Конспект урока информатики в 6 классе
«Построение блок-схем алгоритмов на примере пословиц и стихов»
Учитель: Байдакова В.А.
Тип урока:
Урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Цель урока:
закрепление знаний и умений учащихся строить и анализировать блок-схемы алгоритмов линейной и разветвляющейся структур.
Задачи урока:
Развитие умения построения речевых высказываний, ведение диалога, формирование умения оценивать себя, работу в паре;
Создание условий для анализа, обобщения результатов исследования, умение выделять существенные признаки для решения учебных задач;
Закрепить умения строить блок-схемы алгоритмов, закрепить навыки работы в текстовом процессоре MS Word.
Планируемые результаты:
Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой, учебно-исследовательской деятельности, формирование ответственного отношения к учению.
Развитие умения построения блок-схем алгоритмов применительно к поставленным задачам, развитие компетентности в области использования ИКТ.
Формирование умения построения блок-схем алгоритмов применительно к поставленным задачам, выполнить работу в текстовом процессоре MS Word.
Методы работы: частично поисковый, репродуктивный (проблемный), личностно- ориентированные
Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке:
Мониторинг работы в парах и оценка личных результатов учащихся по собранным бланкам заданий;
Наблюдение за развитием коммуникативных навыков учащихся;
Мониторинг личностного взаимодействия участников работы;
Карта рефлексии учащихся.
Формы организации работы детей: устная, письменная, индивидуальная, в парах.
Технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии.
УМК:
Учебник Л.Босова «Информатика», 6 класс
Этапы интегрированного урока:
Организационный момент
Актуализация знаний
Применение теоретических положений в условиях решения задачи
Самостоятельное творческое использование сформированных навыков и умений. Компьютерный эксперимент
Подведение итогов урока, выставление оценок. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении, рефлексия деятельности
Ход урока
1. Организационный момент.
Для урока подготовлена презентация с помощью MS PowerPoint с целью визуализации информации по ходу повторения и закрепления материала.
На партах детей разложены:
бланк для проведения проверки полученных знаний по предыдущим урокам (Понятие алгоритма, виды алгоритмов по способу представления, виды блок-схем, виды алгоритмов)
бланки для выполнения заданий
Учитель приветствует детей.
2. Мотивационное начало урока.
(Рассматривается сюжет из сказки, и связь литературного сюжета с предметом информатика.)
Учитель: Здравствуйте. На прошлых занятиях мы знакомились с понятием алгоритм, видами алгоритмов, способами представления алгоритмов. Сегодня я хочу предложить вам вспомнить известный сюжет. Давайте посмотрим видеофрагмент из мультфильма «Иван-Царевич и Серый Волк», (ученики смотрят видеофрагмент). Сказка – это литературное произведение. Подумайте, а нет ли связи между этим сюжетом из сказки и информатикой?
Ученики отвечают: Иван-царевич должен выполнить алгоритм.
Учитель: Вы были внимательны и определили, что герой должен выполнить алгоритм. Значит, алгоритмы встречаются и в повседневной жизни и в литературных произведениях. Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Составление алгоритмов на примере пословиц и стихов»).
Ученики отвечают, предлагают варианты для темы урока.
Учитель: Этот урок не первый по теме алгоритмы. Вы уже многое знаете. Определите цели нашего урока.
Ученики: Закрепить умения строить блок-схемы алгоритмов
3. Актуализация знаний
Учитель: Но прежде давайте повторим основные понятия, изученные на предыдущих уроках при изучении темы Алгоритмы. Вспомните известную пословицу о повторении. (Повторение – мать учения). Она станет девизом нашей работы на этом этапе.
Вы будете работать в парах. Возьмите бланк для выполнения задания, подпишите.
Учитель: Выполняем первое задание. Что такое алгоритм?
Восстановите порядок слов в предложении, чтобы получилось определение алгоритма.
Ученики отвечают: Алгоритм – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.
Учитель: Определите, являются ли алгоритмом предложенные пословица и стихотворение. Почему?
Дети отвечают: Нет, не определен конечный результат.
Учитель: Определите вид алгоритма по форме представления. Объясните, пожалуйста, свой ответ. Восстановите пословицу и объясните ее смысл.
Ученики отвечают: Словесная форма представления, графическая форма представления, первый алгоритм записан в форме текста, второй изображен в виде блок схем.
Учитель: Для построения блок-схем алгоритмов используются блок-схемы.
Соедините название блока с его изображением.
Ученики выполняют задание, соединяют название блока с его изображением, проверяют.
Учитель: Следующее задание: определите вид алгоритма, объясните, что такое линейный алгоритм, что такое разветвляющийся алгоритм, какое бывает ветвление?
Ученики отвечают: Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, т.е. последовательно друг за другом.
Алгоритм с ветвлениями или разветвляющийся алгоритм - форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов.
Ветвление бывает полное и неполное.
Учитель: Наверное, вы узнали басню И.Крылова, кто ее нам прочитает наизусть? Также восстановите пословицу и объясните ее смысл.
Ученики отвечают, предлагают свои варианты, делают вывод о смысле пословицы.
При проверке всех заданий на экране показан верный ответ, ученики проверяют, вносят исправления.
4. Применение теоретических положений в условиях решения задачи
Учитель: Сдайте, пожалуйста, работы. Переходим к следующему этапу «Составление блок-схем алгоритмов». Девизом этого этапа работы я предлагаю взять следующее известное высказывание «Покажи мне - и я запомню».
Продолжаем работу в парах. Возьмите бланки заданий, подпишите. Варианты разные. Выполняем первое задание. Построить алгоритм на примере стихов известных поэтов А. Плещеева, А. Пушкина, А. Толстого. Давайте прочитаем стихи. (Задание составлено в 3 вариантах, каждой паре учеников предлагается 1 вариант).
Ученики читают стихи.
Учитель: Определите вид алгоритма. (Линейный). Подчерните действия. Составьте алгоритм.
Ученики в парах на бланках для выполнения задания находят и подчеркивают действия, строят алгоритм.
Учитель: Давайте проверим. (На экране - правильные варианты выполненного задания.)
Учитель: Следующее задание по предложенному алгоритму восстановите пословицу. Объясните, как вы понимаете смысл пословицы. (Задание составлено для 3 вариантов: «Болен – лечись, а здоров – берегись», «Сделал дело - гуляй смело», «Не зная броду – не суйся в воду».) Каждой паре учеников предлагается 1 вариант.
Ученики в парах выполняют алгоритм, восстанавливают пословицу. Предлагают свои варианты. Спорят. На экране при проверке задания появляется правильный ответ. Объясняют смысл пословицы.
Учитель: Следующее задание: Составить алгоритм к известным стихам. Давайте прочитаем. Определите, какой вид алгоритма встречается в этих стихах, обоснуйте, почему вы так считаете. Подчерните волнистой линией условие, назовите его. Сформулируйте условие, так чтобы его можно было вписать в блок принятие решения. (Кругом все мирно? Ожидается война? Быстро обернулся? Жизнь тебя обманывает?) Подчерните действия. В предложенный шаблон алгоритма впишите условия и действия. (Задание составлено в 3 вариантах, каждой паре учеников предлагается 1 вариант, учитывая уровень подготовленности учащихся.)
Ученики работают, проверяют, заполняют шаблон алгоритма на бланке задания и этот же шаблон заполняют на доске (шаблон заранее начерчен на доске).
Всем ученикам предлагается проверить правильность выполнения задания, исправить ошибки.
Учитель: сегодня мы повторяли, выполняли различные задания в парах и коллективно. И сейчас сделаем небольшую паузу, немножко отдохнем. Вам было задано домашнее задание: найти пословицы об отдыхе. Есть пословицы об отдыхе? Какие вы нашли?
Ученики: Сделал дело - гуляй смело. Кто не работает, тот отдыха не знает. Кто не работает, тот не ест.
Учитель: Чтобы лучше шло дело, пусть отдохнут голова и тело. Давайте выполним алгоритм.
Ученики выполняют алгоритм. Результатом выполнения алгоритма является гимнастика для глаз.
Учитель: Чем отличается этот алгоритм от тех, что рассматривали мы сегодня?
Ученики: В этом алгоритме необходимо выполнить одни и те же действия несколько раз.
Учитель: Верно. Такие алгоритмы называются циклическими, и мы познакомимся с ними на следующем уроке.
5. Самостоятельное творческое использование сформированных навыков и умений
Учитель: Итак, с новыми силами, отдохнувшими продолжаем работу. Переходим к третьему этапу урока. Как вы думаете, что кроме составления алгоритма по уже готовой блок-схеме или восстановление пословицы по блок-схеме алгоритма поможет вам лучше научиться строить алгоритмы?
Ученики: Построить алгоритм самостоятельно.
Учитель: Да, согласна. Девизом третьего этапа пусть будет пословица «Вовлеки меня – и я научусь». Вы будете работать самостоятельно. Для этого на каждом компьютере подготовлена папка с заданиями. Первое задание: из имеющихся блоков составить алгоритм, восстановить пословицу и напечатать ее, применить к шрифту следующее форматирование шрифт Times New Roman, 14 пт.
Второе задание: самостоятельно определить вид алгоритма в стихотворении А.С. Пушкина, построить алгоритм, используя средства текстового процессора MS Word.
Учитель проверяет, как ученики выполняют работу.
6. Подведение итогов урока, рефлексия деятельности.
Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Мне хочется узнать, было ли вам интересно и полезно использовать ваши знания по литературе для работы на уроке информатики? Сегодня мы работали с алгоритмами, и последнее задание не будет исключением. Создайте новый документ в программе MS Word. Выполните, пожалуйста, алгоритм.
Ученики выполняют задание. (Обычно ученикам нравятся такие уроки, и они рисуют смайлики зеленого цвета).
Учитель: Для того чтобы мы с вами могли оценить свою работу (провести самоанализ), я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, используя специальную программу. (Результаты голосования всех участников сразу можно увидеть в виде диаграммы на экране). (Обобщенная карта рефлексии Приложение1).
Учитель: Мне понравилось, как вы работали на уроке. Вам тоже урок понравился. Я проверю ваши работы и выставлю оценки, при этом обязательно учту активность каждого при работе устно и доски.
Учитель: На разных этапах урока у нас были разные девизы. Основное базовое домашнее задание для всех учащихся составить алгоритмы для девизов разных этапов урока. А задание повышенного уровня сложности подобрать стихотворение или фрагмент стихотворения, на примере которого можно построить линейный алгоритм и построить этот алгоритм.
Спасибо. Урок окончен.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Содержание этапа урока | Время | Действия учителя | Действия ученика | Универсальные учебные действия |
1. Организационный момент | 1 мин. | Подготовка рабочих мест. На каждом компьютере подготовлена папка с заданиями. Проверяет готовность обучающихся к уроку. | | |
2. Мотивационное начало урока | 3 мин. | Предлагает сформулировать тему урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | Просматривают видеофрагмент. Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. Формулируют цели урока. | Регулятивные УУД: целеполагание Коммуникативные УУД: слушают и понимают смысл речи других учащихся класса и учителя, овладение навыками публичных выступлений. |
3. Актуализация знаний | 7 мин. | Создает эмоциональный настрой на урок. Формулирует задание. Дает задание для повторения основных блоков для построения алгоритмов, задания для повторения видов алгоритмов. | Индивидуальная, работа в парах, проверяют правильность выполнения работы. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Выявляют закономерность. Восстанавливают порядок слов в предложении. Озвучивают понятие алгоритм. Анализируют предложенные пословицу и стихотворение. Высказывают свои предположения в паре. Объясняют свой выбор. Сопоставляют изображение блок-схемы с его названием. Анализируют блок-схемы алгоритмов, определяют вид алгоритма. Восстанавливают исходный текст пословицы. | Познавательные УУД: владение ключевыми понятиями, формулируют ответы на вопросы учителя в устной/письменной речи; выполняют задания для актуализации собственных знаний в соответствии с планируемыми результатами обучения; Коммуникативные УУД: овладение навыками публичных выступлений, слушают и понимают смысл речи других учащихся класса и учителя. Регулятивные УУД: адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия. |
4. Применение теоретических положений в условиях решения задачи | 10 мин. | Дает задания для построения блок-схем алгоритмов, дает задания на примере блок-схемы восстановить пословицу и объяснить ее смысл. Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. | Индивидуальная, работа в парах, Читают предложенные стихи. Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение. Определяют вид алгоритма. Подчеркивают слова, обозначающие действия. Составляют блок-схемы алгоритмов, работают у доски, составляют алгоритм. Проверяют работу друг друга. Определяют вид алгоритма. Читают стихи. Восстанавливают пословицу по алгоритму, объясняют смысл пословицы. | Познавательные УУД: освоение умения решать задачи с практическим применением Коммуникативные УУД: овладение навыками публичных выступлений, слушают и понимают смысл речи других учащихся класса и учителя. Регулятивные УУД: адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия. |
5.Физкультминутка | 3 мин. | Задает вопросы, предлагает выполнить алгоритм | Приводят примеры пословиц об отдыхе. Выполняют алгоритм, отвечают на вопросы. | |
5. Самостоятельное творческое использование сформированных навыков и умений | 15 мин. | Контролирует процесс составления алгоритма. Просит показать полученные блок-схемы, сохранить выполненную работу. | Работают за компьютером, составляют блок-схему алгоритма, самостоятельно составляют алгоритм на примере стихотворения. Осуществляют набор текста, применяют к набранному тексту форматирование. Сохраняют выполненные работы | Коммуникативные УУД: овладение навыками проектной деятельности. Регулятивные УУД: осуществлять контроль своей деятельности |
Подведение итогов урока, рефлексия деятельности. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении. | 6 мин. | Дает задание выполнить алгоритм для оценки учениками урока. Комментирует домашнее задание | Открывают указанный файл, выполняют алгоритм, в программе MS Word рисуют смайлик, выполняют заливку смайлика определенным цветом. Записывают домашнее задание. | Коммуникативные УУД: овладение навыками проектной деятельности. Познавательные УУД: учебно-проектные |
Приложение 1
Карта рефлексии ученика на уроке
№п/п | Отметьте «+» ли «-» то выражение, которое соответствует вашему состоянию | Присутствовали на уроке | «+» | «-» | Затрудняюсь ответить |
1 | Своей работой на уроке в целом я доволен | | | | |
2 | Своей работой в паре я доволен | | | | |
3 | Для меня не было подходящего задания | | | | |
4 | Урок для меня показался коротким | | | | |
5 | За урок я устал | | | | |
6 | Мое настроение улучшилось | | | | |
7 | Материал урока мне был интересен | | | | |
8 | Материал урока мне был полезен | | | | |
9 | Сегодня на уроке мне было комфортно | | | | |