СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Имя прилагательное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе "Имя прилагательное".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Имя прилагательное"»


Класс: 5 «а»

Тема: Имя прилагательное как часть речи.

Цели урока:

Обучающая: научить распознавать имя прилагательное как часть речи, научить правильному согласованию с существительным в роде, числе и падеже, пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову.


Оборудование:

  1. персональный компьютер;

  1. мультимедийный проектор.

  1. программные средства: Microsoft Power Point; слайд-презентация;



ЭПИГРАФ   К   УРОКУ:

Часть речи интересная, широко в миру известная:

Опишу любой предмет – в этом равных со мной нет.

 Речь со мною выразительна, и точна, и удивительна,

Чтоб красиво говорить, мною нужно дорожить!                 

 О.  Головко



Ход урока.

Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, садитесь! Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

Учитель: Давайте начнем урок (работа в парах). На ваших столах лежат 2 варианта текста. (Слайд1)Прочитайте, сравните их и скажите, чем различаются эти тексты? Какое описание отличается большей полнотой?

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.


Учитель: Все слова вам понятны? Скажите, почему дятла называют лесным лекарем?

Дети: Потому что он лечит деревья от насекомых.

Учитель: Да, у него много достоинств. И о них мы узнаем больше из второго текста.

Учитель: Сравните по объему. Где больше слов? Где описание дятла более точное?

Дети: Во втором тексте.

Учитель: Укажите слова, благодаря которым описание дятла более точное.

Дети: Глухой ритмичный стук, чёрная птица, яркими, красными перышками, сильный острый прямой клюв, большую часть времени, вредных насекомых, больные деревья, лесной лекарь.


(показывается слайд с выделенными прилагательными)


Учитель: К какой части речи относятся выделенные слова?

Дети: К имени прилагательному.

Учитель: Значит, для чего в речи используются прилагательные?

Дети: Для того, чтобы называть предметы более точно. С прилагательными описание стало более богатым, ярким, красочным, выразительным.

Учитель: Правильно, ребята, мир без дружелюбных имен прилагательных был бы серым и скучным.

Учитель: Итак, как вы думаете, о какой части речи мы сегодня будем говорить?

Дети: Об имени прилагательном.

Учитель: Правильно. А как вы думаете, зачем нам нужно хорошо знать эту часть речи?

Дети: Чтобы наша речь была красивой красочной, яркой.

Учитель: Правильно, а еще мы будем учиться находить прилагательное

среди других частей речи, учиться правильно применять эту часть речи.

Учитель: А для этого, что ученикам нужно делать?

Дети: Внимательно слушать учителя, думать, размышлять, работать, обсуждать.

Учитель: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число. Тема нашего урока –«Имя прилагательное».

Учитель: Ребята, а как вы понимаете смысл названия этой части речи? Повторите про себя несколько раз это слово и подумайте, что значит ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?

Дети: Прилагается к чему-то.

Учитель: Молодцы, ребята! Прилагательное имеет значение приложенное, добавленное к чему- то.

Учитель: Вам эта часть речи уже знакома из начальных классов. Что вы знаете об имени прилагательном?

Дети: Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое? какие? чей?, чья? чьё?, чьи?

Учитель: Запомните имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает признак предмета. И это является значением прилагательного.

Давайте хором повторим, имя прилагательное- обозначает признак предмета.

-Молодцы, ребята!

Учитель: Посмотрите, ребята на экран. Выполните следующее задание:

Вставьте окончания в имена прилагательные.

Глух.., ритмичн.. стук, лесн... царь, лесн... птица, длинн... клюв, голуб... небо

  • Яркие, красные (какие?) перышки, вредные (какие?) насекомые, больные (какие?) деревья.

-Какой это признак прилагательного. Посмотрите, можем ли мы сказать лесная царь или лесной птица?

Дети: Нет

Учитель: А почему?

Дети: Потому что слово птица стоит в ж.р. и прилагательное должно стоят в ж.р.

Учитель: Какой это признак прилагательного?

Дети : Прилагательные ставятся в том же роде, числе, что и сущ.

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно! Прилагательные согласуются с существительными в роде, числе и ещё в падеже. Например: Глухой, ритмичный стук-Стук какой? Сущ. Стук стоит в м.р. , т.к. имеет нулевое окончание, в ед. ч, им п., значит прил. тоже должно стоят в м.р, им.п, ед. числе.

Прослушайте сказку как появилось ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

В алфавите все буквы дружили с Именем Существительным. Оно было доброе и очень трудолюбивое. Оно постоянно что-нибудь сочиняло или мастерило. И нужен был ему помощник, который пояснял бы все предметы, придуманные Существительным, и во всём бы ему подчинялся. Буква И взялась помочь. Она собрала все буквы алфавита, и стали они думать, как назвать помощника. — Ну, раз он будет прилагаться к Имени Существительному, то и назовём его — Имя Прилагательное. Так и появилось Имя Прилагательное и стало стоять в том же роде, числе и падеже, что и Имя Существительное.



Учитель: Ребята, а вы помните каким членом предложения является прилагательное, то есть какова синтаксическая роль в предложении прилагательного?

Дети: Оно является определением.

Учитель: Правильно, определением, но ещё может быть и сказуемым. Прилагательное в роли сказуемого мы с вами изучим на следующем уроке. А сейчас давайте вернемся к определению.

- Выпишите предложение и сделайте полный синтаксический разбор.

Он лечит больные деревья.

(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).

(Предложение простое, т.к состоит из одной грамматической основы, повествовательное, т.к в нем содержится сообщение, и на конце стоит точка, невосклицательное, 2 составное, т.к есть подлежащее и сказуемое, распространенное, т.к. есть второстепенные члены предложения.

-Молодец, все правильно.

А теперь настал момент физминутки.

Массаж рук.


Вот помощники мои, 

Их как хочешь поверни.

Хочешь эдак, хочешь так –

Не обидятся никак.


А сейчас мы немного поиграем. Игра «Найди лишнего».


- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.
Веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.


Учитель: Давайте с новыми силами продолжим урок.

Учитель: Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы. Поэтому сегодня на уроке мы обратимся именно к поэтическому тексту.

С. Есенин

А кругом роса жемчужная

Отливала блестки алые,

И над озером серебряным

Камыши, склонясь, шепталися.

Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину?

Дети: Потому что поэт использовал прилагательные.

Учитель: Посмотрите, роса бывает жемчужной или озеро серебряным? Что значит «озеро серебряное», «роса жемчужная»? Почему автор так говорит?

Дети: Потому что озеро похоже на серебро, блестело, было очень красивым.

Учитель: Понравилось вам стихотворение?

Дети: Да!



Учитель: Молодцы, ребята!

Учитель: Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину?

Дети: Использование эпитетов.

Учитель: Молодцы! Теперь давайте разделимся на 3 команды для выполнения следующего задания. Но оно посложней, ребята! При его выполнении вам необходима внимательность и смекалка.

(Групповая работа. Раздаются разные тексты, ученики должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.)

Образец: 1 команда.

1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…)воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.

2. Летним утром приятно побродить по лесу, подышать свежим воздухом. 2. С раннего утра и до поздней ночи слышится чудесное пение птиц.

Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.

Образец: 2 команда.

1.Наступило (…)лето. 2Только в (…)лесу сквозь (…)деревья пробивались (…) лучи.


2.Наступило жаркое, знойное лето. 2. Только в зеленом лесу сквозь высокие, могучие деревья пробивались редкие, солнечные лучи.



Прилагательные:, знойный, зеленый, высокий, солнечный.

Образец: 3 команда.

1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2 Сквозь (…)облака неожиданно появились (…) тучи.

  1. Маленькая птичка сидела на верхушке зеленой ели. 2.Сквозь голубые облака неожиданно появились мрачные тучи.

Прилагательные: маленький, зеленой, голубой, мрачный.

(Каждая команда читает свои тексты, правильные варианты текстов будут показаны на слайде.)

Учитель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо справились с этим заданием.

Учитель: Приступим к следующему заданию. Составьте два небольших текста в первом варианте без прилагательных, во втором варианте с прилагательными (2-3 предложения).

(Работы зачитываются учениками с места.)

Учитель: А теперь последнее для вас задание. Попробуйте нарисовать как вы представляете себе имя прилагательное. ( Из каждой команды по одному ученику выходят к доске и объясняют свои работы- рисунки.)

(Дети могут нарисовать радугу, что с прилагательным мир такой же красочный как эта радуга и т.п.)

Рефлексия:

Учитель: Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали сегодня! А теперь давайте повторим, что мы узнали сегодня об имени прилагательном.

-Для этого давайте закончим данную схему.

Имя прилагательное



обозначает



изменяется

отвечает на вопросы




является в предложении





Дети: Имя прилагательное- эта часть речи, которая обозначает признак предмета (цвет, размер, вкус ит.д.) отвечает на вопросы какой?, чей?, какая?, который?, изменяется по родам, числам, падежам. В предложении является определением или сказуемым.

Учитель: Молодцы! Запомните эту часть речи, ее признаки в этом ,думаю, поможет эта схема.

Учитель: Спасибо за урок !

Выставление оценок.

Домашнее задание на выбор:

1)Составить текст описание используя прилагательные.

2) сочините четверостишие, используя эпитеты.





Раздаточный материал



Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.




Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал (…) (…)стук. Это дятел. (…) птица с (…), (…) перышками. У птицы этой (…) (…) (…) клюв. (…) часть времени дятел проводит в поисках (…) насекомых. Он лечит (…)деревья.  И поэтому считают, что дятел — это (…) лекарь.


Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья.  И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.






  1. команда

1. (… ) утром приятно побродить по лесу, подышать (… )воздухом.

2.С (… ) утра и до (… )ночи слышится (… )пение птиц.

1 команда. Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.



2 команда.

  1. Наступило (… )лето.

2Только в (… )лесу сквозь (… ) деревьев пробивались (… ) лучи.



2 команда. Прилагательные:, знойный, зеленый, высокий, солнечный.



3 команда.

1 (… ) птичка сидела на верхушке (… ) ели.

2. Сквозь (… )облака неожиданно появились (… ) тучи.

3 команда. Прилагательные: маленький, зеленый , голубой, мрачный.

1 команда. Прилагательные:





летний



свежий



ранний



поздний



чудесный.




2 команда. Прилагательные: солнечный



знойный



зеленый



высокий



солнечный




3 команда. Прилагательные:





маленький



зеленый



голубой



мрачный.

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!