СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока-игры «22 апреля – День Земли».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока-игры «22 апреля – День Земли» посвящен вопросам экологии, охране природы родного края.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-игры «22 апреля – День Земли».»

«22 апреля – День Земли».

Урок-игра (6 класс).


«Встань пораньше, умойся и

приведи в порядок свою планету».

Антуан де Сент Экзюпери.


Цели урока:

- показать особенности природы своей местности;

- выявить экологические проблемы родного края.


Задачи урока:

- показать влияние антропогенных факторов на окружающую среду;

- пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за при­роду родного края;

- развить познавательный интерес и гуманистическое отноше­ние к природе;

- научить применять свои знания для оценки деятельности че­ловека на примере своей

местности.


Тип урока:

изучение нового материала.


Форма организации обучения:

фронтальная, парная и групповая.


Оборудование:

Плакат с эпиграфом, физическая карта родного края, карта «Охраняемые территории Рязанской области», перечень видов животных и растений, занесённых в Красную книгу, набор карточек, рисунков животных и растений своей местности для 4, 5-го зада­ний, магнитофон, кассеты с записью звуков природы, свеча, набор карточек для 2-го задания, фотографии природы п. Лашма.


Межпредметные связи:

география, экология, биология, изобразительное искусство, краеведение, литература, музыка.


Ход урока


I. Вступительное слово учителя.


22 апреля – День Земли.

В 1969 г. из скважины возле города Санта-Барбара (США) разлилась нефть, мил­лионы тонн нефти. На огромных прост­ранствах пляжи и прибрежные океаниче­ские воды покрылись слоем жирной сли­зи. Морские и водоплавающие птицы и морские животные попадали в эту грязь и погибали. Смотреть на это было нельзя. Люди вышли на очистку территории, что­бы помочь животным.

Тогда и решили один день в году посвя­тить защите нашей планеты Земля. Этот день назвали Днем Земли. Почти год аме­риканцы готовились к его проведению и впервые провели его в США 22 апреля 1979 г. В нем приняли участие более 20 млн. человек.

День 22 апреля 1994 года был объяв­лен Всемирным днем Земли. С тех пор этот праздник отмечается ежегодно.


Всем нам хочется вдохнуть свежий воздух, отдохнуть от суеты и окунуться в мир красок и звуков, которыми полна природа. Поэтому мы с вами отправляемся сегодня на пикник, но для начала давайте выберем время года, которое вам больше всего нравится. (Учащиеся должны сами выбрать время года (лето, зима, осень, весна), на доске вывешиваются рисунки 1, 2, 3, 4).


Зима Весна Лето Осень



II. «Давайте отдохнем».


Пояснения: карточки, на которых написаны мероприятия, воз­можные на отдыхе, прикрепляются к доске. Учащиеся могут предложить свой план мероприятий. Карточки, которые не выбрали, убираем.


Лицевая сторона карточки

Обратная сторона карточки

1. Поедем на машине с прицепом.

Пролили мазут, сломали кус­тарники.

2. Включим магнитофон.

Шумовое загрязнение.

3. Разведем костер.

Содрали кору с березы, дерево погибнет.

4. Будем ловить рыбу.

Сетью, куда попала мелкая рыба и погибла.

5. Соберем ягод.

Выдрали землянику вместе с корнем.

6. Купаться.

Разрушили нору бобра.

7. Соберем букет цветов.

Уничтожили вид цветов.

8. Играть в бадминтон.

Наступили на гнездо жаворон­ка полевого.

9. Накроем стол.

Остался мусор.

10. Уберем мусор в ук­ромное место.

Загрязнение природы отходами.


- Выберите из данных мероприятий или предложите свой план мероприятий, которыми можно заняться на отдыхе.

Выбранные учащимися карточки переворачиваем обратной сто­роной. Эти карточки раскладываем и анализируем, что получается в результате отдыха на природе. Учащиеся делают свои выводы.


III. «Правила отдыха».

«Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей.

В увеселительных походах

Не расточи ее полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши.

Она твой давний, добрый лекарь,

Она - союзница души.


Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую

- Нас много, а она одна»

Седых В.Н.


- Обобщив всё сказанное, давайте выработаем правила поведе­ния на отдыхе (учащимся дается 5 - 7 минут на размышления).


Правила, составленные учащимися:

• Оставлять машину на дороге или вообще добираться до места отдыха пешком.

• Не брать с собой магнитофон.

• Не ломать деревья и кустарники.

• Не рвать цветы.

• Не оставлять после себя мусор.

• Выбирать сухое место для костра и делать для него ямку.

• Не загрязнять реку отходами, мазутом и т.д.

• Вместо бересты для растопки использовать бумагу.

• Ловить рыбу удочкой и т.д.



IV. «Мозговой штурм».


- Когда вы увидели воочию, во что можно превратить «кусо­чек» природы, что вы почувствовали? Я уверена, что вам никогда не захочется разрушать муравейники или гнезда, рвать цветы ради своего удовольствия. Вы будете бережнее относиться к природе?

Зажигаем свечу.

- Глядя на огонь, попробуйте придумать ассоциации со словом экология.


Ассоциации:

Чистота, природа, заводы, охрана, загрязнение, сточные воды, рыбак, жизнь, защита, «Гринпис», голубое небо, катастрофа, СХК, птицы и т.д.

- А теперь обратите внимание, что все эти слова можно рас­сматривать попарно, например, чистота - жизнь, природа - защита и т.д., т.е. можно сделать вывод о взаимосвязи человеческого бытия и окружающей среды.

- А кто знает, что означает слово «экология»? Когда этот тер­мин был введен? Какие экологические проблемы существуют в на­шей области? Что является источниками загрязнения?

Пояснения: учащиеся отвечают на вопросы, а затем конспектируют новый материал. Конспект лучше сделать на больших листах ватмана.



Конспект


Экология - это наука о взаимоотношениях живых орга­низмов и окружающей среды.

Такое название этой науке дал Э. Геккель в 1866 году, а в 1868 году ввели этот термин. Официально термин «эколо­гия» стали использовать на конференции по охране приро­ды в 1970 году.



Экологические проблемы Рязанской области:

о Вырубка леса.

о Загрязнение атмосферы.

о Увеличение количества отходов.

о Неэффективное использование природных ресурсов.

о Падение рождаемости.

о Увеличение уровня заболеваемости.


Источники загрязнения:

о Выхлопные газы автомобилей.

о Воздействие СХК.

о Отходы промышленных предприятий.

о Нерациональное использование лесов.

о Бытовой мусор.



V. «Знайка - незнайка».


Прикрепляем на доске рисунки с изображением растений и животных области.

- Сейчас вы немного больше знаете об экологии, а мне интерес­но, насколько хорошо вы знаете природу родного края.

1. Выберите из представленных вам растений лекарственные.

Пояснения: на обратной стороне карточек записаны лекарствен­ные свойства растений. Учащиеся читают их вслух и записывают в тетрадь.

2. Выберите растения, которые занесены в «Красную книгу».

3. Выберите животных Рязанской области, за­несенных в «Красную книгу».

Пояснения: учащиеся с помощью учителя записывают в тетрадь названия растений и животных, занесенных в «Красную книгу».

Раздаем перечни животных и растений, занесённых в Красную книгу.

- Какие животные и растения есть в Касимовском районе? Какие из них вы встречали в окрестностях п. Лашма?



VI. «Охраняемые территории Рязанской области».


- Посмотрите на карту «Охраняемые территории Рязанской области». Определите, что на ней изображено? Как вы думаете, для чего необходимо создавать заповедники? Есть ли в Рязанской области заповедник, и как он называется? Когда и для чего он был создан? Какие природные объекты охраняются в Касимовском районе?



VII. Подведение итогов работы.

Кратко охарактеризовать работу класса на уроке, выставить оценки.



VIII. Домашнее задание:


«Конкурс талантов».

Учитель: Сегодня на уроке вы узнали много нового и интерес­ного. Для того чтобы наш урок не прошел бесследно, дома поду­майте и сделайте следующие задания по выбору:

1. Напишите сочинение: «Я люблю свой край, потому что...».

2. Сочините стихи о нашем крае. Каким вы видите его будущее?

3. Сделайте рисунок: «Как вы себе представляете наш пикник».

4. Нарисуйте эмблему экологического клуба, кружка и т.п.

5. Составьте кроссворд.

6. Подготовьте интересные фотографии.




Таблицы, карту, иллюстративный материал к данному уроку-игре можно посмотреть по ссылкам:

https://multiurok.ru/files/ischeznuvshie-vidy-zhivotnykh-ptits-presmykaiushch.html,

https://multiurok.ru/files/karta-okhraniaemye-territorii-riazanskoi-oblasti.html,

https://multiurok.ru/files/okhraniaemye-vidy-zhivotnykh-ptits-nasekomykh-rast.html,

https://multiurok.ru/files/pravila-povedeniia-v-lesu-sostavlennye-uchashchimi.html,

https://multiurok.ru/files/tablitsy-i-illiustrativnyi-material-k-konspektu-ur.html.

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!