СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Глаголы-исключения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке в занимательной форме выводится правило о глаголах исключениях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Глаголы-исключения"»

Конспект урока русского языка в 4е классе Образовательная система «Школа 2100»

(авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)


Тема

Глаголы-исключения

Тип урока

Освоение новых знаний.

Цель

Познакомить с глаголами-исключениями.

Задачи


Образовательные: Формировать представление о глаголах – исключениях.

Формировать умение находить глаголы-исключения в тексте и определять их спряжение.

Совершенствовать умение определять спряжение глаголов и правильно писать их личные окончания.

Способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, групповой работе. Прививать интерес к русскому языку, народным традициям

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке ; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения в паре.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного ; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь находить в тексте глаголы-исключения. Уметь определять спряжение глаголов и знать правописание их личных окончаний .

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение(Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Глаголы-исключения, Iспряжение, II спряжение, личные окончания глаголов, неопределённая форма глаголов.

Ресурсы:

основные


дополнитель

ные

- Учебник «Русский язык»

- презентация

- тетрадь

- дифференцированные карточки с заданиями

- памятка-стихотворение

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.



I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Деловой настрой.

- Для чего мы приходим на урок?

(Чтобы получать знания.)

- Зачем нам нужны знания?

(Чтобы быть умными и образованными, уметь выполнять различные задания)

- Как работать, чтобы получить твердые и полезные знания?

(На уроке надо быть очень внимательным и организованным.)

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Минутка чистописания.

Каллиграфическая минутка.

- Отгадайте, написание каких букв мы сегодня повторим.

1-я буква находится в корне существительного м.р. и обозначает парный согласный.

2-я буква непроизносимая согласная, находится в существительном ср.р.

солнце

радость

снег

победа

улыбаться (карточки на доске)


Проверка.

Это буквы глгл

Записать в тетради сочетания букв, повторяя до конца строки.

- А какое слово спряталось в сочетании данных букв? (Глагол).


II. Актуализация знаний.


- А что вы знаете про глагол? Давайте составим портрет глагола.

(Дети составляют портрет глагола. Выбирают карточек с записями: действие предмета, что делать? что сделать? Настоящее, будущее, прошедшее время. Единственное и множественное число. Женский, мужской, средний род. Первое и второе спряжение. Первое, второе, третье лицо).

- А что такое спряжение глагола? (изменение по лицам и числам)

-Как определить спряжение глагола? (Поставить глагол в неопределённую форму: если глагол на –ить, то это 2 спр., все остальные глаголы -1спр. или поставить глагол в 3 лицо мн. число : если окончание –ат, -ят --2 спр.; если –ут, -ют-- 1 спр.)


- Выполните задание, распределите глаголы по типу спряжения, выделите глагольный суффикс:


Копать, крутить, рисовать, ходить, бродить, знать, таять, лепить, убирать, выводить, кружить, летать.


III. Постановка проблемы.

1.Беседа.

- Ребята, как называют людей, обладающих сверхъестественными способностями?

( Уникум – уникальный, необыкновенный, исключительный в чем-то человек.)

- Перейдем от общественных понятий к предметам. Какое общее свойство имеют все металлы? ( Они твердые.)

- А нет ли такого металла, который находится в жидком состоянии? ( Ртуть.)

- А в математике: на все числа можно делить. А на 0?

- Оказывается, какую бы область познания мы не взяли, везде есть примеры, где не все подчиняется принятым законам.

-Почему я привела примеры, потом попозже я вам скажу.





2.- Проведем наблюдения над особой группой глаголов. 


1) Смотреть, слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать. 


2) Брить, стелить. 


• В каждой группе глаголов выделите глагольный суффикс перед – ТЬ; 
• Судя по глагольным суффиксам, какого спряжения должны быть эти глаголы?

• Проверим, так ли это. Проспрягаем глаголы из 1-й и 2-й группы. Что такое спряжение? (Работа в парах) Например:


Смотреть

Слышать

Стелить


Ед.ч.?

Мн.ч.?

Ед.ч.?

Мн.ч.?

Ед.ч.?

Мн.ч.?

1-е л.

Смотрю

Смотрим

Слышу

Слышим

Стелю

Стелем

2-е л.

Смотришь

Смотрите

Слышишь

Слышите

Стелешь

Стелете

3-е л.

Смотрит

Смотрят

Слышит

Слышат

Стелет

Стелют



Выделите личные окончания. О чем они говорят? 
- Какого спряжения глагол смотреть? слышать?
- А глагол стелить? Возникает противоречие.

(глагольные суффиксы говорят о том, что глаголы смотреть, слышать относятся к 1 типу спряжения, а личные окончания глаголов указывают на 2 спряжение; глагольный суффикс слова стелить - суффикс 2 спряжения, а судя по глагольным окончаниям это глагол 1 спряжения)

 IV.Определение темы, цели, задачи урока.

-Что  заметили необычного? (Они не подчиняются правилу, закону)

-Как их можно назвать?

-Какая тема урока? ГЛАГОЛЫ – ИСКЛЮЧЕНИЯ.

(Дети сами формулируют, тему и цели урока.)

V.Открытие нового знания.

-Мы можем их спряжение определить по нашему алгоритму?

Нужно ли его дополнить? Ответы детей.

Вывод: все эти 11 глаголов спрягаются как глаголы 2 спр., имеют личные окончания 2 спр. Значит, их можно отнести ко 2 спр.

2 глагола спрягаются как глаголы 1спр. имеют личные окончания 1 спр. Значит, их можно отнести к 1 спр.

Слово учителя.

--Недавно я приводила примеры. Ребята, и в русском языке у правил бывают исключения. Эти глаголы не подчиняются правилам русского языка по определению спряжений. Поэтому их назвали глаголы-исключения.. Их всего 13: 7 глаголов на –еть (смотреть, видеть, вертеть, обидеть, зависеть, терпеть, ненавидеть) и 4 глагола на –ать (слышать, дышать, держать, гнать). Все они относятся ко 2 спряжению. А глаголы стелить и брить на -ить являются глаголами-исключениями 1 спряжения.

Сравнение выводов с правилом учебника: стр. 86,87.

Эти глаголы нужно запомнить

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.
И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!  

   

(памятку раздать)


- Послушайте сказку и подумайте, как она связана с темой нашего урока.

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в царстве Грамматика жил-был славный царь Глагол со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.

Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и говорит им:

- Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам я три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать.

-И после этих слов отпустил царь своих сыновей.

Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети и издал указ о разделении царства.

Вступление учителя.

Но у этой сказки есть продолжение

Некоторые семьи оказались в двух разных царствах. Это были глаголы: гнать, держать, дышать, слышать; смотреть, видеть, , ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть и брить, стелить. Пришли они к царю с просьбой:

- Милостивый государь, славный царь Глагол, помоги нам.

- По твоему указу оказались мы в разных царствах с нашими старыми родителям. Разреши нам остаться с ними.

Не мог устоять царь перед просьбой и издал Указ.



Я, царь Глагол , повелеваю:

жителей своего царства –

глаголы гнать, держать, дышать, слышат; смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть оставить проживать во 2 спряжении,

а глаголы брить, стелить - в 1 спряжении.


- Так, как же эта сказка связана с темой нашего урока?


Так и появились глаголы – исключения.

- Сколько глаголов – исключений на –ать? Назовите их.

-Сколько на –еть? Назовите их.

Сколько на –ить? Назовите их.



VI. Закрепление изученного материала.


  1. Игра. Как сказать одним словом? Подберите и запишите ответы используя глаголы-исключения.


  • Втягивать и выпускать воздух – дышать.

  • Причинить огорчение - обидеть.

  • Воспринимать окружающее с помощью зрения – видеть.

  • Различать, воспринимать звуки - слышать.

  • Приводить в круговое движение – вертеть.

  • Испытывать неприязнь или отвращение - ненавидеть.



2. Задание (на доске)

-Прочтите текст.

- К какому жанру устного народного творчества он относится? (пословицы)


Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Определите спряжение глаголов.


В чужом глазу соринку вид..т, в своём бревна не замеча..т. Любят того, кто не обид..т никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слыш..т, а душа.


В чужом глазу соринку видит, в своём бревна не замечает. Любят того, кто не обидит никого. Не глаза видят, а человек; не ухо слышит, а душа.


(Проверка: обменяться тетрадями с товарищем по парте)

- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок.

-Поднимите руки те, у кого возникли противоречия.


Физкультминутка.


3. Упр. 262 (у доски)

- Прочитайте отрывок из сказки. Как называется сказка? Кто автор?

- Выпишите глаголы с безударным личным окончанием, поставьте их в неопределённую форму, определите спряжение. 

Подходит – подходить (2 спр.)




4. Задание (устно) на доске

Прочитайте слова. Исключите лишнее слово в каждой группе. Объясните свой выбор.

Писать, дышать, бежать, читать

Гореть, смотреть, петь, лететь

Ходить, чистить, стелить, купить


5. Работа по карточке. Упражнение на коррекцию внимания, мышления.

Карточка
Задание: закончить строчку стихотворения одним из глаголов – исключений, подходящих по смыслу.
Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть, слышать, дышать, держать, гнать.

Очень – очень хочется
Через стёклышко ________________
Целый мир прекрасно  ______________ ,
Всё плохое _______________ .


Научиться боль ______________
Чтоб никто не мог ________________,
Чтоб от сильных  не _____________________,
Чтобы слабым не ________________.


Как же хочется всё _______________ .
Птицу синюю в руках _______________ ,
Чистым воздухом _________________ ,

Не спешите мысли ______________ .
Как прекрасно помечтать.


Коллективная проверка выполнения задания.

Кто красиво прочтёт, выразительно, с правильной интонацией?


-Поаплодируем за красивое чтение!

Через стеклышко СМОТРЕТЬ –
Целый мир прекрасно ВИДЕТЬ,
Всё плохое НЕНАВИДЕТЬ.

Научиться боль ТЕРПЕТЬ,
Чтоб не мог никто ОБИДЕТЬ,
Чтоб от сильных не ЗАВИСЕТЬ,
Чтобы слабым не ВЕРТЕТЬ.

Как же хочется: все СЛЫШАТЬ,
Птицу синюю в руках ДЕРЖАТЬ,
Чистым воздухом ДЫШАТЬ,

Не спешите мысли ГНАТЬ,
Как прекрасно помечтать!

VII. Подведение итогов

1. Рефлексия:

- Понравилось ли тебе на уроке?

- Трудно ли тебе было работать?

- Узнали ли вы что-то новое?

- Почему эти глаголы называются исключениями?


(Написание безударных окончаний этих глаголов не подчиняется правилу, окончание не соответствуют спряжению. Именно поэтому эти глаголы исключили из правила. Они так и называются глаголы – исключения).


-Предлагаю вам написать СМС сообщение о нашем уроке и оценить свою работу на уроке:


СМС

На уроке русского языка мы изучали глаголы-исключения.



Мне понравился урок, я справился со всеми заданиями.

Мне понравился урок, но не все задания я сделал самостоятельно.

Мне было трудно на уроке, я не смог справиться с заданиями.


VIII. Домашнее задание:

Выучить стихотворение – памятку, выполнить задание на карточке.





Запишите слова в тетради, выделите окончания. Определите спряжение глаголов.

Белеет, выводит, гонит, делает, тает, терпит, ищет, хватает, захватишь, увидишь, слушает, слышим.





Выпиши только глаголы, выдели окончания, определи спряжение.

Молчит, молчание, думает, дума, говорит, разговор, рисует, рисунок, читает, читальный, ловишь, неуловимый, плывёт, плавание.


Запишите пословицы. У глаголов определите спряжение.


А) Мир стро • т, а война разруша • т.

Б) Хвастун и правду скаж • т – ему никто не повер • т.

В) Одной рукой узла не завяж • шь.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!