I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Как прекрасна наша планета на космических снимках! Подберите прилагательные для описания поверхности нашей планеты. – Так ли красиво выглядит её поверхность на глобусе? 1 1 2 – Какой у вас возникает вопрос? – Зачем на карты и глобус наносят особые линии – параллели и меридианы? – Сформулируйте тему урока. 1 2 2. – Кто определил размеры нашей планеты? 1 – Кто из древнегреческих учёных пришёл к выводу о шарообразности Земли? 1 – Перечислите известные вам доказательства шарообразности Земли. 1 2 | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 3. Вычитывать все уровни текстовой информации. 4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. 5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
II. Поиск решения. | 1. – Как мы можем рассмотреть форму Земли и её поверхность? Дайте определение понятию «глобус». Проверим по учебнику, с. 36. 1 3 1 2. – В 1492 г. Мартин Бехайм создал первый глобус. На нём были показаны материки Старого Света. Какие материки и океаны можно было найти на этом глобусе? Какие ещё предстояло открыть? 1 2 5 1 3. – Что и как изображают на глобусе? 1 4. – Покрутите глобус. Какие точки на глобусе при этом остаются неподвижными? Как их называют? Что находится на равном расстоянии от полюсов? На какие полушария экватор делит земной шар? 1 2 5. – Сколько часов потребуется, чтобы обойти всю Землю, если двигаться со скоростью 4 км/ч? А сколько дней, если каждый день идти по 10 часов? 3 5 6. – Какие линии ещё показаны на глобусе и картах? Дайте им характеристику. Заполните таблицу. 1 3 4 5 1 2 3 Название линии | Определение | Направление | Характеристика | 1. | | | | 2. | | | | 7. – Зачем на глобусе и картах нанесены параллели и меридианы? Что они образуют? Как производят отсчёт градусов? Какие полушария выделяют на глобусе? 1 1 8. – Сравните глобус и карту. Определите их достоинства и недостатки. Проверьте по учебнику, с. 39. 1 2 3 5 1 2 3 9. – Сравните изображения острова Гренландия на глобусе и карте. Почему они неодинаковые? 1 2 5 1 2 3 10. – Как ответим на основной вопрос урока? | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
III. Самостоятельное применение знаний. | 1. – Ответьте на вопросы 1–6, с. 41. 1 2. – Выполните задание 7, 8, с. 41. | |