«22 апреля – День Земли».
Урок-игра (6 класс).
«Встань пораньше, умойся и
приведи в порядок свою планету».
Антуан де Сент Экзюпери.
Цели урока:
- показать особенности природы своей местности;
- выявить экологические проблемы родного края.
Задачи урока:
- показать влияние антропогенных факторов на окружающую среду;
- пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за природу родного края;
- развить познавательный интерес и гуманистическое отношение к природе;
- научить применять свои знания для оценки деятельности человека на примере своей
местности.
Тип урока:
изучение нового материала.
Форма организации обучения:
фронтальная, парная и групповая.
Оборудование:
Плакат с эпиграфом, физическая карта родного края, карта «Охраняемые территории Рязанской области», перечень видов животных и растений, занесённых в Красную книгу, набор карточек, рисунков животных и растений своей местности для 4, 5-го заданий, магнитофон, кассеты с записью звуков природы, свеча, набор карточек для 2-го задания, фотографии природы п. Лашма.
Межпредметные связи:
география, экология, биология, изобразительное искусство, краеведение, литература, музыка.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
22 апреля – День Земли.
В 1969 г. из скважины возле города Санта-Барбара (США) разлилась нефть, миллионы тонн нефти. На огромных пространствах пляжи и прибрежные океанические воды покрылись слоем жирной слизи. Морские и водоплавающие птицы и морские животные попадали в эту грязь и погибали. Смотреть на это было нельзя. Люди вышли на очистку территории, чтобы помочь животным.
Тогда и решили один день в году посвятить защите нашей планеты Земля. Этот день назвали Днем Земли. Почти год американцы готовились к его проведению и впервые провели его в США 22 апреля 1979 г. В нем приняли участие более 20 млн. человек.
День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным днем Земли. С тех пор этот праздник отмечается ежегодно.
Всем нам хочется вдохнуть свежий воздух, отдохнуть от суеты и окунуться в мир красок и звуков, которыми полна природа. Поэтому мы с вами отправляемся сегодня на пикник, но для начала давайте выберем время года, которое вам больше всего нравится. (Учащиеся должны сами выбрать время года (лето, зима, осень, весна), на доске вывешиваются рисунки 1, 2, 3, 4).
Зима Весна Лето Осень
II. «Давайте отдохнем».
Пояснения: карточки, на которых написаны мероприятия, возможные на отдыхе, прикрепляются к доске. Учащиеся могут предложить свой план мероприятий. Карточки, которые не выбрали, убираем.
Лицевая сторона карточки | Обратная сторона карточки |
1. Поедем на машине с прицепом. | Пролили мазут, сломали кустарники. |
2. Включим магнитофон. | Шумовое загрязнение. |
3. Разведем костер. | Содрали кору с березы, дерево погибнет. |
4. Будем ловить рыбу. | Сетью, куда попала мелкая рыба и погибла. |
5. Соберем ягод. | Выдрали землянику вместе с корнем. |
6. Купаться. | Разрушили нору бобра. |
7. Соберем букет цветов. | Уничтожили вид цветов. |
8. Играть в бадминтон. | Наступили на гнездо жаворонка полевого. |
9. Накроем стол. | Остался мусор. |
10. Уберем мусор в укромное место. | Загрязнение природы отходами. |
- Выберите из данных мероприятий или предложите свой план мероприятий, которыми можно заняться на отдыхе.
Выбранные учащимися карточки переворачиваем обратной стороной. Эти карточки раскладываем и анализируем, что получается в результате отдыха на природе. Учащиеся делают свои выводы.
III. «Правила отдыха».
«Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не расточи ее полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить ее спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она - союзница души.
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
- Нас много, а она одна»
Седых В.Н.
- Обобщив всё сказанное, давайте выработаем правила поведения на отдыхе (учащимся дается 5 - 7 минут на размышления).
Правила, составленные учащимися:
• Оставлять машину на дороге или вообще добираться до места отдыха пешком.
• Не брать с собой магнитофон.
• Не ломать деревья и кустарники.
• Не рвать цветы.
• Не оставлять после себя мусор.
• Выбирать сухое место для костра и делать для него ямку.
• Не загрязнять реку отходами, мазутом и т.д.
• Вместо бересты для растопки использовать бумагу.
• Ловить рыбу удочкой и т.д.
IV. «Мозговой штурм».
- Когда вы увидели воочию, во что можно превратить «кусочек» природы, что вы почувствовали? Я уверена, что вам никогда не захочется разрушать муравейники или гнезда, рвать цветы ради своего удовольствия. Вы будете бережнее относиться к природе?
Зажигаем свечу.
- Глядя на огонь, попробуйте придумать ассоциации со словом экология.
Ассоциации:
Чистота, природа, заводы, охрана, загрязнение, сточные воды, рыбак, жизнь, защита, «Гринпис», голубое небо, катастрофа, СХК, птицы и т.д.
- А теперь обратите внимание, что все эти слова можно рассматривать попарно, например, чистота - жизнь, природа - защита и т.д., т.е. можно сделать вывод о взаимосвязи человеческого бытия и окружающей среды.
- А кто знает, что означает слово «экология»? Когда этот термин был введен? Какие экологические проблемы существуют в нашей области? Что является источниками загрязнения?
Пояснения: учащиеся отвечают на вопросы, а затем конспектируют новый материал. Конспект лучше сделать на больших листах ватмана.
Конспект
Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов и окружающей среды.
Такое название этой науке дал Э. Геккель в 1866 году, а в 1868 году ввели этот термин. Официально термин «экология» стали использовать на конференции по охране природы в 1970 году.
Экологические проблемы Рязанской области:
о Вырубка леса.
о Загрязнение атмосферы.
о Увеличение количества отходов.
о Неэффективное использование природных ресурсов.
о Падение рождаемости.
о Увеличение уровня заболеваемости.
Источники загрязнения:
о Выхлопные газы автомобилей.
о Воздействие СХК.
о Отходы промышленных предприятий.
о Нерациональное использование лесов.
о Бытовой мусор.
V. «Знайка - незнайка».
Прикрепляем на доске рисунки с изображением растений и животных области.
- Сейчас вы немного больше знаете об экологии, а мне интересно, насколько хорошо вы знаете природу родного края.
1. Выберите из представленных вам растений лекарственные.
Пояснения: на обратной стороне карточек записаны лекарственные свойства растений. Учащиеся читают их вслух и записывают в тетрадь.
2. Выберите растения, которые занесены в «Красную книгу».
3. Выберите животных Рязанской области, занесенных в «Красную книгу».
Пояснения: учащиеся с помощью учителя записывают в тетрадь названия растений и животных, занесенных в «Красную книгу».
Раздаем перечни животных и растений, занесённых в Красную книгу.
- Какие животные и растения есть в Касимовском районе? Какие из них вы встречали в окрестностях п. Лашма?
VI. «Охраняемые территории Рязанской области».
- Посмотрите на карту «Охраняемые территории Рязанской области». Определите, что на ней изображено? Как вы думаете, для чего необходимо создавать заповедники? Есть ли в Рязанской области заповедник, и как он называется? Когда и для чего он был создан? Какие природные объекты охраняются в Касимовском районе?
VII. Подведение итогов работы.
Кратко охарактеризовать работу класса на уроке, выставить оценки.
VIII. Домашнее задание:
«Конкурс талантов».
Учитель: Сегодня на уроке вы узнали много нового и интересного. Для того чтобы наш урок не прошел бесследно, дома подумайте и сделайте следующие задания по выбору:
1. Напишите сочинение: «Я люблю свой край, потому что...».
2. Сочините стихи о нашем крае. Каким вы видите его будущее?
3. Сделайте рисунок: «Как вы себе представляете наш пикник».
4. Нарисуйте эмблему экологического клуба, кружка и т.п.
5. Составьте кроссворд.
6. Подготовьте интересные фотографии.
Таблицы, карту, иллюстративный материал к данному уроку-игре можно посмотреть по ссылкам:
https://multiurok.ru/files/ischeznuvshie-vidy-zhivotnykh-ptits-presmykaiushch.html,
https://multiurok.ru/files/karta-okhraniaemye-territorii-riazanskoi-oblasti.html,
https://multiurok.ru/files/okhraniaemye-vidy-zhivotnykh-ptits-nasekomykh-rast.html,
https://multiurok.ru/files/pravila-povedeniia-v-lesu-sostavlennye-uchashchimi.html,
https://multiurok.ru/files/tablitsy-i-illiustrativnyi-material-k-konspektu-ur.html.
5