СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии на тему " Движение Земли"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии на тему "  Движение Земли"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии на тему " Движение Земли"»

конспект урока географии 6 класс по теме Движения Земли

Цели урока:

Повторить ранее изученный материал об изображениях земной поверхности и об открытиях и исследованиях поверхности Земли.

Повторить изученный материал о форме и размерах Земли и о Земле – как планете Солнечной системы;

Рассказать об осевом, орбитальном и галактическом движениях Земли;

Рассмотреть следствия осевого вращения Земли;

Познакомить с видами времени, дать понятие о линии перемены дат;

Оборудование: Карты атласа; Глобус; Карточки-задания;

Презентация по теме урока;

Урок комбинированный с применением презентации, групповой работы, практических заданий с картами атласа.

Ход урока:

Организационный момент.

Сегодня мы будем «растить» дерево знаний. Сейчас оно совсем голое без листочков, ( на ватмане нарисована березка) а по итогам урока где за правильные ответы вы будете получать листочки мы все вместе прикрепим листочки на дерево и увидим много ли у нас знаний.

II. Повторение изученного:

Какие открытия связывают с именами этих людей:

Страбон (принято считать «отцом географии», написал книгу «География в 17 книгах»)

Аристотель (первым высказал идею о земных оболочках)

Бартоломеу Диаш (португальский мореплаватель впервые обогнул южную оконечность Африки, открыл мыс Доброй Надежды)

Магеллан (В 1519 году предпринял попытку совершить кругосветное путешествие)

Лазарев, Беллинсгаузен (1819-1821г. Открытие Антарктиды)

Афанасий Никитин (тверской купец совершил путешествие в Индию и описал ее в «Хождение за три моря»)

Объяснить о чем идет речь:

Оно состоит из гелия и водорода. Его диаметр в 109 раз больше диаметра Земли. (Солнце)

Что входит в состав Солнечной системы кроме солнца? (9 планет, 60 спутников, 5000 астероидов, кометы, космическая пыль)

Главная особенность Земли-………. (существует жизнь)

Кто первым рассчитал величину Земли? (Эратосфен)

Как называют форму нашей планеты учение? (геоид)

Что имеет массу 6.6 секстильонов тонн (Земля)

После проверки выполнения заданий каждая группа получает листочки за правильно выполненные задания.

III. Изучение нового материала.

Объяснение учителя с использованием презентации:

Слайд №1

Запись темы урока в тетрадь.

Вопросы к учащимся:

- Что собой представляет наша Земля? (Это третья планета Солнечной системы, вращается вокруг Солнца, есть жизнь)

- Что является следствием вращения Земли вокруг Солнца? (Смена времен года)

- Какой еще вид движения Земли вы знаете? (Осевое)

Слайд №2,3,4

Слайд № 5 Просмотр видео о Копернике.

Записать в тетрадь:

Следствия осевого вращения Земли:

- Смена дня и ночи;

- Отклонение воздушных потоков, морских течений от их первоначального направления. В Северном полушарии – вправо в Южном влево.

- Подмыв берегов («Закон Бэра» — в северном полушарии подмываются правые берега, а в южном – левые)

- Приплюснутость Земли у полюсов.

Вопросы к учащимся:

Подумайте, как называется промежуток между двумя закатами и восходами Солнца? (Сутки)

Чему равны одни сутки? (24 часа)

Рисунок 20 стр. 22 показывает, как изменяется освещенность поверхности Земли в ходе ее движения вокруг Солнца в разное время года. Летом Северное полушарие как бы повернуто к Солнцу, а зимой — наоборот. 23 сентября и 21 марта — дни осеннего и весеннего равноденствия, когда Солнце одинаково освещает оба полушария Земли. В этот день и в Северном и в Южном полушарии день равен ночи. 22 декабря — день зимнего солнцестояния: самый короткий день и самая длинная ночь в Северном полушарии. Земля обращена к Солнцу своим Южным полушарием. Там лето. У нас зима.

Тропики (от греч. tropicos — круг поворота) — географические параллели, отстоящие к северу и к югу от экватора на 23° 27'.

22 декабря, в день зимнего солнцестояния, Солнце находится в полдень в зените для мест, лежащих на Южном тропике (тропик Козерога).




22 июня — день летнего солнцестояния, когда самый длинный день и самая короткая ночь в Северном полушарии. В этот день Солнце в зените наблюдают жители мест, расположенных на Северном тропике (тропик Рака). В Южном полушарии в это время зима.

Полярные круги — географические параллели, отстоящие к северу и к югу от экватора на 66° 33'. Они являются границами зон полярных ночей и полярных дней.

Полярная ночь может длиться в полярных поясах от 1 суток на широте Северного или Южного полярных кругов до 178 суток на Северном или Южном полюсах. Во время полярной ночи Солнце не появляется над горизонтом. В Северном полушарии на широте Северного полярного круга этот период начинается 22 декабря, а в более высоких широтах — раньше.

Полярный день — это период, когда Солнце не спускается за горизонт. Чем дальше от полярного круга к полюсу, тем длиннее полярный день. На широте полярного круга он длится 1 сутки, а на полюсе — 189 суток. В Северном полушарии на широте Северного полярного круга полярный день начинается 22 июня.

Аналогичное явление наблюдается в Южном полушарии, но в другое полугодие.



Пояса освещенности и их характеристика.

Умеренный

Жаркий

Холодный

Располагается между тропиком и полярным кругом внутри полушария.

 

Солнце никогда не бывает в зените

В течение года угол падения солнечных лучей сильно изменяется, поэтому выделяют термические сезоны года (лето, осень, зима, весна). Температуры лета и зимы сильно отличаются. Например, на широте 50о

лета ≈ +20°С

зимы ≈ -10°С

 

Располагается между северным и южным тропиками.

 

Солнце 2 раза в год бывает в зените. Круглый год поверхность очень хорошо прогревается, нет разницы между летними и зимними температурами, термические сезоны года отсутствуют, среднегодовая tо=+25оС. В течение года продолжительность светового дня меняется незначительно. Приблизительно день=ночи=12 часам. Сумерки фактически отсутствуют.

Располагается внутри полярного круга каждого полушария.

 

Зимой Солнце вообще не восходит над горизонтом – явление Полярной ночи. Летом Солнце, наоборот, не заходит за горизонт – явление Полярного дня. Угол падения солнечных лучей даже летом очень маленький, поэтому нагревание поверхности очень слабое. Летние температуры обычно не бывают выше +10°С. В долгую полярную ночь происходит сильное выхолаживание, т.к. притока тепла нет вовсе.

А что такое високосный год, полярная ночь и полярный день?

IV. Закрепление пройденного:

1. Обобщение учителя.

.

4. Кроссворд на доске на ватмане с вопросами по теме урока.

Вопросы кроссворда:

21 марта и 23 сентября дни весеннего и осеннего ………. (равноденствия)

Название отклоняющей силы вращения Земли. (Кориолиса)

Полярные круги и тропики служат границами поясов……(освещенности)

22 июня – день летнего….. (солнцестояния)

180 меридиан называют линией перемены ……(дат)

Время внутри одного часового пояса называют……..(поясным)

Время на одном меридиане…….(местное)

Равномерное вращение Земли вокруг воображаемой оси …..(осевое)

Учитель бросает мяч тому, кто будет отвечать. Ответы закрыты листами бумаги. Ученики отвечают, а учитель снимает листы бумаги.

V. Подведение итогов урока:

1. Группы прикрепляют листочки на дерево.

2. Выводы учителя.

3. Выставление оценок.

Домашнее задание: Параграф 14. Доделать контурную карту.























ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ
География Материки, океаны, народы и страны
Страноведение 7 класс
И. В. Душина

Раздел II. Главные особенности природы Земли

 

Урок 11. Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности людей

 

Дата ….

День ….

Цели урока: познакомить учащихся с рельефообразующей деятельностью человека, показать масштабы этой деятельности, убедить в необходимости охраны рельефа и его разумного преобразования.

Средства обучения: физическая карта мира атласа, учебные картины, слайды и видеофильмы о способах добычи полезных ископаемых.

Основные представления и понятия: способы разработки месторождений полезных ископаемых, другие виды хозяйственной деятельности, изменяющие рельеф.

Межпредметные связи: монументальные сооружения различных эпох (история).

 

План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)

1. Влияние хозяйственной деятельности на рельеф

Рассказ учителя. Виды рельефопреобразующей деятельности людей, демонстрация слайдов или видеофильма.

Актуализация личного опыта и знаний учащихся. Какие (даже незначительные) изменения рельефа можно наблюдать в местности, где расположена школа?

2. Изменения рельефа при разработках месторождений полезных ископаемых

Рассказ учителя и работа с учебником (§ 10, стр. 41-43).

Задание. Заполнить таблицу:

 

Виды деятельности людей

Характер изменения рельефа

Примеры (территории)

 

 

 

 

Закрепление изученного

Возрастает или снижается роль хозяйственной деятельности в изменении рельефа? Почему?

Как искусственные сооружения влияют на географическую среду?

Согласны ли вы с мыслью А. И. Вернадского, которая приводится в тексте параграфа?

С какой целью создают памятники литосферы?

 

Домашнее задание (по выбору)

Творческие задания (по выбору)

Объявления и информация для учащихся

Комментарий к уроку

Работа учащихся на уроке (коллективная)

Работа учащихся на уроке (индивидуальная)

Материалы к следующему уроку













ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ГЕОГРАФИИ
География Материки, океаны, народы и страны
Страноведение 7 класс
И. В. Душина

Раздел II. Главные особенности природы Земли

Урок 12. Климаты Земли. Климатообразующие факторы

 

При характеристике климата основное внимание уделяется трем главным элементам:   температуре воздуха у земной поверхности, годовой сумме атмосферных осадкой и характеру распределения атмосферных осадков в течение года.

Н. А. Ясаманов

Цели урока: расширить и углубить знания о процессах, происходящих в атмосфере, о причинах неравномерного распределения тепла и влаги на поверхности Земли; раскрыть роль климатообразующих факторов в формировании климатов; развить умения анализировать данные климатических карт, определить понятия “климат”, “изотерма”, “воздушная масса”.

Средства обучения: климатическая карта мира атласа, теллурий, схема циркуляции атмосферы, динамическая модель “Типы воздушных масс и их динамика”.

Основные представления и понятия: процессы, происходящие в нижнем слое атмосферы, погода, климат, климатообразующие факторы, воздушные массы и их движение, подстилающая поверхность; климатическая карта, изотерма; погода и климат своей местности.

Межпредметные связи: свойства воздуха (природоведение, естествознание); давление, сила тяжести, агрегатное состояние вещества (физика); положительные и отрицательные числа (математика).

 

План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)

1. Что такое климат

Беседа. Актуализация знаний и личного опыта учащихся. Роль атмосферы для жизни на Земле. Показатели, характеризующие состояние атмосферы. Существенные признаки понятия “погода”, представление о климате и его основных показателях.

2. Климатические карты

Задание учащимся. Провести анализ климатической карты мира (атлас) и составить ее характеристику по плану (см. Приложение учебника). Рассмотреть климатические карты материков, сравнить их с климатической картой мира, сделать вывод.

Беседа. В ходе беседы выделение существенных признаков понятия “изотерма”.

3. Главный климатообразующий фактор – приток солнечного тепла к поверхности Земли

Объяснение учителя. Различия между поясами освещенности и тепловыми поясами. Изменение высоты Солнца, зональность в распределении тепла на поверхности Земли.

Практическая работа. Учитель, а затем несколько учащихся последовательно демонстрируют с помощью теллурия распределение солнечного света и тепла при движении Земли вокруг Солнца.

Задание. На контурной карте обозначить зенитальное положение Солнца на тропиках и экваторе, подписать даты солнцестояния.

Практическая работа. По климатической карте мира проследить ход нескольких годовых (или сезонных) изотерм и с их помощью подтвердить зональное распределение солнечного тепла.

4. Влияние характера земной поверхности на климат

Объяснение учителя. Роль подстилающей поверхности (рельефа, океанических течений и др.) в формировании климата.

Задание. Провести анализ рис. 38 (стр. 45), объяснить влияние различных видов земной поверхности на нагревание приземного слоя атмосферы.

5. Движение воздушных масс (циркуляция атмосферы)

Объяснение учителя. Введение понятия “воздушная масса”, типы и подтипы воздушных масс. Образование поясов низкого и высокого давления; движение воздушных масс, образование постоянных ветров.

Работа с учебником (§ 11, стр. 44). Анализ схемы движения воздуха в тропосфере и схемы распределения поясов атмосферного давления, основных типов воздушных масс и постоянных ветров.

Задание. Проведите параллельный анализ текста и рисунков учебника, затем самостоятельно в тетрадях (и на классной доске) воспроизведите схему движения воздушных масс.

 

Закрепление изученного

Назовите климатообразующие факторы в порядке их значимости. В чем проявляется роль каждого фактора в формировании климата?

Какой из факторов оказывает влияние на распределение тепла, какой – на распределение осадков? Почему?

В чем проявляется влияние каждого фактора на климат вашей местности?

Какие пояса давления размешаются над Африкой; над Северной Америкой? Какие ветры характерны для этих материков?

 

Домашнее задание (по выбору)

Творческие задания (по выбору)

Объявления и информация для учащихся

Комментарий к уроку

Работа учащихся на уроке (коллективная)

Работа учащихся на уроке (индивидуальная)

Материалы к следующему уроку















 Конспект урока  по  географии  7 класс « Материки, океаны, народы и страны» И.В. Душина и Т.Л. Смоктунович  М., изд. «Вентано - Граф».

    Тема:  Климатообразующие факторы

Цели урока: - расширить и углубить знания о процессах, происходящих в атмосфере, о причинах  неравномерного распределения тепла и влаги на поверхности Земли;

- раскрыть роль климатообразующих факторов в формировании климатов;

- развить умение анализировать данные климатических карт, определить понятие «климат», «изотерма», «воздушная масса».

Средства обучения: климатическая карта мира, схема циркуляции атмосферы с.46 учебника.

Основные понятия и представления: погода, климат, процессы, происходящие в нижнем слое атмосферы, воздушные массы и их движения, подстилающая поверхность, погода и климат своей местности, климатическая карта.

Межпредметные связи: свойства воздуха (природоведение), давление, сила тяжести, агрегатное состояние вещества (физика), положительные и отрицательные числа (математика).

Технология: развитие критического мышления.

 Учебная деятельность на уроке учителя и ученика

1стадия – Вызов. Развитие умения воспринимать информацию. На этом этапе  после объявления темы урока предлагаю ответить на ? какие ассоциации возникли, какие предположения, какие то сведения из личного опыта учащихся и данные занести в таблицу. Работают 2минуты.

Знаю

Хочу знать

Узнал

Свойства воздуха, сила, давление, погода,

,ветер, осадки, сила тяжести.

-о причинах неравномерного распределения тепла и влаги, о процессах, происходящих в атмосфере, научиться анализировать данные климатических карт.

-о климатообразующих факторах

-о роли в.м. в распределении тепла и осадков

- постоянные ветры

Затем в парах обсудив, выделяют, что относится к теме урока. После обсуждения  полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цель урока: Что я хочу узнать?

2стадия – Осмысление. Для устранения пробелов в собственных знаниях обращаются к тексту учебника. На полях карандашом делают пометки

v-то, что было известно ранее,

+ - новая, неожиданная информация,

? – хочется узнать подробно.

Работают с текстом 15 минут. Результаты заносят в маркировочную таблицу.

              v

          +

             ?




 Отвечают на вопросы проработав тему, учебник всегда открыт.

  1. Назовите климатообразующие факторы в порядке их значимости?

  2.  Дайте объяснение, почему главный климатообразующий фактор – приток солнечного тепла.

  3. Согласны ли вы с тем, что воздушные массы выделяются в зависимости от географической широты.

  4. Дайте объяснение по схеме 39 с.46 учебника причины движения воздушных масс.

  5. Объясните зависимость между поясами атмосферного давления и количеством осадков.

Заполняют таблицу.

Воздушная масса

Температура

Атмосферное давление

Количество осадков





3стадия-Рефлексия

После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

     В таблицу  «Узнал » заносят информацию

Что на уроке показалась интересным?

Необычным?

 Что вызвало затруднения?

Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

Домашнее задание: Прочитать параграф и выполнить задание №4 с. 47.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!