СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Герои литературной (авторской) сказки. На примере произведения Э. Н. Успенского "Чебурашка".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Герои литературной (авторской) сказки. На примере произведения Э. Н. Успенского "Чебурашка".Контрольная работа

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Герои литературной (авторской) сказки. На примере произведения Э. Н. Успенского "Чебурашка".»

Технологическая карта учебного занятия во ___2___ классе

Предмет: Литературное чтение

УМК (авторы учебника): Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова.

Тема: Э. Успенский «Чебурашка» .

Цель: формирование читательской компетенции в процессе знакомства с творчеством и биографией Э.Н. Успенского.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знание и понимание (знает, понимает, имеет представление и др.)

- умение (выполняет, использует, осуществляет и др.)

Познавательные УУД (базовые логические, базовые предметные – связаны с темой урока)

Регулятивные УУД (в том числе сотрудничество)

Коммуникативные УУД (общение)

По направлениям воспитания


Познакомятся с биографией и творчеством детского писателя Э.Н. Успенского; научатся читать осознанно текст художественного произведения «про себя». создавать небольшой устный текст на заданную тему; отвечать на вопросы, формулировать вывод.  

Прогнозируют содержание раздела; развивают речевые навыки, мышление, память, воображение.

Принимают учебную задачу урока и осуществляют ее решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий.

Проявляют готовность читать, слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою точку зрения.

Собирают информацию о поэте, создают альбом, посвященный детскому писателю; проявляют учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

понимание причин успеха в учебной деятельности;

способность к самооценке

самостоятельно выполняют домашнее задание по литературному чтению;


Этапы урока

Содержание этапов



Деятельности учителя, в том числе формы, методы и приемы организации учебной

Содержание учебной деятельности (деятельность ученика)

  1. Мотивационно-целевой этап:


1.1.Создание мотивационной основы учебной деятельности

Речевая разминка:

Проворонила ворона воронёнка, проворонила ворона воронят.

Нет друга – ищи, а нашёл береги.

Постучался в нашу дверь

Необычный чудо-зверь –

Он в коричневой рубашке, ушки-блюдца нараспашку

- Прочитайте представленные произведения:

Медленно,

Тихо,

Громко,

Быстро.

- Есть ли здесь пословица?

- Какие ещё жанры литературы здесь представлены?

- О ком загадка? Как догадались?



Чтение представленных произведений разными способами.







Ответы детей:

- Да.

- Скороговорка и загадка.

- О Чебурашке.

    1. Организация целеполагания


- Кто же догадался с каким произведением мы с вами сегодня будем знакомиться?

- Кто автор этого произведения?

– Как вы думаете, чему посвящен наш урок?


- Да, сегодня мы будем знакомиться с творчеством Эдуарда Николаевича Успенского.

- Как вы думаете, какая цель нашего урока?


- «Крокодил Гена и его друзья»

- Э. Н. Успенский


- Узнать больше о творчестве и о жизни Эдуарда Николаевича Успенского.

- Познакомиться с произведениями писателя

  1. Этап актуализации знаний и планирования предстоящей деятельности:


2.1. Актуализация имеющихся знаний


Рассказ учителя об Э.Успенском.

Эдуард Николаевич Успенский родился в городе Егорьевске. Окончил Московский авиационный институт и три года работал инженером. Ещё учась в институте, начал печататься. Первая книга стихов для детей «Смешной слонёнок», а через год - повесть-сказка «Крокодил Гена и его друзья». С тех пор автор создал много произведений весёлых, озорных, во многом поучительных. Циклы произведений о крокодиле Гене и Чебурашке, о событиях в Простоквашино послужили основой для создания мультфильмов и пьес. Которые смотрят уже многие поколения.

Работа с выставкой книг.

Показывает выставку книг Э. Успенского, спрашивает, с какими книгами дети уже знакомы, просит поделиться впечатлениями от прочитанного.

Удивляет фактом, что Успенский создал больше 80 произведений для детей, заинтриговывает названиями («Меховой интернат» «Колобок идет по следу» «Клоун Иван Бултых»)

- Захотелось ли вам почитать еще книги Успенского?

- Где можно их найти?

- Может ли так случиться, что вы сказку читали, просто не помните, кто ее написал?

- Что может помочь найти в библиотеке или магазине интересующую книгу?

Подводит детей к мысли о нужности списка книг для чтения и умении его составлять.

- Сказочная повесть, сделавшая писателя знаменитым – «Крокодил Гена и его друзья».

О книге (подготовленное сообщение).






















Работа в парах

- Разноцветные листочки упали к вам на столы. Выберите из двух определений то, которое на ваш взгляд подходит к Чебурашке.

1. Чебурашка – сказочный герой, существо с огромными ушами, большими глазами и коричневой шерстью, ходящее на задних лапах.

2. Чебурашка- вид обезьянок, живущих в лесах Амазонки.












Рассматривание выставки книг.





Делятся своими впечатлениями, ведут учебный диалог.

















Ученик выходит с книгой «Крокодил Гена и его друзья».

- Взрослым она полюбилась не меньше, чем детям. Все положительные герои сказки владеют хорошими манерами. Даже старуха Шапокляк говорит всем «Вы». В одном из своих воспоминаний Эдуард Николаевич рассказал о том, как появился его герой Чебурашка.. Однажды писатель получил задание из редакции написать рассказ о работе морского порта. Там, среди ящиков с апельсинами, он заметил странного зверька – хамелеона, который прибыл к нам из дальних стран. Он это запомнил. Как-то зимой Эдуард Николаевич встретил во дворе папу, гуляющего с малышом, одетым в шубу навырост. Ребёнок упал- а папа сказал: «Опять чебурахнулся!» Успенский и это запомнил. Из этих двух впечатлений и зародился образ Чебурашки.


Обоснование выбора.

3. Этап изучения нового / практический этап

3.1. Организация открытия «нового» знания







Вопросы, не требующие ответа:

- А знаете ли вы, почему Чебурашку так назвали?

- Какой породы этот зверь?

- Откуда он взялся?

Дает установку перед чтением: текст читает учитель.

- Предположите, какому жанру принадлежит это произведение?

- Отметьте в тексте слова, которые будут вам непонятны.



Слушают учителя, продолжают чтение цепочкой.







3.2. Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др.



Проверяет первичное восприятие и эмоциональный отклик.

- Понравился ли отрывок?

- Почему это сказка?

-Что особенно понравилось?

-Почему этот отрывок размещен в разделе «И в шутку, и всерьез»?

-Что вы можете предположить по отрывку обо всей сказке?

Словарная работа.

Какие непонятные слова встретились вам в тексте?

Тропический лес

Гиппопотам

Каюта

Уценённые товары



Проектная деятельность.

- Я предлагаю вам оформить обложку книги Э Успенского «Крокодил Гена и его друзья»




Участие в учебном диалоге.






Тропики- наиболее жаркое место на Земле.

Бегемот

Комната на корабле.

Товары, которые стоят меньше прежней стоимости.


1 группа( составляет обложку- аппликацию

2 группа: собирает обложку-мазаику

Демонстрация и защита проектов.

4. Этап самоконтроля

Самоконтроль и самооценка процесса учебной деятельности
























Работа по тестам:

1. Чебурашка съел целых:

А. Два апельсина.

Б. Три апельсина.

В. Четыре апельсина.

2. Продавец достал Чебурашку из ящика и посадил:

А. На стул.

Б. На стол.

В. На пол.

3. Директору пришлось взять Чебурашку под мышку и отнести в главный:

А. Ботанический сад.

Б.Тропический лес.

В. Городской зоопарк.

4. Мне нравится этот зверь. Он похож на:

А. Бракованную игрушку.

Б. Плюшевого мишку.

В. Морскую черепаху.

5. Под рукой у Чебурашки всегда находился:

А. Ящик с апельсинами.

Б. Телефон-аппарат.

В. Гиппопотам.


Сочиняем синквейн:


Чебурашка









Самопроверка, самооценка:

1.А.

2.Б.

3.В.

4.А.

5.Б.



Чебурашка

добрый

забавный

приплыл

чебурахнулся

работал

Самый добрый друг из книжки.

Друг

















5. Этап рефлексии учебной деятельности

5.1. Рефлексия результатов деятельности .

– Вы познакомились с творчеством и произведением детского писателя Э. Н. Успенского. Чтобы лучше понять его, узнать, вы должны много читать о нем. Объявляю конкурс на лучший альбом, посвященный жизни и творчеству Э.Н.Успенского. Эпиграфом к вашему альбому может стать любая фраза поэта. Иллюстрации, понравившиеся выражения, свои впечатления – всё заносите в этот альбом.

– Вы ещё не раз вернетесь к творчеству этого детского писателя

Как хорошо уметь читать.
Об этом каждый должен знать.
Барто, Маршак и Михалков
Вас удивят без лишних слов.
Чуковский вот уж много лет
Для всех детей приятный дед.
Теперь Успенский нам знаком.
Об этом речь мы поведём.



Уточняют задание, объем работы

5.2. Рефлексия способов деятельности .

- Какую цель мы ставили в начале урока, достигли мы ее?

-Все ли задачи мы выполнили на уроке?

-  Где вы будете применять новые знания?

- Почему у вас возникла необходимость изучить данную тему?

Отвечают на вопросы, делают выводы

5.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения .

– Что нового вы узнали на уроке


–Что вам запомнилось?

– С какими трудностями столкнулись?

Какие задания из тех, что были на уроке, оказались самыми простыми?


- Сложными?


- Интересными?

Отвечают на вопросы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!