СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии в 10 классе на тему "НТР"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии в 10 классе на тему "НТР"»

Тема:  Научно – техническая революция.


Цели урока:

1. Образовательная: обобщить и повторить знания, полученные при изучение темы «НТР и МХ»:

  • понятия «Научно-техническая революция», «Мировое хозяйство», «Международное географическое разделение труда», «Международная экономическая интеграция», «Модели развития мирового хозяйства»;

  • влияние НТР на развитие МХ, его отраслевую и территориальную структуру;

  • основные пути развития науки, техники, производства, управления в условиях НТР.

2. Развивающая: продолжить формировать у учащихся умений:

  • применять уже имеющиеся знания;

  • развивать познавательные интересы школьников посредством разнообразия заданий и творческой работы;

  • работать с дополнительными источниками географический информации, в том числе и с картографическим материалом.

3. Воспитательная: продолжить формировать у учащихся:

  • мировоззренческое отношение к миру посредством обсуждения вопросов, связанных с влиянием НТР на организацию мирового хозяйства;

  • развитие познавательной самостоятельности и активности учащихся;

  • интерес к географии посредством интересных, творческих заданий;

  • доброжелательное отношение учащихся друг к другу.


Знания:

-  НТР и мировое хозяйство как предмет изучения социально – экономической географии.

- Научно – техническая революция.

- Понятие о НТР.

- Характерные черты НТР.

-Составные части НТР: наука, техника и технология, производство и управление.

- Эволюционный и революционный пути развития.

- Современный этап и перспективы НТР.


Планируемые результаты обучения

Личностные

Соотнесение собственных ценностно-смысловых установок по отношению к окружающей социоприродной среде и своему образу жизни с потребностями, целями и ценностями общества и полученными знаниями; сформированность основ географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных формах общественного сознания.


Метапредметные

Познавательные УУД: ориентироваться в различных источниках информации; находить в источнике (комплексе источников) и извлекать из него необходимую географическую информацию о НТР для решения учебных и других задач; использовать различные источники географической информации, в том числе для оценки характера влияния НТР на мировую экономику.

Регулятивные УУД: применять на практике все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Предметные

Владеть умениями применять географические знания для объяснения, оценки и прогноза основных путей развития составных частей НТР на современном и предстоящем этапах развития общества; сформировать представления и знания об общих чертах и закономерностях развития мирового хозяйства в эпоху НТР, её чертах и составных частях; объяснять основные изменения составных частей НТР и их направленность, степень влияния различных факторов на географию и размещение мирового хозяйства в эпоху НТР; определять важнейшие изменения, происходящие в отраслевой структуре мирового хозяйства, наиболее значимые изобретения и технологии, роль человеческого фактора в эпоху НТР

Умения:   слушать и конспектировать лекцию

Ход урока:


1.  Изучение новой темы.


  1. Понятие о НТР


  Все развитие человеческой цивилизации тесно связано с научно-техническим прогрессом. Но на фоне этого прогресса бывают отдельные периоды быстрых и глубоких изменений производительных сил. Например, период промышленных переворотов в ряде стран в XVIII -  XIX вв., который ознаменовал переход от ручного труда к крупному машинному производству, использование энергии пара. Начало XX в, промышленный переворот, связанный с использованием  электроэнергии, появление новых отраслей хозяйства: машиностроения, самолетостроения, производство алюминия и др.  Период современной НТР, начавшейся в середине XX в и связанный с возможностью использования атомной энергии, развитием электроники, космической техники.


Определение понятия:


 Научно-техническая революция представляет собой коренной качественный переворот в производительных силах общества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.




II. Характерные черты и составные части НТР


Характерные черты НТР

                              Примеры

А) универсальность,     Б) всеохватность

А) Преобразует все сферы и отрасли общества, характер труда, быт, культуру, психологию людей. Символом 1 НТР была паровая машина, для современной НТР, символами служат: компьютер, космический корабль, атомная электростанция, реактивный самолет, Интернет.

Б) затронула все страны мира,  все географические оболочки Земли, космическое пространство.

Чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований.

Резкое сокращение времени между научным открытием  и его внедрением в производство,  быстром моральном износе техники.

Повышение требований к уровню классификации трудовых ресурсов

Во всех сферах человеческой деятельности увеличилась доля умственного труда, произошла его интеллектуализация.

Зародилась как Военно-техническая революция.

О начале 3 НТР возвестил взрыв атомной бомбы в Хиросиме в 1945 г. На протяжении "холодной войны" НТР в еще большей степени была ориентирована на использование новейших достижений научно-технической мысли в военных целях.

   

 Современная НТР – это единая сложная система, в которой тесно взаимодействуют друг с другом четыре составные   части:

 Наука, Техника и технология, Производство, Управление.


  1. Наука: рост наукоемкости


   Наука в эпоху  НТР превратилась в очень сложный комплекс знаний. В нее вовлечено  по миру более 8 млн. человек, т.е. 9/10 всех научных работников, живших на Земле – наши современники. Особенно возросли связи науки с производством, которое становится более наукоемким. Однако различия между экономически развитыми и развивающимися странами очень велики. Больше всего ученых в США, Японии, странах Западной Европы, Россия, где расходы на науку составляют 2-3 % ВВП. В развивающихся странах  на науку затраты не превышают 0,5 %.


  1. Техника и технология: пути развития


   Техника и технология воплощают в себе научные знания и открытия. Основная цель использования новой техники и технологии – повышение эффективности производства, производительности труда. Основные функции: трудосберегающая, ресурсосберегающая (сталь из металлолома, бумага из макулатуры, вторичный алюминий), природоохранительная (производство и внедрение природоохранительной техники, и внедрение природоохранительной технологии) и информационная.

   В условиях   НТР  развитие техники и технологии происходит двумя путями.

Э в о л ю ц и о н н ы й    п у т ь заключается в дальнейшем  усовершенствовании уже существующей техники и технологии – в увеличении мощности машин и оборудования, в росте грузоподъемности транспортных средств.

Р е в о л ю ц и о н н ы й  п у т ь заключается в переходе к принципиально новой технике и технологии. Особенно это касается электронной техники. В машиностроении это переход от механических способов обработки металлов к немеханическим, в металлургии – применение прогрессивных способов получения чугуна, стали, проката. В сельском хозяйстве – бесплужное земледелие. В сфере коммуникаций – радиорелейная, стеклопроводная связь, телексы, телефаксы, электронная почта, пейджинговая и сотовая связь.


V .Главные пути развития производства


Направления развития

Примеры

Электронизация

Насыщение всех  областей человеческой деятельности средствами электронно-вычислительной техники

 ( промышленности, образования, здравоохранения, быта людей). По стоимости выпущенной продукции занимает 1 место в мире. Лидеры: США, Япония, ФРГ, НИС.

Комплексная автоматизация

Связана с появлением микро ЭВМ и микропроцессоров. Робототехника позволила создать гибкие производственные системы, заводы-автоматы. Общее число промышленных роботов достигло 800 тыс. Лидеры: Япония, США, ФРГ,  Италия, Республика Корея.

Перестройка энергетического хозяйства

Основана на энергосбережении, совершенствовании структуры Топливно-энергетического баланса, более широком использовании новых источников энергии. Использование АЭС. Лидеры: США, Франция, Япония, ФРГ, Россия, Украина.

Производство новых материалов  

Более широкое использование новых материалов: композиционных, полупроводниковых, керамических, оптического волокна, металлов XX в. (бериллий, литий, титан) и др. Усиление требований к старым материалам – черным и цветным металлам, синтетическим полимерам.

 Ускоренное развитие биотехнологии

Главные сферы применения биотехнологии: повышение продуктивности сельскохозяйственного производства, расширение ассортимента продуктов питания, увеличение энергетических ресурсов, защита окружающей среды. Лидеры: США, Япония, ФРГ, Франция.

Космизация

Появление новой отрасли – аэрокосмической промышленности, с ней связано появление новых машин, приборов, сплавов, которые находят применение и в некосмических отраслях. Космические исследования Земли оказывают влияние на развитие фундаментальных наук.

VI. Управление.


  Современный этап НТР характеризуется новыми требованиями к управлению. Мы живем в эпоху "информационного взрыва", когда объем научных знаний и количество источников информации растут очень быстро. Вот почему так важен начавшийся переход от обычной (бумажной) к машинной информации.

   Выпуск различной информационной техники стад одной из новейших наукоемких отраслей производства, а ее обслуживание вызвало к жизни новые специальности – программистов, операторов и др. информатика позволяет осуществить системный поход, применять экономико-математическое моделирование.

  Большое воздействие она оказывает и на размещение производства. Так, многие наукоемкие отрасли тяготеют в первую очередь к источникам хорошо организованной и разнообразной информации, как правило, находящимися в больших городах и городских агломерациях.

  В наши дни уже существует глобальное информационное пространство. Большую роль в его создании играет Интернет. В США Интернетом пользуются уже 2/3  всех семей. По этому показателю они заметно превосходят Западную Европу и Японию. США также занимает первое место в мире по развитию сотовой телефонной связи.

   Все большее место Интернет начинает применяться в общеобразовательных целях.

   Всеобщая информатизация затронула и географическую науку, в составе которой возникло новое направление – географическая информатика или геоинформатика. Во многих странах мира созданы мировые электронные атласы.

2. Закрепление материала.


По классификации ООН современная промышленность включает более 300 отраслей и подотраслей. С другой стороны, для эпохи НТР характерно объединение различных отраслей и образование межотраслевых комплексов: ТЭК, машиностроительного, АПК и других.



Структура мирового хозяйства



1. Непроизводственная сфера. 2/3 ВВП

- Наука, культура, образование, здравоохранение.

- Услуги:

а) потребительские,

б) деловые (информационные, консультационные, финансовые, рекламные, и др.)



2. Производственная сфера. 1/3 ВВП

- Промышленность.

- Сельское хозяйство.

- Транспорт, связь.

- Строительство.



В отраслевой структуре промышленности выросла роль обрабатывающей промышленности, которая дает 9/10стоимости всей продукции. В составе этой группы выделяют отрасли: «авангардной» тройки» - электроэнергетика, машиностроение, химическая промышленность, от которых зависит НТП.

Снижение добывающей промышленности объясняется:

А) уменьшением энерго - и материалоемкости производства;

Б) заменой натурального сырья синтетическим.

НТР внесла изменение в «разделение труда» между отдельными видами транспорта.

- Уменьшилась роль железнодорожного транспорта. Сохраняет свое значение для перевозок грузов и пассажиров на средние расстояния, во внутригородских перевозках, особенно в крупных агломерациях.

- Автомобильный транспорт лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках.

- Морской транспорт обеспечивает преобладающую часть международной торговли.

- Воздушный транспорт играет большую роль в перевозках пассажиров на средние и дальние расстояния.


2. Рефлексия.


1. Что такое НТР.

2. Назовите характерные черты и составные части НТР.

3. В чем заключается эволюционный и революционный путь развития техники и технологии?

4. Каковы главные пути развития производства?

5. Почему возросла роль управления в период НТР?


4 Домашнее задание: с. 83 -88, сообщение «МГРТ».



Дополнительный материал

1. Наука-главный двигатель производства.

1.Современная НТР является сложной единой системой науки, техники и технологии, производства, управления.Она резко ускоряет научно-технический процесс, оказывает

воздействие на все стороны жизни ибщества, охватывает все страны мира.

Основное содержание НТР состоит в превращении науки в непросредственную производительную силу общества.Материальное и нематериальное производство постепенно превращается в практическое продолжение современной науки. Наука как производительная сила непосредственно воплощается в непрерывно совершенствуемую техникуи в возрастающие профессиональные знания работников.

Наука в эпоху НТР превратилась в очень сложный комплекс знаний. Наряду с этим она образует обширную сферу человеческой деятельности, в которую ныне вовлечено около 10 млн человек, т.е. более 9/10 научных работников, когда-либо живших на Земле,- наши современники. Особенно возросли связи науки с производством, которые становится более наукоёмким.

2. Ограниченность природных ресурсов вынуждает проводить новую системную политику, опирающуюся на экологически высокие технологии.Начало новой, невиданной по своему размаху научно-технической революции, которая изменит облик мира уже к концу первого десятилетия XXI в., связывают с нанотехнологиями.

Нанотехнология - область прикладной науки и техники, занимающаяся изучением свойств объектов и разработкой устройств, размеры которых составляют порядка нанометра (по системе единиц СИ – 10-9 метра) Через 10-15 лет вполне может стать реальностью суперкомпьютер размером с кусочек сахара. Современная индустрия наноматериалов - это производство наночастиц, повышающих износостойкость двигателей, очищающих воду, обеззараживающих помещения и объекты, заживляющих раны, придающих текстильным и иным материалам новые свойства (самоочистка, пуленепробиваемость). Новые энергетические технологии предполагают использование в качестве топлива вместо традиционных, невозобновимых энергоносителей (нефти и природного газа) самый обычный водород.

Водородные топливные элементы – новые источники питания, пригодные как промышленных нужд, так и для бытовой и портативной техники (мобильные телефоны, смартфоны, ноутбуки).К числу других перспективных направлений наноэнергетики следует отнести повышение коэффициента полезного действия солнечных батарей, применение управляемых нестатических ядерных реакций.

Человечество получит не только принципиально новые источники пищи, но и принципиально новую медицину. Микроробот, собранный из спиралей ДНК, проникает на атомно-молекулярный уровень, туда, куда не сможет добраться никакой рукотворный инструмент хирурга.


2. Биотехнология – одно из важнейших направлений НТР, новейшая отрасль науки и производства, основанная на промышленном применении микроорганизмов для получения кормовых белков, витаминов, удобрений.

Применение высоких технологий в пищевой промышленности лишает продукты полезных природных свойств.Кроме того современные технологии позволяют изготавливать искусственные продукты вкусные, но вредные.

Итак, нанотехнологии применяются практически во всех областях. Чтобы вернуться в наш макромир, мы должны ответить на несколько вопросов.

Организуя предстоящий праздник и приобретая продукты для Новогоднего рецепта Оливье, мы вряд ли задумываемся о том, что в мире более одного миллиарда человек постоянно испытывают голод. Во многих странах существует дефицит средств и продуктов питания. При этом количество людей, находящихся за чертой бедности стремительно растет, и традиционными методами решить проблему не удается.

Одним из вариантов разрешения проблемы видится идея использования современных нанотехнологий в питании. Конечно, до массового синтезирования продуктов питания дело пока не дошло, но активные поиски в данном направлении ведутся. Последние годы пищевая промышленность вкладывает суммы, исчисляемые в миллионах долларов, в развитие нанотехнологий и научные исследования в этой области. Тема не получает широкой огласки, поскольку вопрос противоречив и воспринимается общественностью настороженно. Что вообще подразумевается под современными нанотехнологиями в пищевой промышленности? Согласно формулировке, которая была озвучена на одном из докладов ЕС, под нанопродуктами понимаются те продукты питания, для которых в процессе их выращивания, переработки, упаковки применялись наночастицы или методы и инструменты нанотехнологий. Следует отметить что это вовсе не генно- или атомно-модифицированные продукты.

В чем особенность подобных продуктов? В отличие от традиционных продуктов питания, нанопродукты смогут быть настроены самым необычным образом на вкусы потребителей. К примеру, напитки, меняющие свой вкус и цвет, или продукты, учитывающие аллергию потребителя, и подстраивающиеся под него. Такие кампании как Крафт, Нестле, Юнивелер интенсивно работают в этом направлении.

Вопрос, собственно уже не стоит: быть или не быть нанотехнологиям в питании, а лишь в какой форме и когда. В Австралии, к примеру, один из популярных видов белого хлеба производится с добавлением нанокапсул. Когда же это станет глобальным явлением, можно будет сказать уже в ближайшее время.




3. Наука в быту

Цветной телевизор, компьютер – это достижения мировой науки. Без них мы уже не можем представить нашу жизнь. Очень интересно и красиво. Красота природы различных уголков планеты. Все это хорошо. Мы, не выходя из дома, получаем большой объем информации, познаем мир.

Какие проблемы? Человек портит зрение. Компьютерные телевизионные игры оказывают влияние на психологическое состояние человека. Это радиоэлектронное излучение, исходящее от телевизора. Конструкторы изобретают различные формы защиты от излучения.

Человек создал летательные аппараты. Появилась реактивная авиация. Благодаря ей преодолеваются расстояния и экономится время. Быстрая доставка пассажиров и грузов. Срочное оказание помощи в экстремальных ситуациях. Но при ежедневных полетах самолеты сжигают большое количество топлива, загрязняют атмосферу.

Авиационный транспорт сильно воздействует на атмосферу.За один час современный самолет сжигает около 15т топлива,потребляя при этом 625т воздуха и выбрасывая 66т продуктов горения.Последние сохраняются в атмосфере 2 года.Кроме того ,вокруг аэропортов возникают большие зоны шумового загрязнения.

У нас в руках красивые и легкие детские игрушки.Яркий красочный полиэтиленовый пакет-сумка.Все это появилось совсем недавно.Ученические ручки, детали машин,изготовленные из синтетических волокон, - все это позволяет заменить многие природные материалы, но, к сожалению, создавая их,человек не подумал о защите природы.Попадая на земную поверхность (почва,грунт), они выделяют вещества, вредные для природы и человека.

В Бангладеш с 2002 г. Полностью запрещены производство и продажа полиэтилена и изделий из него.Каждый владелец полиэтиленового пакета должен заплатить штраф.








     


     


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!