверки, по месту посадки за столами. Организует работу в группах. – В конвертах, которые вы получали, есть указание на ваш номер в четверке. У каждого в четверке задания разные. Постарайтесь научить друг друга по той инструкции, которую вы составили. Первый учит второго, второй – первого, третий – четвертого, четвертый – третьего. Время для выполнения работы – 3 минуты. – Переходим к третьему этапу, на котором первый и четвертый учат друг друга, а второй и третий также учат друг друга. Время для выполнения работы – 3 минуты. – Переходим к четвертому этапу – взаимообучение первого с третьим, второго с четвертым. Время для выполнения работы – 3 минуты. – Таким образом, мы решили с вами следующую задачу урока – составили инструкции по использованию сервисов Интернета и научили друг друга, как им пользоваться | Составляют инструкцию по использованию сервисов Интернета. Работают в группах. Работают в группах. Работают в группах | |
IV. Итог урока. – В течение всего урока мы решали следующие задачи: 1) сгруппировать объекты; 2) систематизировать материал о видах информационных сервисов сети Интернет; 3) составить инструкции по использованию сервисов Интернета и научить им друг друга. | | |
Была ли достигнута цель урока? Обобщили ли мы известные виды информационных сервисов сети Интернет? | Высказывают свое мнение. | |
– Интернет – уникальный ресурс, который предо-ставляет нам любую информацию. Ответьте на вопросы при помощи программы Verdict. Напоминаю, что отвечать нужно начинать после того, как варианты ответов на экране станут зеленого цвета. Первый вопрос: «Какому виду информационного ресурса сети Интернет вы отдаете предпочтение?». Второй вопрос: «Какой вид работы на уроке вам понравился больше всего?». Третий вопрос: «Вам было комфортно на уроке?» | Слушают учителя, отвечают на вопросы | Запись задач урока |
Домашнее задание: – Выполните задания по инструкциям, которые были вами составлены | | |
Приложение к уроку «Информационные сервисы сети Интернет»
Текст для работы по теме («кейс»)
Электронная почта (е-mail) – наиболее распространенный сервис Интернета, так как она является исторически первой информационной услугой компьютерных сетей и не требует обязательного наличия высокоскоростных и качественных линий связи.
Для того чтобы электронное письмо дошло до адресата, оно, кроме самого сообщения, обязательно должно содержать адрес электронной почты получателя письма, который записывается по определенной форме и состоит из двух частей, разделенных символом @, например: [email protected], [email protected], [email protected].
В Интернете существуют десятки тысяч конференций, или групп новостей, каждая из которых посвящена обсуждению какой-либо проблемы. Каждой конференции выделяется свой почтовый ящик на серверах Интернета, которые поддерживают работу этой конференции. Принцип работы в телеконференциях мало чем отличается от принципа работы с электронной почтой. Пользователь может посылать свои сообщения в любую телеконференцию и читать сообщения, посланные другими участниками. Для работы обычно используют те же самые почтовые программы, что и при работе с электронной почтой. Для того чтобы иметь доступ к почтовому ящику какой-либо конференции, на нее необходимо подписаться.
Просмотр web-страниц осуществляется с помощью специальных программ просмотра – браузеров. В настоящее время наиболее распространенными браузерами являются: Mozilla Firefox, Internet Explorer, Opera.
Десятки тысяч серверов Интернета являются серверами файловых архивов, и на них хранятся сотни миллионов файлов различных типов (программы, драйверы устройств, графические и звуковые файлы и т. д.). Наличие таких серверов файловых архивов очень удобно для пользователей, так как многие необходимые файлы можно «скачать» непосредственно из Интернета. Файловые серверы поддерживают многие компании – разработчики программного обеспечения и производители аппаратных компонентов компьютера и периферийных устройств. Размещаемое на таких серверах программное обеспечение является свободно распространяемым или условно бесплатным и поэтому, «скачивая» тот или иной файл, пользователь не нарушает закон об авторских правах на программное обеспечение.
Сеть Интернет растет очень быстрыми темпами, и найти нужную информацию среди миллионов web-страниц и файлов становится все сложнее. Для поиска информации используются специальные поисковые системы, которые содержат более или менее полную и постоянно обновляемую информацию о web-страницах, файлах и других документах, хранящихся на десятках миллионов серверов Интернета. Современные поисковые системы часто предоставляют пользователям не только возможности поиска документов в Интернете, но и доступ к другим информационным ресурсам (новостям, информации о погоде, о валютном курсе и так далее).
В последнее время все более широко распространяется интерактивное общение в Интернете в режиме реального времени. Простейший способ общения – разговор (сhat) – это обмен сообщениями, набираемыми с клавиатуры. Вы вводите сообщение с клавиатуры, и оно высвечивается в окне, которое одновременно видят все участники встречи.
Большую популярность приобрело интерактивное общение через серверы ICQ. Система интерактивного общения ICQ интегрирует различные формы общения: электронную почту, обмен текстовыми сообщениями (chat), передачу файлов, поиск в Сети людей и так далее.
Всемирная паутина – это вольный перевод английского словосочетания World Wide Web, которое часто обозначается как WWW, или web.
Сервисы Интернета, реализующие WWW-технологию, называются web-серверами, а документы, реализованные по технологии WWW, называют web-страницами.
Всемирная паутина – это десятки миллионов web-серверов Интернета, содержащих web-страницы, в которых используется технология гипертекста.
Найти web-страницу или файл в Интернете можно с помощью универсального указателя ресурсов (адреса web-страницы) – URL. Всемирная паутина объединяет в себе различные информационные сервисы Интернета (интерактивное общение, браузеры, телеконференции и т. д.).