СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Языковая норма"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект можно использовать в разделе "Язык и речь"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Языковая норма"»

УРОК-МАСТЕРСКАЯ по русскому языку "ЯЗЫКОВАЯ НОРМА", проведённый Кокшаровой Людмилой Борисовной.


Цели:
• развивать речь студентов через обогащение словарного запаса; совершенствовать коммуникативные качества речи (правильность, точность, выразительность, логичность, уместность);
• развивать умение обобщать и систематизировать свои знания и изучаемый материал; дискутировать, аргументировать свою точку зрения;
• воспитывать бережное отношение к литературному языку, собеседнику и самому себе.

Оборудование: раздаточный материал, тексты стихотворений Э.Асадова,

А. Лысова, Р. Гамзатова, Л. Скворцова, видеозапись фрагмента кинофильма «Доживем до понедельника».

Эпиграф : «Социальный долг человека – быть интеллигентным».
Д.С. Лихачёв

Ход мастерской
Группа делится на 4 подгруппы.

1.Вступительное слово преподавателя.

2. Индуктор. Отрывок из кинофильма «Доживем до понедельника».
Вопрос перед просмотром: На чьей вы стороне в конфликтной ситуации между двумя учителями?

3. Дискуссия (возможные вопросы для разговора):
• Делали ли вам замечания подобного рода?
• Что вы чувствовали при этом?
• А исправляли сами тех, кто при вас говорил неправильно?
• Считаете ли свою речь грамотной, правильной, соответствующей языковой норме?

4. Самоконструкция. Орфоэпическая разминка (прочитать текст и самостоятельно расставить ударение) - распечатка каждому.
Вечер начался. Жалюзи были опущены, свет включён. На столах уже стояли торты и откупоренные бутылки вина. В зале стали появляться завсегдатаи клуба, которые по средам проводили здесь свой досуг: джентльмены в щегольских костюмах, дамы в декольтированных платьях, украшенных шарфами и бантами. Безудержный смех то и дело наполнял зал, один только грустный бармен у стойки рассеяно переставлял ополоснутые бокалы, ожидая чего-то. И вот появилась она. В лиловой тунике из атласа, с крупными ирисами в руках, эта танцовщица была красивее всех. Влюблённый юноша мечтал о том, как они закружатся вдвоём, но девушка, избалованная мужским вниманием, даже мельком не взглянула на него.
После самостоятельной работы проводится проверка. В итоге необходимо озвучить текст с правильным произношением.

5. Работа в группе. Задания для групп.
Прокомментировать и по возможности продолжить мысли Д.С. Лихачева из его книги «Письма о добром».
1 группа: Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.
2 группа: Любовь к языку, как и любовь к природе, - составная часть патриотизма, любви к Родине.
3 группа: Язык – это основа национальной памяти, ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
4 группа: Интеллигентность надо в себе развивать, тренировать, как тренируют физические и духовные силы.

6. Вывод преподавателя.

7. Языковой тренинг. Распечатки по группам
1 группа.
Морфологические нормы.

Задание. Найти грамматическую ошибку в образовании формы слов, записать это слово правильно:
Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов, все шофера, две пары носков, моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красившее всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.

2 группа Лексические нормы.

Задание. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова-паронимы представить— предоставить.
1. Мне ... квартиру (дали, выделили).
2. ... вам самим решать такие вопросы (даю возмож¬ность решить).
3. Нужно срочно ... отчет о работе (дать, вручить...).
4. ... вам моего друга (знакомлю).
5. Отца ... к ордену (наградили).
6. Все меня ... чудаком (считают, называют).
7. Фильм был ... на фестивале (показан).
8. Актер умел ... пение соловья (копировать).
9. Этот дом ... собой небольшой замок (является).

3 группа. Синтаксические нормы – 1.

Задание. Укажите ошибки, связанные с предложным управлением и выбором предлога, исправьте предложения.
1. Приехав с Москвы, он расположился у родственников в центре города.
2. Эти символы мы унаследовали до самых истоков человечества.
3. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов города.
4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован.
5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду?
Задание. Исправьте ошибки, связанные с управлением.
1.Уделите внимание на здоровье.
2. Все эти мероприятия рассчитаны на благо природе.
3. Многие читатели нашей газеты уделяют огромное внимание на рубрику "Мир глазами путешественника".
4. Для абитуриента, желающего учиться в этом институте, надо будет знать и английский язык.

4 группа. Синтаксические нормы - 2.

Задание. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастия и деепричастного оборота. Исправьте предложения.
1. Как приятно осознавать, что, придя домой после школы, котенок встретит меня радостным мяуканьем.
2. Прочитав о боях, мне сразу же представилась вся эта картина.
3.Читая этот рассказ, создается впечатление, что Куприн сам был шахтером.
4. Через год, будучи слепым и глухим, его привели к царю.
5. Идя по мокрой тропинке, дождь еще не прекращался.
6. Запахи многих опасностей, рождаясь, животные уже знают.
7. Я считаю, что, учитывая наши традиции, учитывая проблемы настоящего периода, учитывая идущие реформы, нам надо вводить президентство.

8. Лексическое лото.

9. Слово преподавателя.

10. Работа с поэтическими текстами. Прочитать выразительно, обсудить в группе, прокомментировать исходя из темы и эпиграфа урока.


11. Социализация. Группу № 4 слушать последней.

12. Домашнее задание. Рассуждение на темы:
«Нация не должна мириться с деградацией своего языка. За или против?»
«Связана ли духовная деградация с языковыми потерями?»
«Что входит в понятие «чистая, правильная речь»?»

13. Подведение итогов. Выставление оценок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!