I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Сравните два мнения: 1 2 Обыватель: Снег и лёд интересуют только жителей северных территорий и высокогорий. Географ: Снег и особенно лёд важны для жителей всей планеты. – В чём отличие мнений? Какую проблему мы будем решать на уроке? 1 Почему знания о снеге и льде важны для всего человечества? – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 2. – Какие особенности имеет твёрдая вода? Как влияют снега и льды на другие природные компоненты? Что такое ледники и какими они бывают? 1 | Познавательные УУД 1) Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2) Вычитывать все уровни текстовой информации. 3) Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4) Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5) Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. 6) Устанавливать причинно-следственные связи. 7) Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
II. Поиск решения. | 1. – Что образует твёрдые атмосферные осадки при устойчивых отрицательных температурах? 1 2. – Используя текст на с. 129, определите, каким территориям характерно образование снежного покрова? 1 2 3. – Какие бывают виды снежного покрова? 1 4. – Каково строение снежного покрова? Составьте рассказ по рис. 120 на с. 131. 1 2 5. – Выполните задание на с. 132. 1 6. – Составьте логическую цепочку событий, отражающую процессы изменения снежного покрова. 1 3 6 7. – Какое влияние оказывает снежный покров на живую и неживую природу, хозяйственную деятельность человека? Выполните задание на с. 132. 1 2 8. – Где на нашей планете встречается вода в твёрдом состоянии? Чем отличаются ледники от снежников? 1 5 9. – Просмотр видеофрагмента «Лавина». Опишите наблюдаемое грозное явление. Что обозначает понятие «лавина»? Чем опасны многометровые толщи рыхлого снега? Каковы причины схода лавин? Можно ли противостоять лавинам? Какие известны методы борьбы с лавинами? 1 4 1 2 10. – Зачём нужно изучать ледники? 1 2 11. – Вы уже знаете, что на Земле есть подземные реки, а есть ли подземные ледники? Где? Что такое «вечная мерзлота»? Какие виды мерзлоты бывают? 1 12. – Как можно использовать вечную мерзлоту? 1 2 13. – Как ответим на вопрос урока? 3 | Коммуникативные УУД 1) Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2) Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3) Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1) Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2) Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3) Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4) В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД 1) Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2) Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |