СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока информатики в 6 классе «Построение блок-схем алгоритмов на примере пословиц и стихов»

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока информатики в 6 классе «Построение блок-схем алгоритмов на примере пословиц и стихов»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока информатики в 6 классе «Построение блок-схем алгоритмов на примере пословиц и стихов»»

Конспект урока информатики в 6 классе
«Построение блок-схем алгоритмов на примере пословиц и стихов»

Учитель: Байдакова В.А.

Тип урока:

Урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Цель урока:

закрепление знаний и умений учащихся строить и анализировать блок-схемы алгоритмов линейной и разветвляющейся структур.

Задачи урока:

  • Развитие умения построения речевых высказываний, ведение диалога, формирование умения оценивать себя, работу в паре;

  • Создание условий для анализа, обобщения результатов исследования, умение выделять существенные признаки для решения учебных задач;

  • Закрепить умения строить блок-схемы алгоритмов, закрепить навыки работы в текстовом процессоре MS Word.

Планируемые результаты:

  • Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой, учебно-исследовательской деятельности, формирование ответственного отношения к учению.

  • Развитие умения построения блок-схем алгоритмов применительно к поставленным задачам, развитие компетентности в области использования ИКТ.

  • Формирование умения построения блок-схем алгоритмов применительно к поставленным задачам, выполнить работу в текстовом процессоре MS Word.

Методы работы: частично поисковый, репродуктивный (проблемный), личностно- ориентированные

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов учащихся на уроке:

  • Мониторинг работы в парах и оценка личных результатов учащихся по собранным бланкам заданий;

  • Наблюдение за развитием коммуникативных навыков учащихся;

  • Мониторинг личностного взаимодействия участников работы;

  • Карта рефлексии учащихся.

Формы организации работы детей: устная, письменная, индивидуальная, в парах.

Технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие технологии.

УМК:

  • Учебник Л.Босова «Информатика», 6 класс

Этапы интегрированного урока:

  • Организационный момент

  • Актуализация знаний

  • Применение теоретических положений в условиях решения задачи

  • Самостоятельное творческое использование сформированных навыков и умений. Компьютерный эксперимент

  • Подведение итогов урока, выставление оценок. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении, рефлексия деятельности

Ход урока

1. Организационный момент.

Для урока подготовлена презентация с помощью MS PowerPoint с целью визуализации информации по ходу повторения и закрепления материала.

На партах детей разложены:

  • бланк для проведения проверки полученных знаний по предыдущим урокам (Понятие алгоритма, виды алгоритмов по способу представления, виды блок-схем, виды алгоритмов)

  • бланки для выполнения заданий

Учитель приветствует детей.

2. Мотивационное начало урока.

(Рассматривается сюжет из сказки, и связь литературного сюжета с предметом информатика.)

Учитель: Здравствуйте. На прошлых занятиях мы знакомились с понятием алгоритм, видами алгоритмов, способами представления алгоритмов. Сегодня я хочу предложить вам вспомнить известный сюжет. Давайте посмотрим видеофрагмент из мультфильма «Иван-Царевич и Серый Волк», (ученики смотрят видеофрагмент). Сказка – это литературное произведение. Подумайте, а нет ли связи между этим сюжетом из сказки и информатикой?

Ученики отвечают: Иван-царевич должен выполнить алгоритм.

Учитель: Вы были внимательны и определили, что герой должен выполнить алгоритм. Значит, алгоритмы встречаются и в повседневной жизни и в литературных произведениях. Попробуйте сформулировать тему нашего урока («Составление алгоритмов на примере пословиц и стихов»).

Ученики отвечают, предлагают варианты для темы урока.

Учитель: Этот урок не первый по теме алгоритмы. Вы уже многое знаете. Определите цели нашего урока.

Ученики: Закрепить умения строить блок-схемы алгоритмов

3. Актуализация знаний

Учитель: Но прежде давайте повторим основные понятия, изученные на предыдущих уроках при изучении темы Алгоритмы. Вспомните известную пословицу о повторении. (Повторение – мать учения). Она станет девизом нашей работы на этом этапе.

Вы будете работать в парах. Возьмите бланк для выполнения задания, подпишите.

Учитель: Выполняем первое задание. Что такое алгоритм?

Восстановите порядок слов в предложении, чтобы получилось определение алгоритма.


Ученики отвечают: Алгоритм – это конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату.

Учитель: Определите, являются ли алгоритмом предложенные пословица и стихотворение. Почему?


Дети отвечают: Нет, не определен конечный результат.


Учитель: Определите вид алгоритма по форме представления. Объясните, пожалуйста, свой ответ. Восстановите пословицу и объясните ее смысл.

Ученики отвечают: Словесная форма представления, графическая форма представления, первый алгоритм записан в форме текста, второй изображен в виде блок схем.

Учитель: Для построения блок-схем алгоритмов используются блок-схемы.

Соедините название блока с его изображением.


Ученики выполняют задание, соединяют название блока с его изображением, проверяют.

Учитель: Следующее задание: определите вид алгоритма, объясните, что такое линейный алгоритм, что такое разветвляющийся алгоритм, какое бывает ветвление?


Ученики отвечают: Линейный алгоритм – это алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, т.е. последовательно друг за другом.

Алгоритм с ветвлениями или разветвляющийся алгоритм - форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения некоторого условия совершается одна или другая последовательность шагов.

Ветвление бывает полное и неполное.

Учитель: Наверное, вы узнали басню И.Крылова, кто ее нам прочитает наизусть? Также восстановите пословицу и объясните ее смысл.

Ученики отвечают, предлагают свои варианты, делают вывод о смысле пословицы.

При проверке всех заданий на экране показан верный ответ, ученики проверяют, вносят исправления.

4. Применение теоретических положений в условиях решения задачи

Учитель: Сдайте, пожалуйста, работы. Переходим к следующему этапу «Составление блок-схем алгоритмов». Девизом этого этапа работы я предлагаю взять следующее известное высказывание «Покажи мне - и я запомню».


Продолжаем работу в парах. Возьмите бланки заданий, подпишите. Варианты разные. Выполняем первое задание. Построить алгоритм на примере стихов известных поэтов А. Плещеева, А. Пушкина, А. Толстого. Давайте прочитаем стихи. (Задание составлено в 3 вариантах, каждой паре учеников предлагается 1 вариант).

Ученики читают стихи.

Учитель: Определите вид алгоритма. (Линейный). Подчерните действия. Составьте алгоритм.

Ученики в парах на бланках для выполнения задания находят и подчеркивают действия, строят алгоритм.

Учитель: Давайте проверим. (На экране - правильные варианты выполненного задания.)











Учитель: Следующее задание по предложенному алгоритму восстановите пословицу. Объясните, как вы понимаете смысл пословицы. (Задание составлено для 3 вариантов: «Болен – лечись, а здоров – берегись», «Сделал дело - гуляй смело», «Не зная броду – не суйся в воду».) Каждой паре учеников предлагается 1 вариант.

Ученики в парах выполняют алгоритм, восстанавливают пословицу. Предлагают свои варианты. Спорят. На экране при проверке задания появляется правильный ответ. Объясняют смысл пословицы.


Учитель: Следующее задание: Составить алгоритм к известным стихам. Давайте прочитаем. Определите, какой вид алгоритма встречается в этих стихах, обоснуйте, почему вы так считаете. Подчерните волнистой линией условие, назовите его. Сформулируйте условие, так чтобы его можно было вписать в блок принятие решения. (Кругом все мирно? Ожидается война? Быстро обернулся? Жизнь тебя обманывает?) Подчерните действия. В предложенный шаблон алгоритма впишите условия и действия. (Задание составлено в 3 вариантах, каждой паре учеников предлагается 1 вариант, учитывая уровень подготовленности учащихся.)

Ученики работают, проверяют, заполняют шаблон алгоритма на бланке задания и этот же шаблон заполняют на доске (шаблон заранее начерчен на доске).

Всем ученикам предлагается проверить правильность выполнения задания, исправить ошибки.


Учитель: сегодня мы повторяли, выполняли различные задания в парах и коллективно. И сейчас сделаем небольшую паузу, немножко отдохнем. Вам было задано домашнее задание: найти пословицы об отдыхе. Есть пословицы об отдыхе? Какие вы нашли?

Ученики: Сделал дело - гуляй смело. Кто не работает, тот отдыха не знает. Кто не работает, тот не ест.

Учитель: Чтобы лучше шло дело, пусть отдохнут голова и тело. Давайте выполним алгоритм.

Ученики выполняют алгоритм. Результатом выполнения алгоритма является гимнастика для глаз.

Учитель: Чем отличается этот алгоритм от тех, что рассматривали мы сегодня?

Ученики: В этом алгоритме необходимо выполнить одни и те же действия несколько раз.

Учитель: Верно. Такие алгоритмы называются циклическими, и мы познакомимся с ними на следующем уроке.

5. Самостоятельное творческое использование сформированных навыков и умений

Учитель: Итак, с новыми силами, отдохнувшими продолжаем работу. Переходим к третьему этапу урока. Как вы думаете, что кроме составления алгоритма по уже готовой блок-схеме или восстановление пословицы по блок-схеме алгоритма поможет вам лучше научиться строить алгоритмы?

Ученики: Построить алгоритм самостоятельно.

Учитель: Да, согласна. Девизом третьего этапа пусть будет пословица «Вовлеки меня – и я научусь». Вы будете работать самостоятельно. Для этого на каждом компьютере подготовлена папка с заданиями. Первое задание: из имеющихся блоков составить алгоритм, восстановить пословицу и напечатать ее, применить к шрифту следующее форматирование шрифт Times New Roman, 14 пт.

Второе задание: самостоятельно определить вид алгоритма в стихотворении А.С. Пушкина, построить алгоритм, используя средства текстового процессора MS Word.

Учитель проверяет, как ученики выполняют работу.



6. Подведение итогов урока, рефлексия деятельности.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.


Учитель: Наш урок подходит к концу. Мне хочется узнать, было ли вам интересно и полезно использовать ваши знания по литературе для работы на уроке информатики? Сегодня мы работали с алгоритмами, и последнее задание не будет исключением. Создайте новый документ в программе MS Word. Выполните, пожалуйста, алгоритм.

Ученики выполняют задание. (Обычно ученикам нравятся такие уроки, и они рисуют смайлики зеленого цвета).

Учитель: Для того чтобы мы с вами могли оценить свою работу (провести самоанализ), я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, используя специальную программу. (Результаты голосования всех участников сразу можно увидеть в виде диаграммы на экране). (Обобщенная карта рефлексии Приложение1).







Учитель: Мне понравилось, как вы работали на уроке. Вам тоже урок понравился. Я проверю ваши работы и выставлю оценки, при этом обязательно учту активность каждого при работе устно и доски.

Учитель: На разных этапах урока у нас были разные девизы. Основное базовое домашнее задание для всех учащихся составить алгоритмы для девизов разных этапов урока. А задание повышенного уровня сложности подобрать стихотворение или фрагмент стихотворения, на примере которого можно построить линейный алгоритм и построить этот алгоритм.

Спасибо. Урок окончен.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Содержание этапа урока

Время

Действия учителя

Действия ученика

Универсальные учебные действия

1. Организационный момент

1 мин.

Подготовка рабочих мест. На каждом компьютере подготовлена папка с заданиями. Проверяет готовность обучающихся к уроку.




2. Мотивационное начало урока

 3 мин.

Предлагает сформулировать тему урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.


Просматривают видеофрагмент.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему урока. Формулируют цели урока.


Регулятивные УУД: целеполагание

Коммуникативные УУД: слушают и понимают смысл речи других учащихся класса и учителя, овладение навыками публичных выступлений.

3. Актуализация знаний

7 мин.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Формулирует задание.

Дает задание для повторения основных блоков для построения алгоритмов, задания для повторения видов алгоритмов.

Индивидуальная, работа в парах, проверяют правильность выполнения работы.

Объясняют свой выбор.

Высказывают свои предположения в паре.

Выявляют закономерность.

Восстанавливают порядок слов в предложении.

Озвучивают понятие алгоритм.

Анализируют предложенные пословицу и стихотворение.

Высказывают свои предположения в паре. Объясняют свой выбор.

Сопоставляют изображение блок-схемы с его названием.

Анализируют блок-схемы алгоритмов, определяют вид алгоритма.

Восстанавливают исходный текст пословицы.


Познавательные УУД: владение ключевыми понятиями, формулируют ответы на вопросы учителя в устной/письменной речи; выполняют задания для актуализации собственных знаний в соответствии с планируемыми результатами обучения;

Коммуникативные УУД: овладение навыками публичных выступлений, слушают и понимают смысл речи других учащихся класса и учителя.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.


4. Применение теоретических положений в условиях решения задачи

10 мин.

Дает задания для построения блок-схем алгоритмов, дает задания на примере блок-схемы восстановить пословицу и объяснить ее смысл.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.


Индивидуальная, работа в парах, Читают предложенные стихи. Отвечают на вопросы.

Высказывают свое мнение.

Определяют вид алгоритма.

Подчеркивают слова, обозначающие действия.

Составляют блок-схемы алгоритмов, работают у доски,

составляют алгоритм.

Проверяют работу друг друга.

Определяют вид алгоритма.

Читают стихи.

Восстанавливают пословицу по алгоритму, объясняют смысл пословицы.


Познавательные УУД: освоение умения решать задачи с практическим применением

Коммуникативные УУД: овладение навыками публичных выступлений, слушают и понимают смысл речи других учащихся класса и учителя.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа или выполнения действия.


5.Физкультминутка

3 мин.

Задает вопросы, предлагает выполнить алгоритм

Приводят примеры пословиц об отдыхе. Выполняют алгоритм, отвечают на вопросы.


5. Самостоятельное творческое использование сформированных навыков и умений

15 мин.

Контролирует процесс составления алгоритма. Просит показать полученные блок-схемы, сохранить выполненную работу.


Работают за компьютером, составляют блок-схему алгоритма, самостоятельно составляют алгоритм на примере стихотворения.

Осуществляют набор текста, применяют к набранному тексту форматирование. Сохраняют выполненные работы

Коммуникативные УУД: овладение навыками проектной деятельности.

Регулятивные УУД: осуществлять контроль своей деятельности

Подведение итогов урока, рефлексия деятельности.

Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении.


6 мин.

Дает задание выполнить алгоритм для оценки учениками урока.

Комментирует домашнее задание

Открывают указанный файл, выполняют алгоритм, в программе MS Word рисуют смайлик, выполняют заливку смайлика определенным цветом.

Записывают домашнее задание.

Коммуникативные УУД: овладение навыками проектной деятельности.

Познавательные УУД: учебно-проектные














Приложение 1

Карта рефлексии ученика на уроке

п/п

Отметьте «+» ли «-» то выражение, которое соответствует вашему состоянию

Присутствовали на уроке

«+»

«-»

Затрудняюсь ответить

1

Своей работой на уроке в целом я доволен





2

Своей работой в паре я доволен





3

Для меня не было подходящего задания





4

Урок для меня показался коротким





5

За урок я устал





6

Мое настроение улучшилось





7

Материал урока мне был интересен





8

Материал урока мне был полезен





9

Сегодня на уроке мне было комфортно









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!