Тема урока: «Вода в природе»
Цель урока: Сформировать у учащихся представления о воде и о круговороте воды в природе.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать представление о круговороте воды в природе.
Закрепить умение оформлять учебную информацию в рабочей тетради в схему.
Коррекционно-развивающие:
Формирование умения находить и выделять необходимую информацию из различных источников: через работу с текстом, иллюстрациями;
Продолжить формировать у учащихся умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал.
Формировать коммуникативные действия: развитие интереса к участию в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; научить детей слушать и отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Воспитательные:
Воспитание бережного отношения к природе и природным ресурсам: вода.
Воспитывать любовь к уроку
Воспитывать чуткое и внимательное отношение друг к другу
Создание условий для формирования психологически комфортных, адаптационных условий на первой ступени обучения географии через доброжелательное отношение учителя через методы и приёмы, используемые на уроке;
Привитие навыков ЗОЖ через проведение физкультминутки, слежения за осанкой в течение урока
Оборудование:
Демонстрационный материал: Иллюстрации, схема круговорота воды в природе. Рабочая тетрадь.
Тип урока: Комбинированный:
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте ребята, громко прозвенел звонок – начинается урок, садитесь за свои парты.
Итак, ребята, какой у нас сейчас урок? Как он называется? (География).
Правильно, молодцы.
Проверка готовности к уроку:
Т - тетрадь
Р - ручка
У - учебник
Д – дневник.
Актуализация опорных знаний.
Вводная беседа.
- Есть ли в нашей местности океаны, моря, реки, озера, болота, родники? (Есть река, озера, болота, родник).
- Какое значение имеет вода в жизни на Земле? (Без воды не могут жить люди, растения, животные).
- Нужно ли беречь воду? (Да, без воды на Земле не будет жизни).
- Где, больше всего на Земле находится воды? (Большая часть воды находится в океанах и морях).
- Что вы слышали о воде? (Вода это реки, моря и океаны. Без воды нельзя прожить).
- Кто догадался, какая сегодня тема урока? Слайд 2
Говорят она везде!
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Тема сегодняшнего урока: Вода в природе. Круговорот воды в природе. Учащиеся записывают в тетрадь. Слайд 3
3.Изучение нового материала.
- Вода на Земле незаменима. Она есть везде: в воздухе, в горных породах, в растениях, животных. Слайд 4
Благодаря круговороту вода в природе не иссякает.
- А как же происходит круговорот воды в природе?
- Почему вода путешествует по земному шару?
- Сейчас мы отправимся в путешествие с капелькой и ее друзьями.
- В тетради мы будем составлять схему нашего путешествия.
- Капелька и её друзья живут в океане. Однажды они решили отправиться в путешествие по земному шару. Поднялись на поверхность океана и стали думать, как бы поднять вверх. Капелька сказала: «Я к солнышку хочу взлететь, хочу всех выше стать, чтоб оттуда посмотреть, куда б еще слетать?»
- Ребята, подскажите капельке, как ей подняться вверх? (Солнце нагревает воду, она превращается в пар и поднимается вверх).
Работа в тетради по составлению схемы.
- Солнце нагрело капельку, она превратилась в пар и поднялась вверх. Там она и её друзья собрались в облако.
- Как облаку перелететь и оказаться над сушей? (Ветер переносит облака).
Продолжение составления схемы. (Оформление на схеме стрелками перенос воздушных масс).
- Ветер подхватывает облако и несет его над поверхностью земли.
- Что произойдет с облаком, если в нем соберется много капелек? (Облако превращается в тучу и пойдет дождь).
Продолжение составления схемы. (Отражает на схеме стрелками направление движения воды).
- Когда капелек собралось много, они взялись за руки и стали спускаться на землю.
- Куда могли попасть капельки на поверхности земли? (В почву, в водоёмы, в подземные воды).
- А оттуда, куда они смогли направиться? (Обратно в воздух, по рекам и подземным водам в океан).
Показ стрелками на схеме:
- Наша капелька осталась в туче и полетела дальше в горы.
- Какая температура воздуха высоко в горах, что произошло с капелькой? (Температура воздуха низкая, вода превращается в снег).
- Капелька превратилась в снежинку и спустилась на вершину горы.
Отражает на схеме.
- В горах капельке пришлось задержаться надолго, так как трудно было спуститься вниз.
- И мы с вами сделаем привал и отдохнем.
Физкультминутка.
- Мы сейчас все дружно встанем
Отдохнем мы на привале…
Вправо, влево повернитесь!
Наклонитесь, распрямитесь.
Руки вверх, руки вбок
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы! Садитесь.
Пока мы отдыхали, капелька спустилась на край ледника. Как ей оттуда попасть домой в океан? (Снег нагреется солнцем и превратится в воду. Вода рекой спустится с гор и потечет в океан).
Отражение на схеме. Завершение её оформления.
- Так капелька вернулась в океан, и закончилось её и наше путешествие.
Работа с учебником.
-Откройте учебник на странице 41, сравните схему в учебнике и в тетради. Такая ли схема у нас получилась? (Да, схема получилась такая же).
Посмотрите, пожалуйста, на схему на доске еще раз. Давайте с вами повторим наше путешествие и запишем его в тетрадь.
Вода под воздействием солнечных лучей испаряется, превращается в пар и поднимается наверх. Там образуются облака. (Дети рисуют стрелочку перемещения воды в своих тетрадях)
Капель воды становятся все больше и они падают вниз в виде дождя. (Дети рисуют стрелочку перемещения воды в своих тетрадях)
В верхних слоях воздуха, в горах холодно и капли дождя превращаются в снежинки и спускаются на землю в виде снега. (Дети рисуют стрелочку перемещения воды в своих тетрадях)
Под воздействием солнечных лучей и повышения температуры снег тает и превращается в воду. Вода спускается с гор в виде ручья вниз. Возвращается в реку. (Дети рисуют стрелочку перемещения воды в своих тетрадях)
4.Закрепление полученного материала.
- Капелька попросила вас вспомнить, в каких состояниях она побывала во время своего путешествия. А для этого предлагает разгадать вам кроссворд.
1. Во что превращается вода, когда она испаряется и поднимается наверх?
2. Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадет. И никуда я не пойду, пока он не пройдет.
3. Он пушистый, серебристый, белый – белый, чистый – чистый.
(Пар, Снег, Дождь).
Просмотр презентации Слайд 5-10
Домашнее задание.
Прочитать учебник на стр. 39-42, ответить на вопрос №3 в учебнике на стр. 42 по нашей схеме, которая у вас в тетради.
Подведение итогов урока.
В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда.
То в снег превратится, то в лёд,
Растает и снова в поход.
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется!
Вокруг оглянитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода.
Ответы на вопросы:
- Почему в стихотворении вода названа волшебницей? (Вода может быть жидкой, твердой (снег), паром, т.е. превращаться).
- О чем мы сегодня узнали на уроке? (О круговороте воды в природе).
- Что вам больше всего запомнилось на уроке?
- На уроке активно работали и мне помогали ….
ПАР