СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 5 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит"»

Тема: Гласные и согласные звуки и буквы. Алфавит.

Цели:

1 Познакомить учащихся с новым разделом науки о языке «графикой»; повторить алфавит, названия букв; закрепить умение пользоваться алфавитом. Повторить правописание проверяемой гласной в корне слова, написание гласной в личных окончаниях глагола; постановку тире между подлежащим и сказуемым. Повторить материал о стилях речи, вспомнить, что такое текст, его признаки.

2 Развивать интерес к русскому языку.

3 Продолжить развитие навыков грамотного письма, связной речи, развивать логику мышления.

План урока.

1Индив. задания. Фонетический разбор: Солнце, ярко

1Фронтальный опрос.

-Какое явление наблюдается в предложении?

Машины шинами шуршат. (С.Маршак)

-Как называется это явление? (звукопись)

-Что это значит?


-Выберите слово, в котором все согласные звуки звонкие: (дорога)

-Все согласные звуки глухие: (Печка)

-Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков (печаль)

-Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв (ёжик)

-Мороз, ёжик, громко, печка, дорога, печаль.


-Назовите слова, которые заканчиваются на глухой согласный.

Алмаз, базар, запад, канат, санитар, вокзал, гром, настежь.


-Что вы знаете про гласные звуки? (Их 6: а о у ы и э)

-Я,Ё,Ю,Е – это что? (Это буквы, обозначающие два звука)

-А где можно увидеть все буквы одновременно? (В алфавите)

1 Вступительное слово учителя. (Цели и задачи урока.)

-_Мне очень нравятся слова из стихотворения:

Тридцать три родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся. (Алфавит.)

- Сегодня мы поговорим об алфавите, его происхождении, выясним, какой раздел науки о языке изучает способы обозначения звуков, повторим пройденный материал.

Итак, тема урока: Алфавит.


- Алфавит очень важен в жизни человека, о нём много сказано, сложено стихов. Послушайте одно из стихотворений:


Прапрадедовской порой

Стали буквы в чёткий строй.

Строй как строй, да не простой.

Был он назван алфавит

И повсюду знаменит.

До сих пор с него, как встарь,

Начинается букварь.

Буквы разуму верны,

И за это им даны

Высочайшие права

Образовывать слова.


- О чём говорится в стихотворении? (О роли алфавита в жизни человека, о том, что с помощью букв образовываются слова.)

- А как иначе называется алфавит? (Азбука.)


2 Повторение.

- Запишите предложение, сделайте его синтаксический разбор.

Азбукак мудрости ступенька. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., ничем не осл.

_-Как вы понимаете эти слова?


3 Работа по теме урока.

1) Беседа с учащимися.

- Кто создал азбуку? (Братья – философы Кирилл и Мефодий.)

- Как она называлась?

О создании Кириллицы нам расскажет Адель.


Славянская азбука еще очень молодая. Ей немногим более тысячи ста лет. Она была создана в середине 9 века выдающимися людьми своего времени – братьями Кириллом и Мефодием.

До 863 года азбуки, приспособленной передавать славянскую речь, не существовало, хотя славяне пытались записывать свою речь при помощи греческих и латинских букв. Братья Константин и Мефодий родились и выросли в Византийском городе Фессолоники. Оба брата много читали, любили учиться. У них было два родных языка: греческий и славянский. Константин же вообще знал 22 языка и другие науки. За великую мудрость его прозвали философом. Константина и пригласил моравский князь Ростислав создать азбуку для славян. В работе ему помогал старший брат Мефодий, хорошо владевший славянским языком. Первая азбука, которую они составили, называлась глаголицей.

Глаголица – изобретение яркое и самобытное, её буквы не скопированы с другого алфавита, а созданы самостоятельно. Количество букв в глаголице близко количеству звуков старославянского языка. Начертания многих букв в глаголице имели в своей основе крест, треугольник, круг: с, т, в, л, о. Константину не суждено было вернуться на Родину. По дороге домой он тяжело заболел , в Риме принял монашество , получил имя Кирилл. Похоронен он в Риме.

А ученики Кирилла и Мефодия создали еще одну азбуку и в честь Кирилла назвали ее Кириллицей. Русский алфавит произошёл от древнерусской кириллицы.


24 мая – День славянской письменности и культуры – единственный церковный и государственный праздник, установленный в память о первых просветителях.


Наш алфавит и кириллица. Что можете сказать?


-Слова азбука и алфавит – синонимы. Давайте попробуем догадаться, как произошло слово – азбука. (Слайд) Аз+буки,

_-Может быть кто-нибудь знает как произошло слово алфавит? Есть еще одна азбука - Латиница (английский язык на латинском алфавите) Альфа +бета (Вита)


---Давайте сравним древнерусскую кириллицу и наш современный алфавит. Что скажете? Как выглядят буквы? Похожи ли на наши?(Изображались по разному)

---- Итак, ребята, раздел науки о языке, изучающий способы обозначения звуков речи на письме, или начертания букв называется «графика».

- Запишите вторую половину темы. (Рядом со словом «Алфавит» записываем: «Графика».)

-Работа по учебнику. Стр.118. Графика.

-Каллиграфия. (Записать). Что это? (Правильное красивое письмо). Вот как должны мы писать.



(Так для чего нужен Алфавит? Азбука? (Чтоб записывать устную речь?))

-Сейчас мы сделаем упражнение, которое тоже про письмо. (КАРТОЧКИ, Слайд)


Работа в тетрадях.

3) Работа с текстом.

П..сьмо одежда ус..ной речи. Оно передаёт, «изображает», ус..ную реч.. . Звук произнос..т и слыш..т, букву пиш..т, чита..т. Букву и звук путать нельзя. А часто путают. Притом всегда страда..т звук, его называют буквой. Буква это фигурная линия, рисунок. Рисунок произнести нельзя.


- Прочитайте, докажите, что это текст. (Предложения связаны по смыслу, расположены в определённой последовательности, объединены общей темой.)

- Какова тема текста? (Звуки и буквы, письмо.)

- Какого стиля этот текст? (Научного. Сообщаются научные сведения, даётся объяснение терминов «звук» и «буква».)

- Обратите внимание, что это текст научно – популярного подстиля. Бывает так, что необходимо донести информацию научного характера широкому кругу людей. В этом случае и используется научно – популярный подстиль. Он отличается от строго научного более простым изложением научных понятий, специальных терминов.

- Какова основная мысль этого текста? (В чём различие буквы и звука.)


- Чем же различаются звук и буква? (Звук произносят и слышат, букву пишут, читают.)

- Назовите буквы и звуки в выделенном слове.



4) Физкультминутка.



5) Работа с учебником.

- Откройте стр. 119. Прочитайте материал об алфавите.

6) Проверка усвоения материала.

- Продолжите предложение по данному началу.

  • Алфавит – это… (буквы, расположенные в определённом, обязательном для всех порядке.)

  • В алфавитном порядке записываются… (слова в орфографическом словаре, справочнике.)

  • В устной речи мы имеем дело… (со звуками в словах.)

  • На письме звуки обозначаются… (буквами.)


- Прочитайте алфавит, правильно произнося названия букв.

- А теперь произнесите алфавит по памяти. (1 чел)



8) Работа с пословицами.

- Почему появились такие пословицы?


Азбуку учат, во всю избу кричат.

Азбука – наука, а ребятам мука (бука).


- После ответов ребят подготовленный ученик рассказывает стихотворение.

В старину учились дети –

Их учил церковный дьяк, -

Приходили на рассвете

И твердили буквы так:

А да Б – как АЗ и БУКИ

В – как ВЕДИ, Г – ГЛАГОЛЬ.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Вот какой чудной вначале

Наша грамота была!

Вот каким пером писали –

Из гусиного крыла!

(Н. Кончаловская «Наша древняя столица».)


- Рассказ учителя.

Учебный день, действительно, начинался очень рано, в семь часов утра, и продолжался до самого вечера с двухчасовым перерывом на обед. Учащиеся сначала учили названия букв и их изображение, затем – склады из двух букв, из трёх букв, а потом переходили к чтению текста. Каждый, выполняя своё задание, учил вслух.


- А теперь мы попробуем применить знание алфавита в игре «Кто быстрее?»

Задание №2 в карточке. Расположите слова в алфавитном порядке.


(Азбука, алфавит, буква, гласные, графика, глухой, звонкий, мягкий, речь, согласные, твёрдый, фонетика.)


-Проверим.


4. Обобщение. Подведение итогов урока.

- Для чего надо хорошо знать алфавит? (Знание алфавита помогает человеку в жизни. Зная алфавит, легко упорядочить записи, легко сориентироваться в словаре.)


- Выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Приложения.

- Работа в тетрадях.

3) Работа с текстом.

П..сьмо одежда ус..ной речи. Оно передаёт, «изображает», ус..ную реч.. . Звук произнос..т и слыш..т, букву пиш..т, чита..т. Букву и звук путать нельзя. А часто путают. Притом всегда страда..т звук, его называют буквой. Буква это фигурная линия, рисунок. Рисунок произнести нельзя.

- Продолжите предложение по данному началу.

  • Алфавит – это…

  • В алфавитном порядке записываются…

  • В устной речи мы имеем дело…

  • На письме звуки обозначаются…

Работа в тетрадях.

3) Работа с текстом.

П..сьмо одежда ус..ной речи. Оно передаёт, «изображает», ус..ную реч.. . Звук произнос..т и слыш..т, букву пиш..т, чита..т. Букву и звук путать нельзя. А часто путают. Притом всегда страда..т звук, его называют буквой. Буква это фигурная линия, рисунок. Рисунок произнести нельзя.

- Продолжите предложение по данному началу.

  • Алфавит – это…

  • В алфавитном порядке записываются…

  • В устной речи мы имеем дело…

  • На письме звуки обозначаются…

Работа в тетрадях.

3) Работа с текстом.

П..сьмо одежда ус..ной речи. Оно передаёт, «изображает», ус..ную реч.. . Звук произнос..т и слыш..т, букву пиш..т, чита..т. Букву и звук путать нельзя. А часто путают. Притом всегда страда..т звук, его называют буквой. Буква это фигурная линия, рисунок. Рисунок произнести нельзя.


- Продолжите предложение по данному началу.

  • Алфавит – это…

  • В алфавитном порядке записываются…

  • В устной речи мы имеем дело…

  • На письме звуки обозначаются…






5




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!