СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Государственно-территориальное устройство Российской Федерации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок. Работа с текстом Конституции РФ

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Государственно-территориальное устройство Российской Федерации"»

Тема урока: Государственно-территориальное устройство Российской Федерации

Цель урока: формирование представлений у учащихся о федеративном устройстве РФ.

Задачи урока:

Предметная: знакомство учащихся с составом субъектов Российской Федерации, принципы федеративного устройства.

Метапредметная: совершенствовать умения учащихся работы с нормативными документами ; развивать навыки сравнительного анализа и самостоятельной работы на уроке.

Личностная – воспитывать у учащихся любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: федерация, субъект федерации.

Ход урока:


1.Оргмомент

2.Актуализация знаний (6 мин)

2.1. Обществоведческий диктант

1.Конституция РФ была принята ________;12.12.1993

2.В РФ законодательным органом является _________(Федеральное собрание-парламент), который состоит из _______ (Совета Федерации) и ______(Гос.Думы)

3.Исполнительную власть в РФ осуществляет _______(Правительство)

4.Гос.символы нашего гос-ва (герб, флаг. гимн)

5.Гос.Дума состоит из ___(450) депутатов, которые избираются на ___(5) лет;

6.Республики бывают : ______ и _____ и ______ (президентская, парламентская, смешанная),

7.Монархии бывают: ____ и _____ (абсолютная и конституционная)

(ВЗАИМОПРОВЕРКА)

2.2. Метод «Вопрос-ответ» (по 1 б)

А)Государство – это …

Государство – это совокупность органов государственной власти и управления;

Б) Суверенитет-это

(самостоятельность и независимость);

3.конституция-это (основной закон государства);

4.Назовите признаки государства.

Признаки государства:

  1. Единство территории

  2. Публичная власть.

  3. Суверенитет.

  4. Законодательная деятельность.

  5. Налоговые сборы

2.3. Задание «Подумай».

Организация Z распространила свою власть на некоторую территорию. Она обеспечивает безопасность и правопорядок, издает законы, устанавливает налоги.

Можно ли сказать, что Z это государство? Докажи.

3.Мотивационно-целевой этап

Учитель: На прошлом уроке мы дали общую характеристику основного закона РФ и познакомились с его структурой, а так же с основами конституционного строя.

Давайте вспомним, какие элементы составляют основы конституционного строя нашего государства

Ученики: перечисляются основы конституционного строя

Учитель : одним принципом конституционного строя является федеративное устройство. Это и будет тема нашего урока. Записываем в тетрадь. Сформулируйте цели и задачи, которые мы должны решить

Учитель обобщает:Сегодня мы познакомимся с принципами федеративного строя России , субъектами , охарактеризуем их конституционно-правовой статус , рассмотрим предметы ведения федерального центра и субъектов РФ.

4.Работа по теме урока: (30 мин)

1.Федерация

Учитель: Может мне кто-то скажет, что такое федерация? (ответы детей)

Учитель:В области государственно – территориального устройства Россия является федеративным государством.

Запись в тетрадях:

Федеративное государство, или федерация (от лат. foederatio – союз, объединение) – это форма государственного устройства, представляющая объединение или союз территориальных образований, обладающих в определённых сферах государственной самостоятельностью. (Провозглашено в нач.20 в.)

Учитель : обратимся к Конституции

-Найдите и зачитайте статьи, где говорится о федеративном устройстве РФ

-Найдите статью, где закреплены принципы, на которых основывается федеративный строй России

(Обратите внимание на ст.5 Конституции, именно эта статья закрепляет основополагающие принципы )

Запись в тетрадь :

Принципы федерализма в Российской Федерации


Принцип

Краткая характеристика


Государственная целостность

Российская Федерация - единое и неделимое государство. Государства и государственные образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Единство системы государственной власти

Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти.


Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами

Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности.

Равенство субъектов РФ


Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Равенство и самоопределение народов


Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу - республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии.


Учитель: при федеративном устройстве в государстве осуществлён раздел полномочий между общегосударственными (федеральными) органами власти и органами власти отдельных территорий – субъектов федерации.

Запись в тетрадях:

Субъект Федерации – государственное образование в составе Российской Федерации с присущими ему чертами государства, но ограниченное Конституцией и Федеративным договором.

Учитель: Российская Федерация есть добровольное объединение отдельных территорий – её субъектов. Это объединение было оформлено Федеративным договором, подписанным 31 марта 1992г., а позднее нашло отражение Конституции РФ.

2. Субъекты РФ

2.1.Российская Федерация состоит из субъектов, которые делятся на:

  • национально-территориальные образования - республики, автономные округа, автономная область;

  • государственно-территориальные образования - края, области, города федерального значения.

Учитель: обратимся к ст.65 Конституции РФ, которая закрепляет субъектный состав России. Сколько видов субъектов вы видите ? Сколько субъектов в составе нашего государства сейчас?

Учащиеся: отвечают на поставленные вопросы , ответы записывают в тетрадь

(6 видов субъектов , 89 субъектов всего)

2.2.Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, федеральными законами, а также другими правовыми актами.

Так, республики принимают свои Конституции, другие субъекты, уставы.

Учитель : посмотрите на раздаточный материал (схема)


Сецессия (с лат. - «уход») – это право субъекта покинуть состав государства по решению ее жителей или органов власти.





Учитель : Какие новые субъекты вошли в составе РФ? (перечисляют)

3. Исследовательская работа

-Теперь обратимся к тексту Конституции и таблице , которая у вас представлена

айдите статьи в тексте закона, подтверждающие положения из таблицы

Учащиеся: начинают перечислять статьи из Конституции РФ и делать пометки у себя в таблицах ( напротив положения – статья )

Правовое положение субъектов Российской Федерации


Вид субъекта РФ

Признаки статуса субъекта РФ

Республика (24)

  • Конституция республики.

  • Республиканское законодательство.

  • Система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ.

  • Территория, причём границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия.

  • Государственный язык.

  • Собственные символы государства: герб, флаг, гимн, столица

Автономная область  (1)

Автономный округ (4)


  • Устав субъекта РФ.

  • Законодательство субъекта РФ.

  • Система органов государственной власти субъекта РФ, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ.

  • Территория, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ


Край (9) 

Область (48)

Города федерального значения :Москва, Санкт-Петербург, Севастополь

Республика:

- охарактеризована в Конституции России как «государство» (часть 2 статьи5);

- статус определяется Конституцией России и своей конституцией (часть 2 статьи 5, часть 1 статьи 66);

-вправе устанавливать свои государственные языки (часть 2 статьи 68).

Край, область, город федерального значения:

статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым краевым (областным, городским) законодательным (представительным) органом (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66).

Автономная область:

- статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономной области (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);

- может быть принят федеральный закон об автономной области (часть 3 статьи 66).

Автономный округ:

- статус определяется Конституцией России и своим уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом автономного округа (часть 2 статьи 5, часть 2 статьи 66);

- может быть принят федеральный закон об автономном округе (часть 3 статьи 66);

- отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между соответствующим автономным округом и краем или областью (часть 4 статьи 66)


Вывод: Таким образом, мы узнали, какие субъекты входят в состав Российской Федерации. При общем равноправии субъекты отличаются особенностями своего конституционно-правового статуса. Называют общие черты государства у субъектов. Выявляют отличия статуса республик от других типов субъектов.

Учитель : какой вопрос у нас еще остался не изученным ? ( разделение полномочий между РФ и ее субъектами )

Учитель : приступим к его изучению ( текст Конституции) Этот вопрос регулируется ст.71-73 Конституции РФ.

Учитель : у вас в таблицах представлен материал , давайте сравним его со статьями Конституции. Соответствует ?


5.Итог урока (5 мин)

5.1.Учитель: давайте подведем итоги. Что нового вы узнали сегодня?

1.Федеративное государство, или федерация – это форма государственного устройства, представляющая объединение или союз территориальных образований, обладающих в определённых в определённых сферах государственной самостоятельностью.

2.Узнали основные принципы, на которых основывается федеративный строй Р Ф.

3.Знаем, какие субъекты входят в состав нашей страны, их правовое положение , а так же разграничение полномочий между РФ и субъектами.


5.2.давайте проверим себя , ответим на вопросов

1)К субъектам Российской Федерации не относится

1) Нижний Новгород 2)Татарстан 3)Москва 4)Краснодарский край


2)Верны ли следующие суждения о соотношении Конституции РФ, федеральных законов и законодательства субъектов РФ?

А. Законодательство республик в составе РФ обладает верховенством по отношению к Конституции РФ и федеральным законам.

Б. Конституция РФ и федеральные законы обладают верховенством по отношению к законодательствам всех субъектов РФ.

1)верно только А 2) верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны


3).Верны ли следующие суждения о федеративном устройстве РФ?

А) Оборона и охрана правопорядка, ведение денежной и внешней политики
находится в ведении федерального центра. (да)

Б) Границы между субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.(да)


4).Что из перечисленного относится к исключительному ведению Российской Федерации? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. установление правовых основ единого рынка

б) судоустройство; прокуратура

в) обеспечение законности

г)защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей

д) федеральный бюджет

5). Сколько субъектов в составе РФ на данный момент ? (89)

6). Какие субъекты имею право принимать Конституции ?

5. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны. Как звучит этот принцип ? Равенство субъектов РФ


6.Рефлексия: важных 3 момента темы (3М)

7.Оценивание уч-ся: оценки за урок, основываясь на результатах проверки ранее изученного материала и активности обучающихся на уроке. Процесс выставления оценок комментируется.

8.Домашнее задание: выучить понятия, конспект



Спасибо за работу на уроке!





Принципы федерализма в Российской Федерации


Принцип

Краткая характеристика


Государственная целостность

Российская Федерация - единое и неделимое государство. Государства и государственные образования - субъекты РФ не имеют права выхода из состава РФ. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Единство системы государственной власти

Органы государственной власти РФ и субъектов РФ образуют единую систему государственной власти.


Разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и её субъектами

Взаимоотношения между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ строятся на основе предусмотренного Конституцией РФ разграничения сфер и компетенций их деятельности.

Равенство субъектов РФ

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равноправны.

Равенство и самоопределение народов


Формами самоопределения народов являются субъекты РФ, образованные по национально-территориальному принципу - республики в составе РФ и автономные округа, а также национально-культурные автономии.



______________________________________________________________________



Правовое положение субъектов Российской Федерации


Вид субъекта РФ

Признаки статуса субъекта РФ

Республика (24)

  • Конституция республики.

  • Республиканское законодательство.

  • Система органов государственной власти республики, которая устанавливается ею самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ.

  • Территория, причём границы между субъектами могут быть изменены только с их взаимного согласия.

  • Государственный язык.

  • Собственные символы государства: герб, флаг, гимн, столица

Автономная область  (1)

Автономный округ (4)


  • Устав субъекта РФ.

  • Законодательство субъекта РФ.

  • Система органов государственной власти субъекта РФ, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ.

  • Территория, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ


Край (9) 

Область (48)

Города федерального значения :Москва, Санкт-Петербург, Севастополь

______________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!