СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии «Япония: население, культура, обычаи и традиции» 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Путешествие в страну, которую называют очень странно - "Страна - наоборот"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии «Япония: население, культура, обычаи и традиции» 9 класс»


Конспект урока «Япония: население, культура, обычаи и традиции» 9 класс

Скорых Надежда Евгеньевна,

учитель географии и истории,

ОГКОУ Чернцкая школа – интернат 8 вида.

Цель: продолжить формирование представлений об особенностях населения и культуре крупнейших стран мира.

Образовательные: рассмотреть обычаи и традиции, определяющие важнейшие культурные особенности Японии; рассмотреть особенности демографической политики Японии, связанной с продолжительностью жизни японцев.


Коррекционно-развивающиеся: способствовать развитию, памяти, речи, мышления, познавательного интереса; учить составлять полные правильные ответы на поставленные вопросы, работать с учебником.

Воспитательные: воспитывать уважение к людям других национальностей.

Оборудование и наглядный материал: учебники, тетради, ноутбук, презентация, предметы для составления икебаны.


Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

I. Организационный момент.    Проверка готовности к уроку.

II Повторение материала о географическом положении, природе, экономике Японии (5 минут)

III Актуализация знаний, объявление новой темы.

Слайд 1. Ребята, сегодня мы продолжим путешествие в страну, которую называют очень странно - «Страна - наоборот». И для этого есть все основания. Попробуйте, ответить на мои вопросы и понять данное выражение.

1) Кто в Японии подает пальто мужчина или женщина? (В этой удивительной стране пальто подаёт женщина).

2) С какой стороны находится руль в машине? (Руль в машине с правой стороны). 3) Чего не хватает у японских кошек? (Кошки бесхвостые).

4) Правила написания в тетрадях? (Пишут сверху вниз).

5) Чем едят в Японии? (Едят палочками).

6) На чем спят японцы? (Спят на полу).

7) Цвет траура? (Белый цвет является цветом траура).


Ребята, вы убедились, что это «Страна - наоборот»?

А еще это страна, где зарождается день, Страна «восходящего солнца»! Представьте себе… бескрайний великий океан. Со дна океана поднялись горы. Такие высокие, что их вершины выступили над водой и образовали цепь островов. С течением времени на этих островах поселились люди. Никто точно не помнит, как попали сюда их отважные предки. Люди прозвали свою страну «Ямато», что переводится как «путь гор». А сегодня Япония. Японцы называют - Ниппон.


Сегодня мы познакомимся с удивительным населением Японии, интересными традициями, узнаем секрет долголетия японцев.

Тема нашего урока: «Япония: население, культура, обычаи и традиции»


III. Изучение нового материала.

Япония – страна древней культуры. Здесь чтят обычаи и традиции. Жители страны бережно относятся к своему прошлому, к истории государства, у них особые черты характера. В отношении с другими людьми японцы вежливы и уважительны, верны своему слову или обещанию. Их отличает сильная привязанность к своей родине, семье, работе или учебе. Японцы очень трудолюбивы. Попробуем определить, какие еще черты характера присуще японскому и русскому народам, выполнив задание.

Карточка 1. Задание: 1 группа девочки записывает черты характера, которые ассоциируются с русскими, а 2 группа мальчики – с японцами.
Широта души, образованность, открытость, святость традиций,

простодушие, терпимость, взаимопомощь, почтительность,

доверительность, альтруизм, самодисциплина, трудолюбие,

вежливость, доброта, скрытность, уважительность, заботливость.

Вывод: Япония для русских людей не просто одна из многих зарубежных стран. Природа поселила нас по соседству. А кому не известна истина: у соседа могут быть свои взгляды, склонности, привычки, но, чтобы ужиться с ним, надо знать его характер. Поэтому сегодня мы постараемся ближе познакомиться с народом, который связывает собственные душевные качества с образом цветущей вишни: «Чужих меж нами нет! Мы все друг другу братья. Под вишнями в цвету». Кобаяси Исса

Карточка 2. Задание. 1 группа записывает традиции Японии, а 2 группа – традиции России.
Национальная кухня и хлебосольство, почитание старших, национальная одежда, обычаи, праздники, православие, японская кухня, праздники – любования, русская литература, театр теней, японский сад , театр, архитектура, чайная церемония, русская музыка, национальный костюм – кимоно, икебана, оригами, бонсай, береза как символ, иероглифы, спорт (дзюдо, каратэ, сумо).

Взаимопроверка.

Традиции России:

национальная кухня и хлебосольство,

национальная одежда, обычаи,

праздники, православие, русская литература,

театр, архитектура, русская музыка, береза как символ.
Традиции Японии:

почитание старших, японская кухня,

праздники – любования, чайная церемония,

иероглифы, спорт (дзюдо, каратэ, сумо),

национальный костюм – кимоно, икебана, оригами, бонсай, театр теней, японский сад.

Вывод: Япония - страна высокой культуры и сплошной грамотности, где

обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с детства.

Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых

относятся почитание старших.

У японцев приняты поклоны и улыбки. Ещё, когда мать по японскому

обычаю носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне

заставляет кланяться и его, давая, тем самым, первые уроки почитания старших.

Главная хозяйка дома, конечно, женщина, она же и главное его украшение.

Одежда японок - кимоно.

Работа по учебнику. Стр. 184, рис. 184 Японки в национальных костюмах.

Слайд 2. Кимоно! Носят и сегодня, от мала до велика, в праздничные дни. Оно передаётся по наследству. Все радостные события: рождение ребёнка, свадьба, праздники, все грустные события, заставляют надеть кимоно - парадное или траурное.


Определите по рисунку, какое изображено событие?

Какую форму имеет кимоно, на какой вид русской одежды оно похоже?

(Кимоно - это прямоугольный халат, запахивающийся направо и удерживаемый поясом, который называют оби).


Как вы, думаете, на что похожа девушка в кимоно? (В кимоно девушка похожа на причудливый цветок, который качает ветер или на бабочку).


Объясните, как вы понимаете выражение, которое говорят японцы: «Глаза - рыбки, Рот- лепесток, Брови - чуткость».


Многие японцы любят поэзию и национальный театр. В воскресных выпусках многих газет публикуются традиционные японские стихи, присланные читателями.

Чтение стихотворений (одно на парту).

1. ТЭНДЗИ-ТЭННО

На осеннем поле

Непрочный приют осенен

Сквозной плетенкой.

Оттого-то мои рукава

Что ни ночь от росы намокают.

2. ДЗИТО-ТЭННО

Весна миновала.

Кажется, лето приспело.

Одежд белотканых

Сохнет холст на склонах твоих,

Небесная гора Кагуяма!


3. КАКИНОМОТО-НО ХИТОМАРО

В глухих далеких горах

Фазан длиннохвостый дремлет.

Долог хвост у фазана.

Эту долгую-долгую ночь

Ужели мне спать одному?


4. ЯМАБЭ-НО АКАХИТО

К заливу Таго

Я выйду и словно бы вижу:

О, белотканый -

Над высокой вершиной Фудзи

Падает, падает снег.


5. САРУМАРУ-ДАЮ

В теснинах гор

Сквозь ворох кленовых листьев

Проходит олень.

Я слышу стонущий голос.

До чего тогда осень грустна!


6. ОТОМО-НО ЯКАМОТИ

Сороки в небе

Летучий мост навели

Для заветной встречи:

Белый искрится иней.

Так, значит, глубокая ночь?!


7. АБЭ-НО НАКАМОРО

Равнина небес!

Далеко я взор простираю.

Как?! Та же луна

В юности моей восходила

В Касуга, над горой Микаса?!


Каждое стихотворение - маленькая картинка, но мы должны домыслить, дорисовать в воображении. Если получится, то стихотворение оживёт, наполнится смыслом.


Японцы не только читают стихи, но и любуются цветами, икебаной. Икебана - искусство составления букетов из цветов. Это целая наука, её преподают

в Японии с 6 лет, 3 раза в неделю.


Слайд 3. Творческое задание. Составление икебаны.

Предлагаю, составить композиции из цветов.

Вывод: японцы очень любят природу, поэтому почти в каждом доме можно увидеть букет цветов или карликовое дерево в горшке.


Слайд 4. Есть в Японии настоящие чудеса. Одно из них – бонсай – миниатюрные сады. Это маленькие садики, по своим размерам не превышающие размеров комнаты. Растут в них карликовые деревья высотой до 30 сантиметров. Выращивают их более 900 лет несколько поколений людей. Японцы могут часами любоваться такими садиками (особенно после работы), проводить около них все свободное время в раздумьях, отдыхая от тяжелого рабочего дня. Существование такого крохотного садика объяснено стремлением людей познать красоту мира, иметь ее рядом с собой.


Слайд 5. Физ минутка.

В связи с тем, что у японцев приняты поклоны и улыбки мы попробуем их сделать.
Наклон с улыбкой под углом 150(японцы кланяются так друг другу), под углом 300(кланяются клиентам и покупателям), под углом 450(кланяются начальнику). Еще, когда мать по японскому обычаю носит младенца у себя за спиной, она при каждом поклоне заставляет кланяться и его, давая тем самым первые уроки почитания старших.

Для японцев природа осталась воплощением универсальных законов Вселенной: единение с Природой помогает людям обретать более верное понимание вещей и себя, дает истинное вдохновение и радость. С каждым временем года у японцев связаны определенные обычаи и обряды, например, ханами – любование цветами, цукими – любование луной, юкими – любование снегом. В живописи и декоративно-прикладном искусстве популярными стали мотивы сосны и бамбука под снегом. Сосна и бамбук символизируют долголетие, силу духа. Японцы считают, что тому, кто не воспринимает красоту природы, особенно луны и дождя, нельзя доверять ни в чем, и у такого человека сердце из камня.

У каждого народа есть свои традиционные блюда, давайте узнаем, а какие они у японцев.
Слайд 8.
Карточка. Вставьте пропущенные слова.

Большинство японцев питаются _____________________________________. Большое внимание уделяется сервировке ______________. Выбор посуды зависит не только от блюда, но и от _______________________________. Едят японцы ____________________. ____________________________ - очень сложный ритуал. Японцы любят пить крепкий настой _______________________.

Слова для справок:

морепродукты, стол, чайная церемония, овощи, время года, палочки, зеленый чай.

Прочитайте, что получилось.


Расшифруйте шифрограмму и определите традиционные японские виды спорта.

1)

о

з

д

ю

д

5

2

4

3

1

2)

а

р

е

к

а

т

2

3

6

1

4

5

3)

й

д

о

а

к

и

2

5

6

1

3

4


4)

у

о

с

м

2

4

1

3


Проверяем Слайд 7 - 10. Ответ: дзюдо, карате, айкидо, сумо.

В стране самая высокая в мире продолжительность жизни. Средняя продолжительность жизни в Японии 81 год, а в России – 65 лет.


Задание. Посчитайте разницу в средней продолжительности жизни.
Ответ: 81 – 65 = 16 лет. Япония занимает 1 место в мире по продолжительности жизни.

Слайд 11. Почему Япония – нация здоровых людей? (Учащиеся высказывают свои предположения).

Вывод: японцы долго живут, во-первых, потому что употребляют морепродукты;

во – вторых, отношение японцев к жизни. Японцы как никакой другой народ в мире знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь, берегут природу (живую и неживую);

в-третьих, в отношениях японцев друг к другу царит доброжелательность;

в-четвертых, японцы много ходят пешком. Когда-то в стране был провозглашен лозунг: «Десять тысяч шагов в день ради здоровья», который стал жизненным правилом для каждого японца;

в-пятых, особое отношение к гигиене.

IV Первичное закрепление нового материала.


1.Сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко» (используя прием «Даймонд», показать отличия Японии и России (устно)).

1) Придумать два прилагательных о России. (Могучая, богатая).
2) Три глагола о России. (Лидирует, сохраняет, укрепляет).
3) Существительные: первое о России, второе о России и Японии, третье о Японии. (Запад, достижения, восток).
4) Три глагола о Японии. ( Отличает, занимает, превосходит).
5) Два прилагательных о Японии. (Загадочная, островная).


2. Выпишите понятия, соответствующие теме урока (прием «буквенная неразбериха» написано на доске).

1) д м г Ц е н н о с т Ь д о т Ж и з н И

2) о б ю и Г и г и е н А

3) ж т Д о б р о ж е л а т е л ь н о с т Ь

4) М о р е п р о д у к т Ы т н м и а

5) ю н в п Х о д ь б А р а в

Ответ: ценность жизни: гигиена, доброжелательность, морепродукты, ходьба.

3. Какие ассоциации возникают у вас при слове «Япония»? (Ответы учащихся)
(Восходящее солнце, икебана, кимоно,    палочки для еды,   красивые женщины и т. д.)

4. Хотели бы побывать в Японии и почему?

V Подведение итогов.

Комментарии, объявление оценок.

Домашнее задание.

Стр. 183 – 185, вопросы 1 -2; по желанию составить кроссворд.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!