СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии 6 класс. "Атмосфера: строение, значение, изучение ".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

                            « На нашей планете океанов – 4:

                               Индийский – самый соленый в мире

                               Океан Атлантический славен сельдями

                               Ледовитый все время спит подо льдами

                               А Тихий, конечно вовсе не Тихий

                               А буйный, глубокий и самый великий».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии 6 класс. "Атмосфера: строение, значение, изучение ".»

Конспект урока географии 6 класс. "Атмосфера: строение, значение, изучение ".

Ход урока

Здравствуйте, ребята, садитесь, надеюсь, у вас у всех хорошее настроение и вы будете активно работать на уроке.

Мы все знаем, что на Земле существует 4 океана.

Какие это океаны? (Ученики называют океаны и показывают на карте).

Про них есть стихотворение у Андрея Усачева.

« На нашей планете океанов – 4:

Индийский – самый соленый в мире

Океан Атлантический славен сельдями

Ледовитый все время спит подо льдами

А Тихий, конечно вовсе не Тихий

А буйный, глубокий и самый великий».

Но есть еще и самый большой из всех океанов, и вы каждый день, каждый час, каждую минуту сами того не подозревая «купаетесь в нем» Не догадались?

Тогда слушайте дальше: Он не соленый и не пресный, и к тому же без берегов. Словно огромные серебристые рыбы проплывают по его просторам самолеты. Это воздушный океан Земли. Его ещё называют атмосферой или воздушной одеждой Земли.

Упражнение «Ассоциации». Скажите, а какие ассоциации, возникают у Вас с понятием атмосфера (на доске слово).

Используя эти ассоциации подвести к теме урока. Давайте сформулируем тему урока:

"Атмосфера: строение, значение, изучение ".

Создание проблемной ситуации:

- « Построю дом поближе к солнцу — пусть оно меня греет. И тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.

Вот теперь, пожалуй, хватит! — сказал тролль. — Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем не замерзну! И тролль полез на гору. Только что такое?! Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался до вершины.

«Ну, — думает, — отсюда до солнца рукой подать! А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрямый: если уж ему в голову что западет — ничем не выбьешь. Решил на горе построить дом — и построил.

Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так этот глупый тролль и замерз.

«И почему это? — думал Нильс, поеживаясь от холодного воздуха. — Наверху ведь в самом деле ближе к солнцу, а холоднее?»

Сможем ли мы с вами подняться на воздушном шаре на высоту 20 км без вреда здоровью?

Как вы думаете?

Ваши мнения разделились, чтобы однозначно ответить на эти проблемные вопросы, какие учебные задачи на уроке мы поставим.

Изучить атмосферу, узнать везде ли она одинакова

Изучением атмосферы занимается один мой знакомый академик, я хочу вас с ним познакомить.

Видеоролик «Приглашение академика»

Рассказ о первом полете человека в космос и приглашение академика. Вы согласны?


Во время полета нам пригодятся полученные ранее знания:


На Земле выделяют несколько оболочек, вы уже знаете некоторые из них – литосфера (каменная оболочка Земли) и гидросфера – водная оболочка Земли. Сегодня вы познакомитесь с атмосферой – воздушной оболочкой Земли, она покрывает всю поверхность планеты, толщина атмосферы равна 3000 км. Нижняя её граница – поверхность земли, а верхней границы у этой оболочки нет, она постепенно переходит в космическое пространство. Воздух у поверхности нашей планеты удерживается силой её притяжения, а не упасть частицам воздуха помогает их постоянное движение.

Что такое воздух?

Это смесь различных газов, твердых частиц, пыли, сажи.

Из чего состоит воздух?

Он состоит из азота на 78% и кислорода на 21%, остальную долю занимают другие газы.

Кислород – это газ, без вкуса, цвета, без запаха, который поддерживает горение, необходим для дыхания, то, что мы живем и дышим, уже доказывает его существование, а я предлагаю вам увидеть наличие в воздухе, этого газа, с помощью несложного химического опыта. У нас в гостях Андрей и Артем, ученики 11 класса, которые увлекаются химией.

Опыт №1 «Лучина»

Демонстрация опыта, который доказывает наличие кислорода в воздухе. ( перекись водорода, катализатор, лучина).

Обратите внимание, как вспыхнул кислород, скажите, чтобы было, если бы, наличие в воздухе кислорода и азота поменялось в процентном соотношении? ( Азот безжизненный газ, он разбавляет кислород).

Ребята, какую часть воздуха составляет кислород? (1/5).

Как доказать, что в составе атмосферы содержится 1/5 часть кислорода? Проведем опыт, доказывающий это:

Демонстрация опыта№1:

1.      Взять мерный цилиндр, с нанесенными на стекло  штрихами, свечу  в алюминиевой подставке, чашку с водой, спички.

2.      Свечу опустить в воду, поджечь и накрыть цилиндром.

3.      Вода в цилиндре поднимет свечу до первого деления после того, как сгорит весь кислород в цилиндре

Вывод: кислород занимает 1/5 часть воздуха.

Мы с вами повторили изученное ранее и теперь

1в. Совместное формулирования с учащимися целей и задач урока:

Мотивация целепологания

мы должны исследовать воздушную оболочку Земли и определить, везде воздушная оболочка Земли одинакова? Чтобы это понять, мы создадим модель строения атмосферы.


Что для этого предстоит сегодня сделать?

Вот наш план урока, посмотрите, вы согласны с ним? Может, вы что-то хотите добавить?


1г. План урока (листочки на доске)

1.Выбор объекта исследования

2.Работа в группах

3. Демонстрация готового исследования

4.Ответы на проблемные вопросы

5. Взаимооценка работы в группах

6. Домашнее задание

Перед полетом необходимо пройти инструктаж:

В полет отправятся 3 экипажа, предлагаю вам выбрать командира.

Путем жеребьевки, вы определитесь с объектом исследования.(3 звезды- по цвету).Сейчас компьютер обозначит ваши объекты.

Можете поменяться объектами исследований.

Итак, каждый экипаж исследует свой объект и заносит результаты в карту исследования. Во время полета каждый из вас будет заполнять бортовой дневник (показать)

У вас на столах все необходимое: инструктивные карты с алгоритмом работы, атласы, дополнительный материал и учебник. Капитан распределит внутри группы обязанности: кто будет заниматься сбором информации, кто записывать, кто оформлять, кто подводить итоги, кто выступать и моделировать.

Вашу работу будет оценивать члены экипажа, и вы сами, критерии оценивания у вас на столах. В ведомость вы внесете свои персональные данные, а так же баллы, за выполненную работу. В конце нашего виртуального путешествия, бухгалтер экипажа, которого тоже надо выбрать, выведет средний балл каждого из вас. Это будет итоговой оценкой за урок. Все понятно?


Мы прошли инструктаж и теперь можем совершить наш полет, результатом которого станет модель строения атмосферы. Готовы? Тогда как говорил Юрий Гагарин перед своим полетом, поехали! Время полета 10 минут. ( музыка)

Межгрупповая социализация (Исследование учащихся - самостоятельная работа).

Обсуждение проектного продукта, высказывание сомнений, расширение информационного запроса, коррекция.

Я вижу, что исследование завершено, и вы готовы поделиться результатами

Слушая, результаты исследования своих коллег, каждый из вас заполняет бортовой журнал, а так же можете задавать вопросы по теме выступления.

Выступление групп

Афиширование (демонстрация готового исследовательского задания). Выступление представителя (или представителей ) группы.

Посмотрите, получилась ли у нас модель строения атмосферы?

На доске проблемные вопросы

Прежде, чем ответить на проблемные вопросы решим задачи на тему «Понижение температуры воздуха с высотой».

Если температура в тропосфере понижается с высотой, давайте узнаем, какая температура будет на вершине самой высокой горы России.

Давайте вместе составим алгоритм работы для решения данной задачи. Какие действия мы должны выполнить?

  1. Определим высоту горы (5642м, округлим до 5650 м)

  2. Узнаем температуру у подножия горы

  3. Узнать сколько раз по 1000м содержится в 5650м (5650: 1000=5,65)

4. Узнаем, на сколько градусов понижается температура с высотой?(5,65х -6=-33,9)

  1. Узнаем, какая температура на вершине Эльбруса, если у подножия в апреле +10С

-33,9 +10= -23,9 градусов.

Дети могут сами составлять задачи по теме.

А теперь давайте ответим на поставленные в начале урока вопросы (про тролля, везде ли атмосфера одинакова, про шар). Принципы разделения атмосферы на разные слои (Из-за того, что в атмосфере с высотой изменяется состав воздуха, его температура и плотность)

Делают вывод, что на воздушном шаре подняться на высоту 20 км, без вреда здоровью нельзя, так как там воздух очень разряжен, кислорода мало, человек может погибнуть; кроме того на этой высоте отрицательная температура, которая приведет к переохлаждению и гибели человека.

Проверка как слушали других. Конверты с заданиями «Выбрать только те высказывания, которые принадлежат определенному слою атмосферы»(в зависимости от времени урока)

Фото Луны.

Посмотрите, как выглядит поверхность Луны – спутника Земли. Почему?

Как вы думаете, какой была бы жизнь на Земле, если бы у нее не было бы воздушной оболочки? Правильно, скорее всего, нас бы с вами просто не существовало, поэтому значение атмосферы для всего живого на Земле – огромно.

Давайте, по следующим изображениям, расскажем о значении атмосферы

( игра: ассоциация: атмосфера похожа на данный предмет, потому что…)

(магниты, листы с высказываниями об атмосфере, рисунки ассоциации).

  1. Она защищает поверхность нашей Земли от метеоритов, которые под воздействием земного притяжение с огромной скоростью врезаются в атмосферу Земли, в результате трения о воздух они в основном сгорают, однако иногда всё-таки встречаются случаи, когда эти космические тела всё же вторгаются на нашу планету, не успевая полностью сгореть в атмосфере.

Например, 15 февраля 2013 года у города Челябинска упал метеорит, его падение сопровождалось атмосферными взрывами и не только над территорией этого города, но и над другими районами России.

  1. Воздушная оболочка Земли регулирует тепловой баланс планеты, она задерживает половину тепла, накопленного у поверхности, благодаря этому на Земле нет резких перепадов температур между полюсами и экватором.

  2. Кислород, содержащийся в атмосферном воздухе, необходим всему живому на Земле. Каждую минуту человек вдыхает от 5 до 10 литров воздуха. Если мы с вами без еды можем прожить несколько недель, без воды 8 дней, то без воздуха человек не сможет прожить ни одной минуты. (Закройте нос).

  3. Воздушная оболочка является средой, в которой распространяются звуки. Без воздуха на Земле царила бы тишина.

Посмотрите, сколько открытий мы сегодня совершили, как вы думаете, мы достигли цели нашего урока? Мы создали модель строения атмосферы? Ответили на проблемные вопросы,

Тогда пора оценить свою работу на урок : не забываем, что оцениваете свою работу и работу каждого члена, проанализировать свою деятельность (звучит песня о космосе)

Поднимите руки у кого положительный средний балл.

3. заключительный этап урока

3а - Домашнее задание

3б – рефлексия (отметить нужное в ведомости)


Как видно наша планета без атмосферы была бы совсем другой, и вряд ли на ней была бы жизнь. К сожалению, человек очень часто забывает об этом и своей деятельностью загрязняет воздух разными вредными веществами, в нём всё больше и больше увеличивается количество сажи, пыли, углекислого газа, такой загрязнённый воздух становится причиной роста числа заболеваний людей. ( фото)

Человек должен помнить, что воздух необходимо сохранять чистым.

Как это сделать? Что мы можем сделать для сохранения чистоты воздуха?

Дома я предлагаю вам изучить проблемы загрязнения атмосферы и спроектировать пути их решений. Работы оформите на ваше усмотрение: это могут быть - мини - проекты, кроссенсы, рисунки, комиксы и т.д. Самые интересные работы я выставлю на своем сайте, а победители получат призы.

































































































.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!