СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии «Возрастной и половой состав населения России»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  урока в 8 классе

на тему  «Возрастно-половой состав населения России»

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии «Возрастной и половой состав населения России»»

Конспект  урока в 8 классе

на тему  «Возрастно-половой состав населения России»

Цели урока  - сформировать представление о возрастном и половом составе населения России и причинах их определяющих.

Содержание урока: Своеобразие в соотношении мужчин и женщин в России и определяющие это своеобразие факторы. Численность мужского и женского населения и его динамика. Возрастной состав населения России и определяющие его факторы. Средняя продолжительность жизни. Половозрастная пирамида.

Планируемые результаты

Предметные:

  • выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов;

  • определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным;

  • определять по статистическим данным соотношение мужского и женского населения в разных районах страны;

  • сравнивать среднюю продолжительность жизни мужчин и женщин в России и других странах мира по статистическим данным;

  • анализировать и сравнивать половозрастные пирамиды населения России для разных территорий страны.

Метапредметные:

  • владеть устной речью, строить монологическое высказывание;

  • аргументировать свою точку зрения;

  • осуществлять сравнение;

  • формировать действие целеполагание;

  • планировать пути достижения цели;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • решать учебные задачи по получению информации на основе анализа таблиц, диаграмм и графиков;

  • адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы,

  •  использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей.

Личностные:

  • Воспитание гражданственной и половозрастной идентичности;

  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому; готовности вести диалог и достигать взаимопонимания

Оборудование  - компьютер, мультимедиа проектор, презентация, опорные листы для учащихся (Приложение 1, Приложение 2).

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Вводная беседа

Как показывает наблюдение, многие из нас любят посещать торговые центры, супермаркеты. Часто в больших магазинах мы становимся участниками промоакций.

Справка: промоакция (промышленная акция) – это совокупность действий, направленных  на продвижение продукта и воздействуют на потенциального покупателя.

Возникает вопрос: почему та или иная промоакция проходит в торговом центре нашего города? По какому принципу выбираются регионы для проведения промоакций? Для ответа на эти вопросы предлагаю посмотреть на ситуацию не со стороны покупателей, а со стороны организаторов акции.

3. Получение новых знаний

Представим ситуацию: Одна из российских компаний по производству продуктов питания  с целью продвижения новых продуктов на рынок проводит промоакции: 1 промоакция «Собери подруг в Париж».  В акции разыгрываются 3 поездки в Париж и 500 флаконов французских духов. Для участия необходимо собрать 4 упаковки от шоколада и выслать их по адресу.

2 промоакция «Разгадай тайны пиратских кладов» - в акции разыгрывается 500 МР3-плееров и 50 игровых приставок. Для участия в акции необходимо отправить фрагмент от упаковки детского йогурта по указанному адресу.

3 промоакция «Дневные скидки» -  в акции участвует весь ассортимент молочной и хлебобулочной продукции компании, предоставляются скидки от 10%  до 15%. Акция проводится для пенсионеров и действует с 11-00 до 17-00.

Для промоакций были выбраны 3 субъекта РФ: Рязанская, Ивановская области и Чеченская республика.

Для  эффективного проведения промоакции компания производитель обратилась за помощью в организацию, которая занимается изучением социально-демографических особенностей регионов. Какие данные о населении этих регионов планирует собрать организация по исследованию, чтобы помочь компании по проведению промоакции? (Если затруднение – дополнительный вопрос: Скажите, на какую группу населения промоакции рассчитаны?)

  • Доля детей и подростков (возрастной состав населения)

  • Соотношение мужчин и женщин (половой состав населения)

Учитель предлагает сформулировать тему урока.

Вернемся к условиям промоакции. Какими знаниями и умениями мы должны овладеть, чтобы определить группу потенциального покупателя в промоакциях?

Задачи урока: научиться определять, сравнивать и объяснять половой и возрастной состав населения России и отдельных регионов.

Исходя из темы, где в будущем пригодятся вам полученные знания? Какие практические задачи помогут решить?

Какими  источниками информации мы воспользуемся для достижения поставленных задач? (Статистические данные, географические карты, данные переписи населения и соцопросов)

Вывод: полученные на уроке умения и знания будут иметь практическую значимость в жизни и профессиональной деятельностиДанные о населении можно получить из различных доступных источников информации.

В среднем по миру соотношение мужчин  и женщин показывает, что доля мужчин чуть выше доли женщин. Однако, соотношение мужчин и женщин в различных станах неодинаково: есть страны, где преобладают женщины (н-р страны Европы), а где-то перевес мужчин (н-р: мусульманские страны Азии)

Как вы думаете, к какой группе стран относится Россия?

Данные переписи населения 2010 года показали, что доля женщин 54%, доля мужчин – 46%. (относительная величина). В абсолютных показателях это составляет: 76.262 женщин и 65.642 мужчин, т.е. женское население превосходит по численности мужское на 10 млн. чел. В России численный перевес женщин над мужчинами один из самых высоких в мире. (10 млн. чел – численность Москвы). Какой вопрос вы бы задали статистам, увидев эти данные? – Почему жм.

 Для поиска ответа обратимся к  данным  рисунка 3.8 на стр. 137 учебника.  Определите соотношение мужчин и женщин по возрастам.

На рисунке показано соотношение мужского и женского населения в трех возрастных группах: дети и подростки  (до 15 лет), люди в возрасте от 15 до 65 лет, пожилое население  старше 65 лет. Какой факт вы обнаружили? (м ж только в возрасте до 15 лет, чем старше возрастная группа, тем доля мужчин уменьшается, в старших возрастах м˂˂ж)

Каковы причины подобных соотношений? Причин такому несколько. Определим  их, используя текст учебника на стр. 136. Прочитайте 1 абзац  назовите основные причины этого явления. Причины:

  1. Биологическая причина. (На момент рождения,  мальчиков появляется на свет больше, чем девочек (примерно в соотношении на 100 девочек – 105 мальчиков). Так природа «учитывает» более высокую смертность среди мальчиков и мужчин.

  2. Высокая мужская смертность из-за малой продолжительности жизни (пристрастие к вредным привычкам, участие в военных действиях, сложные и тяжелые профессии).

Данный факт подтверждается данными. Сравним продолжительность жизни в России с другими странами мира.

Таблица 1. Средняя продолжительность жизни в России и развитых  странах мира (число лет)

Страны

Все население

В том числе

Мужчины

женщины

Россия

65

61

74

Великобритания

77

74

79

Германия

76

73

80

Италия

78

75

81

Япония

80

77

83

США

76

73

80

Статистика показывает, что средняя продолжительность жизни в России ниже,  чем в развитых странах мира. Продолжительность жизни у женщин – 74 года, у мужчин – 61 лет. Разница в 13 лет!  (один из самых высоких показателей в мире). Иными словами до преклонного возраста доживает малая доля мужчин.

Для подтверждения проведем мини-социологический опрос: поднимите 1-2 руки, у кого на данный момент жива (живы) бабушки? У кого живы дедушки? (соотношение пожилого мужского и женского населения подтверждается)

От чего зависит продолжительность жизни? (одно из объяснений в  таблице -  от уровня благосостояния общества)

Есть еще одна причина, о которой не говорится в параграфе. В одном учебнике по географии мне попался текст, фрагмент зачитаю.[3, 231]

Представим себе такую картину. На конвейере автомобильного завода собирается новенькая машина. Заводы-смежники поставили сотни узлов и деталей: мотор, шины, стекло и многое другое. Все это собирается, готовая машина съезжает с конвейера, доставляется на торговую базу. Туда приходит покупатель, опробует ее, покупает, едет на ней домой, но по дороге заезжает на склад металлолома, где ставит новую машину под пресс и выбрасывает на свалку. Вы скажите – это невозможно! А теперь сравните: женщина вынашивает ребенка, в муках рожает его, выкармливает, воспитывает, тратя на это лучшие годы жизни, здоровье, деньги… Затем ребенок идет в школу, много лет в ней учиться, и все это время родители его содержат, учителя учат, вкладывают в него знания и умения. После школы он получает профессию, начинает работать, но вскоре гибнет из-за несчастного случая. Огромный труд многих людей, годы жизни родителей – все зря…

О какой проблеме заставляет задуматься этот отрывок? (Ответственность за продолжительность жизни). Нельзя забывать, что  жизнь и здоровье человека в его руках! Все зависит от образа жизни, а образ жизни, поведение самосохранения  формируется с юности. 

О значимости этого фактора говорят и данные  Всемирной организации здравоохранения, которые проанализировали возможные факторы, влияющие на жизнь  и здоровье людей  и оценили их удельный вес:

50-55% - образа жизни (включает в себя: трудовая деятельность человека, ведение ЗОЖ, отказ от вредных привычек, поведение самосохранения)

20% наследственных (генетических) факторов

20-25% экологические факторы

10% состояния здравоохранения в стране

Итак, подведем итог. Обобщите полученные сведения о половом составе населения и причинах. (Под влиянием определенных факторов в среднем по России доля женщин превышает долю мужчин. Одна из главных причин – продолжительность жизни в стране). Везде в стране ли сохраняется это соотношение?

Соотношение мужчин и женщин в России меняется по регионам страны. Исследования показали: в тех регионах, где активно развиваются отрасли, требующие преимущественно мужского труда, доля мужского населения высока. В России такими регионами являются районы добычи полезных ископаемых, лесозаготовки, строительство (районы нового освоения). Совершенно другая картина там, где в результате оттока мужского населения и развития отраслей, где заняты в основном женщины (текстильные районы), преобладают женщины (старопромышленные районы).

Возьмём на заметку этот факт. Обратимся к промоакции.  К какой группе (старопромышленные и районы нового освоения) относятся регионы, выбранные для промоакции (Ивановская и Рязанская области, Чеченская республика)

Иваново – «город невест», получил такой неформальный статус за счет развития текстильной промышленности и высокой занятости женщин.  Можно предположить, что в Ивановской и  Рязанской областях Центральной России доля женщин выше доли мужчин. В Чеченской республике наоборот.

Исходя из вышесказанного, какие данные о населении необходимо учитывать при планировании промоакций? (половой состав населения)

Значит, 1 этапом  подготовки к промоакции может стать анализ полового контингента региона. Информацию по этому вопросу мы изучили. Идем далее.

При характеристике возрастного состава, население делят на 3 возрастные группы:

1 группа - Дети и подростки – до 16 лет

2 группа - Взрослое население – 16-65 лет

3 группа - Пожилое население – старше 65 лет

Какая возрастная группа должна преобладать структуре населения страны? Почему? Каково должно быть соотношение между 1 и 3 группами? Почему?

Проанализируем данные возрастного состава России.  Обратимся к статистическим данным.

Таблица 2. Соотношение разных возрастных групп населения (в %)

Возрастные категории

мир

Россия

Дети и подростки – до 16 лет

30%

22%

Взрослое население – 16-65 лет

60%

57%

Пожилое население – старше 65 лет

10%

21%

Какие особенности в возрастной структуре населения России вы видите на фоне данных по миру?

Россию по праву считают страной «со стареющей нацией». О проблемах этой ситуации мы поговорим на следующем уроке. Наша задача выявить причины данного соотношения. Вспомните  материал прошлых уроков и назовите причины, вызвавшие снижение доли детей и увеличение доли пожилых в России.

  1. Снижение рождаемости (зависит от материального благосостояния, национальных традиций)

  2. Отток молодого населения из села в город, на заработки в районы нового освоения

С учетом этих особенностей, «стареет» сильнее всего население Дальнего Востока и Центральной России. Остальные регионы – «молодые».

Учитывая этот факт, перейдем ко 2 этапу промоакции – определите, к какой группе («молодеющих»  или «стареющих») относятся субъекты Федерации?

О возрастном и половом составе регионов мы догадывались, а значит,  наши предположения могли быть не точными. Но наша компания-производитель серьезная организация и не можем строить свою экономическую политику на предположениях. Вопрос: где взять точные данные о возрастно-половом составе регионов? На помощь приходят половозрастные пирамиды, составленные на основании переписи населения.

Пирамиды выглядят следующим образом (на слайде изображение и на опорных листах на столе). Какую неизвестную информацию о населении регионов мы можем получить из пирамид? (количество женщин и мужчин, число женщин на 1000 мужчин, доля населения разных возрастных групп – условные обозначения под рисунком).

Задание: Используя половозрастные пирамиды, определите особенности полового и возрастного состава населения субъектов РФ  и заполните таблицу в опорных листах. Но для начала прочитайте инструкцию по работе с половозрастными пирамидами.

Таблица 3 . Половозрастной состав населения регионов России

Показатели

Ивановская область

Рязанская область

Чеченская республика

Число женщин на 1000 мужчин

1230

1189

1072

Доля (%) детей и подростков в общей численности населения

15,7

15,8

35,1

Доля (%) взрослого населения (в возрасте от 15 до 55(60)лет) в общей численности населения

59,2

57,9

56,7

Доля (%) пожилого  населения старше 55(60) лет

25,1

26,3

8,2

На основании статистических данных (таблицы) дайте характеристику половозрастного состава регионов.

  • В каком регионе страны наибольший (наименьший)  перевес в численности женщин?

  • В каком регионе наибольшая доля детей и подростков? Наименьшая доля?

  • В каком (каких) регионах самая низкая (высокая) доля пожилого населения?

Еще раз проанализируйте данные о регионах и данные условий промоакций и определите целесообразность их проведения. В каком из регионов эффективнее пройдет одна из промоакций.

Какую промоакцию эффективнее провести в Чеченской республике? В Ивановской области? В Рязанской области?

4. Подведение итогов урока

Итак, сегодня на уроке мы научились определять данные о возрастно-половом составе отдельных регионов РФ, сравнивать их и объяснять. Задачи, поставленные в начале урока, достигнуты.

На примере проведения промоакций мы показали значимость полученных знаний в экономике предприятия и страны в целом. На основе полученных знаний о половозрастном составе населения сформулируйте проблемы, требующие решения на уровне региона и отдельно взятой семьи (вспомните проблемы и предложите пути решения, например: доступность занятий спортом, широкая сеть спортивных учреждений, ограничение распространения психоактивных веществ, увеличение культурно-досуговых мероприятий для всех слоев населения)

Задание на дом: §49-50 изучить  (прочитать, ответить на вопросы параграфов, пересказать), творческое задание:  В российском обществе существует множество социально-демографических проблем. Одна из них - малая продолжительность жизни. Предложите варианты решения проблемы.

Список литературы:

  1. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: учеб. Для общеобразоват. учреждений / под ред. А.И. Алексеева. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2007.

  2. Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П. Дронов, Л.Е. Савельева; Рос. акад. наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2011.

  3. Ходова Е.С. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-практикум. 8 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ Е.С. Ходова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2012.

 

Приложение 1.

Половозрастные пирамиды

Приложение 2.

Опорный лист к уроку «Возрастно-половой состав населения России»

Задание 1. Прочитай инструкцию к работе с половозрастными пирамидами:

  • Половозрастная пирамида состоит из двух перпендикулярных осей.

  • По вертикали отложен возраст жителей, по горизонтали – численность каждой возрастной группы: мужчин (левая половина (синего цвета) и женщин (правая сторона (красного цвета). 

  • Специальными значками указана доля (%) населения разных возрастных групп и число женщин на 1000 мужчин

Задание 2. Заполни таблицу «Половозрастной состав населения регионов»

Показатели

Ивановская область

Рязанская область

Чеченская республика

Число женщин на 1000 мужчин

 

 

 

Доля (%) детей и подростков в общей численности населения

 

 

 

Доля (%) взрослого населения (в возрасте от 15 до 55(60)лет) в общей численности населения

 

 

 

Доля(%) пожилого  населения старше 55(60) лет в общей численности населения

 

 

 

 

Задание 3.Соедини стрелками название промоакции и регион, в котором наиболее эффективно проведение каждой из промоакций.


«Разгадай тайны пиратских кладов»


«Собери подруг в Париж»


«Дневные скидки»

Задание 4.  Проанализируйте данные Всероссийской переписи населения о половозрастном составе регионов РФ  (http://www.perepis2010.ru) и предложите другие субъекты РФ, где проводимые промоакции были бы также успешны. Объясните свой выбор.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!