Этап актуализации знаний. | Ребята, сегодня мы с вами должны познакомиться с той частью России, которая для каждого из нас является частью жизни, именно этот уголок России является началом формирования всего Русского государства. Мы сегодня с вами поговорим о Центральной России. О ее составе и экономико-географическом положении региона. Центральные районы европейской части России - это территория, где начиналось зарождениенашей с вами Родины. Это основной очаг русской национальной культуры, область расселения русского народа по огромной стране. Здесь расположена столица нашей родины Москва - сердце и мозг России. Именно великом слову Россия посвятил свое стих-е наш поэт Валерий Брюсов. И нам его зачтет Хаврусь Анастасия. Центральную Россию по своему потенциалу, территории и численности населения можно сравнить с крупнейшими государствами Западной Европы, тем более что исторически Центральная Россия представляла собой Московское, Русское государство, а затем центральное ядро Российской империи. И для сравнения, у вас у каждого на столе лежит таблица с данными о населении и площади некоторых государств Европы и Центральной России (раздаточный материал). ! Ребята, а как вы думаете, благодаря,чему на сегодняшний день сформировалась такая большая территория Центральной России. | Слайд № 2 В стозарном зареве пожара, Под ярый вопль вражды всемирной, В дыму неукрощённых бурь, - Твой облик реет властной чарой: Венец рубинный и сапфирный Превыше туч пронзил лазурь. Россия! В злые дни Батыя, Кто, кто монгольскому потопу Возвёл плотину, как не ты? Чья, в напряжённой воле, выя, За плату рабств, спасла Европу От Чингисхановой пяты? Что ж нам пред этой страшной силой? Где ты, кто смеет прекословить? Где ты, кто может ведать страх? Нам - лишь вершить, что ты решила, Нам - быть с тобой, нам славословить Твоё величие в веках! Слайд № 3 Учащиеся сравнивают данные о населении и площади некоторых государств Европы и Центральной России (раздаточный материал). |
Этап изучения нового материала. | Перевод практической задачи в учебно-практическую: создание учебной ситуации. Как вы думаете, ребята, а почему именно с этой экономической зоны мы начинаем изучение отдельных территорий России? Центральная Россия - это огромный межрайонный комплекс в составе трех районов: Центрального, Центрально- Черноземного и Волго-Вятского. Каждый из районов Центральной России имеет свое «лицо», занимает определенное место в хозяйстве России. Однако у всех трех экономических районов много общего в исторических судьбах, природных условиях, особенностях хозяйства, проблемах развития. Очень давно проявилась у них большая потребность во взаимосвязях. Развивая свою экономику, районы дополняют друг друга. Промышленное развитие Центрального района облегчалось тем, что Центральное Черноземье явилось житницей, которая обеспечивала Центр хлебом и другим продовольствием. Волго-Вятский район формируется как дублер Центра. У обоих районов общие отрасли специализации, например автомобилестроение, станкостроение, разнообразная химия. Южные части Центрального и Волго-Вятского районов вместе с Центрально-Черноземным образуют территориально целостную индустриально-аграрную зону со сходным направлением развития сельского хозяйства, старыми и новыми отраслями промышленности. Металлургическая база КМА усиливает экономическую взаимосвязанность всех трех районов Центральной России. Задание 1:Покажите на карте 3 экономических района, которые входят в состав Центральной России? Задание 2. Установите, какие субъекты РФ входят в состав этих экономических районов? Центральная Россия – это крупный межрайонный комплекс. Посмотрите на слайд и назовите районы, которые образуют Центральную Россию
Задание3. Запишите названия 3 экономических районов в тетрадь и крупнейший город каждого района. Центральный - Москва, ЦЧРайон – Воронеж, Волго-Вятский – Нижний Новгород.
Вы успешно справились с поставленной задачей, определили состав и названия крупных городов ЦР, показали все эти объекты на карте.
Ребята, вы так же знаете, что Центральная Россия, это всемирно известный туристический маршрут «Золотое кольцо России».
| Формулируют свой ответ. Учащиеся по одному высказывают свою точку зрения. Слайд № 4
Показываю на карте Центральную Россию и экономические регионы, входящие в ее состав.
Задание 1. Состав Центральной России, называют экономические районы, входящие в состав региона: В состав центральной России входят 3 экономических района: 1. Центральный, 2. Волго-Вятский, 3. Центрально-Черноземный Слайд № 6,7,8. Задание 2. Центральный район - Москва (город федерального значения) и 12 областей: -Московская обл. -Калужская обл. -Смоленская обл. -Орловская обл. -Тверская обл. -Тульская обл. -Ярославская обл. -Рязанская обл. -Костромская обл. -Владимирская обл. -Брянская обл. -Ивановская обл. -Волго-Вятский район – 3 республики 2 области 1. Марий-Эл, 1. Нижегородская 2. Мордовия, 2.Кировская. 3. Чувашия -Центрально-Черноземный район: -Липецкая обл. -Воронежская обл. -Курская обл. -Тамбовская обл. -Белгородская обл. Дети записывают названия в тетрадь. Дают отчёт о проделанной работе. И, сейчас мы с вами проведем небольшую заочную экскурсию по старинным местам этого маршрута. |
Этап первичного закрепления изученного. | Переходим к выполнению практической части нашего урока. Цель данной работы: научиться давать оценку экономико-географического положения Центральной России. План характеристики ЭГП лежит у каждого из вас на парте. Время самостоятельной работы – 5 минут. Итак, вы все дали характеристику ЭГП Центральной России, но мне бы хотелось, услышать, чтобы кто-то озвучил свой ответ и доказал его с помощью карты. Ученик, ты сделал все совершенно верно, назвал все черты, которые определяют выгодность ЭГП Центральной России.
А теперь переходим к третьей составляющей темы урока. Прочтите третье задание. Время выполнения - 5 минут. Вы справились со всеми заданиями, дали оценку всем трём составляющим характеристики района: определили состав, охарактеризовали и оценили географическое положение и природные ресурсы Центральной России. Чтобы определить, как вы усвоили тему сегодняшнего урока, проведём тренировочный тест, после выполнения, которого вы сами себя оцените. Время выполнения – 5 минут. Цель: определить уровень усвоения знаний по теме урока. Выполнить тест. 1. Какой район не входит в состав Центральной России? А) Центральный; Б) Центрально-Чернозёмный; В) Волго-Вятский; Г) Северный. 2. Связи с окраинами Центральной Росси осуществлялись в 11-16 веках А) по рекам; Б) по грунтовым дорогам; В) по морям. 3. Центральная Россия имеет ….. положение А) периферийное; Б) столичное; В) приграничное. 4. Соседними странами, имеющими границу с Центральной Россией, являются: А) Украина; Б) Беларусь; В) Молдавия; Г) Литва. 5. Транспортная сеть Центральной России представлена: А) автомобильными дорогами; Б) железными дорогами; В) трубопроводами; Г) всеми видами транспорта. 6. Центральная Россия А) богата природными ресурсами; Б) не богата природными ресурсами. 7. В Центральной России есть крупное месторождение А) бурого угля; Б) торфа; В) фосфоритов; Г) железной руды. 8. Развитию экономики Центральной России благоприятствуют А) природные условия; Б) полезные ископаемые; В) ЭГП. Правильные ответы:1Г 2А 3Б 4АБГ 5Г 6Б 7Г 8АБ Алгоритм оценки (самооценки) “5” – 8 правильных ответа; “4” – 6; “3” – 4; “2” – 3-0. | Изучают план характеристики ЭГП, выделяют черты ЭГП, которые являются определяющими для ЦР. Определяют положение ЦР по отношению к территории страны и европейской части России. Называют важнейшие административные центры ЦР, делают вывод о влиянии центрального положения на развитие этой территории, дают определение геополитического положения, сравнивают ГП в границах СССР и после его распада, результаты отражают в схеме, оценивают и делают вывод о влиянии геополитического положения на развитие ЦР. Оценивают связи ЦР с соседними экономическими районами. Оценивают транспортное положение ЦР. Обсуждают результаты работы. Называют черты - Столичное положение; - Центральное положение; - Соседи – развитые районы и республики бывшего СССР; Сопоставляют свои выводы со слайдом-образцом. Читают, определяют благоприятность климата, рельефа, природных зон для развития хозяйства ЦР. Оценивают минеральные ресурсы ЦР. Оценивают водные ресурсы ЦР. Определяют, какая часть региона наиболее обеспечена водными ресурсами. Слайд № 13 На слайде правильные ответы и алгоритм оценивания. Проверяют, сравнивают с образцом и ставят себе оценку. |
Этап подведения итогов урока. | Итак, наш урок подходит к концу. Справились ли мы с теми задачами, которые поставили в начале урока? Мы рассмотрели состав региона, выявили и оценили его экономико-географическое и геополитическое положение, оценили природные условия и природные ресурсы для развития хозяйства Центральной России. Ребята, вы все знаете, что территория Центральной России, это один из тех уголков нашей страны, который после распада СССР в большей степени ощутил на себе изменения ЭГП, и ваш одноклассник Бармин Антон, решил провести свою исследовательскую работу, с помощью которой он покажет, какой наша страна была до распада СССР и какой стала после. | |