Тема урока: «Ресурсы мирового океана»
10 кл.
Цели:
Образовательная: формирование знаний о водных ресурсах мирового океана и проблемы, связанные с их использованием.
Развивающая: формирование аналитических умений и навыков.
Воспитывающая: формирование бережного отношения к водным ресурсам планеты.
Задачи:
Обучающая: развивать умение работать с картами, готовить сообщения по теме, отбирать информацию, работать в мини –коллективе.
Развивающая: развивать мотивацию и интерес к учению, память, внимание; коммуникативные умения и навыки.
Воспитательная: формировать понимание взаимозависимости человека и природы, необходимости бережного, рационального отношения к природным ресурсам; воспитывать речевую культуру учащихся. Продолжить формирование умения у обучаюшихся грамотного выступления, правильного использования отведенного регламентом времени.
Планируемые результаты обучения
Личностные
Оценивание смысла и значения экологической деятельности — как собственной, так и других людей — в сохранении природы; использование географических знаний для определения мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; способность приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды; умение соотносить систему выработанных ценностей, взглядов, принципов, правил и норм природоохранительного поведения с моделями своего поведения и поведения других людей в повседневной деятельности в условиях устойчивого развития
Метапредметные
Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления как с помощью учителя, так и самостоятельно; выявлять причинно-следственные связи обеспеченности регионов и стран мира ресурсами Мирового океана; объяснять, оценивать и прогнозировать явления и процессы использования ресурсов Мирового океана на основе приобретённых географических знаний и умений.
Регулятивные УУД: применять на практике все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами. Коммуникативные УУД: различать в речи другого мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные
Владеть умениями применять географические знания для характеристики видов ресурсов Мирового океана и оценки перспектив их использования в разных регионах и странах мира; сформировать представления и знания об основных проблемах использования ресурсов Мирового океана человеком; объяснять географию размещения отдельных видов ресурсов Мирового океана по планете; определять особенности размещения отдельных видов ресурсов Мирового океана и перспективы их использования; анализировать основные проблемы, характерные для Мирового океана
Оборудование: карты : «Политическая карта мира», « Природные ресурсы мира» ,учебники, атласы, электронная презентация «Ресурсы Мирового океана», проектор, компьютер.
Ход урока:
Проверка Д/3. 1)Что такое водные ресурсы? Каковы запасы водных ресурсов?
Здравствуйте, ответьте на мои вопросы. Вспомните: 1. каково значение морей в хозяйственной жизни России? 2. какие из морей, омывающих территорию России, имеют наибольшее промысловое значение? 3. В каких из них ведется добыча минеральных ресурсов? каких?
Ресурсы Мирового океана принято рассматривать отдельно от ресурсов суши, хотя они тоже являются минеральными, энергетическими, пищевыми и др. По сравнению с аналогичными ресурсами суши ресурсы океана имеют свою специфику.
Они существенно меньше освоены и изучены по сравнению с ресурсами суши. Фактически океан — это новая планета, о которой человек знает пока не слишком много. Ресурсы Мирового океана — это огромный резерв на будущее. Освоение этих ресурсов, возможно, станет важнейшей задачей человечества в начавшемся столетии.
Характеристика ресурсов мирового океана
Океан | Биологические ресурсы | Минеральные ресурсы | Энергетические ресурсы |
| | | |
1. Биологические ресурсы. Под биологическими ресурсами понимается совокупность животных и растительных организмов, обитающих в водах Мирового океана. Эти ресурсы представляют ценность в качестве богатых уникальным набором веществ продуктов питания.
Однако это не единственная сфера их применения. Водоросли, например, идут на изготовление лекарственных препаратов, крахмала, клея и даже бумаги и тканей. Используются водоросли и в качестве удобрений на полях. Но все же главное достоинство морепродуктов — это их пищевая ценность.
Рыболовство и китовый промысел были важным источником пищи для человека еще в каменном веке. Но если китовый промысел в настоящее время запрещен, то рыболовство — важная отрасль хозяйства многих стран мира (рис. 56). Рыба составляет более 85% используемой человечеством биомассы океана. Все остальные виды морепродуктов (моллюски, ракообразные, водоросли и др.) имеют существенно меньшее значение для населения планеты.
Продуктивность различных акваторий Мирового океана неодинакова (рис. 57). Наиболее богато рыбой прилегающее к материкам мелководье — шельф.
шельфе вода хорошо прогрета и богата кислородом. Она насыщена большим количеством питательной органики, поступающей в океан с суши. Также очень богаты жизнью районы с интенсивным перемешиванием воды, возникающим при встрече холодных и теплых морских течений.
Биологически наиболее продуктивны Атлантический и Тихий океаны. Они дают более 90% мирового улова рыбы. Важнейшим районом рыболовства, имеющим мировое значение, является Северная Атлантика. Возле берегов острова Ньюфаундленд, где теплое течение Гольфстрим встречается с холодным Лабрадорским течением, по некоторым оценкам, вылавливается до 25% всей рыбы. В Тихом океане богаты рыбой воды у берегов Южной Америки. Исключительно велики рыбные ресурсы Берингова, Охотского и Японского морей. Наименее продуктивен Индийский океан (из-за малой площади шельфа) и большая часть Северного Ледовитого океана.
В настоящее время ежегодно в мире добывается около 100 млн т рыбы и других морепродуктов. Такие масштабы промысла не подрывают рыбные богатства океана, но возможности их воспроизводства уже достигли предела. А ведь рыбный промысел из года в год растет. Не за горами тот день, когда начнется истощение, казалось бы, безграничных биологических ресурсов океана. Это, конечно, является серьезной проблемой, решение которой связано с развитием марикультуры. Марикультура — это искусственное разведение морских организмов. Фактически это особый вид сельского хозяйства — сельского хозяйства в океане. В самом деле, на суше уже тысячи лет назад состоялся переход от охоты к животноводству, от присваивающего к производящему хозяйству. В океане же человек остается по-прежнему первобытным охотником. Дальнейшее использование биологических ресурсов океана объективно связано с развитием марикультуры.
2. Минеральные ресурсы Мирового океана. Минеральные ресурсы океана можно разделить на две большие группы: вещества, растворенные в морской воде, и минеральные ресурсы дна океана.
В состав солей, содержащихся в морской воде, входит около 75 химических элементов. Многие из них могут быть извлечены из морской воды в достаточно большом количестве. Поэтому морскую воду иногда называют «жидкой рудой». В настоящее время из морской воды в промышленных масштабах извлекают натрий, хлор, магний и бром. И конечно, сама вода — важный ресурс. Мы уже говорили об опреснении морской воды. Оно позволяет решить проблему недостатка пресной воды в некоторых районах нашей планеты.
Минеральные ресурсы дна — прежде всего полезные ископаемые, находящиеся в пределах шельфа. Шельф — это затопленные океаном окраины материка, а следовательно, там есть такие же полезные ископаемые, как и на суше.
Хотя геологические изыскания на шельфе начались только в последней трети XX века, здесь уже открыты крупные месторождения нефти, газа, каменного угля, железной руды, серы, обнаружены отложения фосфоритов и россыпи алмазов.
В настоящее время на шельфе добывается почти треть нефти и газа мира (рис. 58). Главными районами морской добычи полезных ископаемых являются Персидский и Мексиканский заливы, Северное и Карибское моря. Очень перспективны Гвинейский залив и межостровные моря Зондского архипелага.
Но этим не ограничиваются минеральные ресурсы дна. Еще сто лет назад на дне океана на глубине в несколько километров были обнаружены скопления железо марганцевых конкреций. Их образование связано с тем, что на больших глубинах многие растворенные в морской воде металлы выпадают в осадок (железо, марганец, медь, титан, никель, кобальт и др.). Образуются шаровидные тела размером от нескольких сантиметров до 20—30 см в диаметре. Это и есть конкреции. Их запасы составляют миллиарды, а по некоторым данным, триллионы тонн, но осваивать их пока довольно трудно, хотя уже известны первые пробные попытки извлечения конкреций со дна океана.
3. Энергетические ресурсы Мирового океана. Энергетические ресурсы океана связаны с движением его вод. Волны, течения, приливные движения можно использовать в качестве источников энергии. Сейчас существуют про-
Минеральные ресурсы дна — прежде всего полезные ископаемые, находящиеся в пределах шельфа. Шельф — это затопленные океаном окраины материка, а следовательно, там есть такие же полезные ископаемые, как и на суше.
Хотя геологические изыскания на шельфе начались только в последней трети XX века, здесь уже открыты крупные месторождения нефти, газа, каменного угля, железной руды, серы, обнаружены отложения фосфоритов и россыпи алмазов.
В настоящее время на шельфе добывается почти треть нефти и газа мира (рис. 58). Главными районами морской добычи полезных ископаемых являются Персидский и Мексиканский заливы, Северное и Карибское моря. Очень перспективны Гвинейский залив и межостровные моря Зондского архипелага.
Но этим не ограничиваются минеральные ресурсы дна. Еще сто лет назад на дне океана на глубине в несколько километров были обнаружены скопления СООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА Ъ^^^
екты энергетических установок, использующих энергию течений и волн, но наиболее освоена энергия приливов. Приливные электростанции построены на Атлантическом побережье США и Канады, в Баренцевом море у берегов России, во Франции и Китае. Пока их немного. Оценка потенциала приливной энергетики только для Баренцева, Белого и Охотского морей показала, что суммарная приливная энергия этих трех морей превышает мощность всех ныне действующих электростанций России! Эта оценка дает представление о возможностях приливной энергетики в масштабах всей нашей планеты.
ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ
1. Ресурсы Мирового океана еще только начинают осваиваться человеком.
2. Наиболее освоенным видом ресурсов Мирового океана являются биологические ресурсы.
3. Дальнейшая перспектива использования биологических ресурсов океана связана с переходом от рыболовства к марикультуре.
4. Минеральные ресурсы океана включают ресурсы дна и ресурсы морской воды.
5. Нефть и газ — основные виды полезных ископаемых, добываемых со дна океана.
6. Использование минеральных ресурсов морской воды способно изменить ситуацию с дефицитом многих химических веществ.
7. Морская энергетика в настоящее время представлена лишь приливными гидроэлектростанциями.
) на боль-1ют в оса-гся шаро-штре. Это [ данным, известны
ресурсы вижения |уют про-
Рефлексия
1. Перечислите виды природных ресурсов Мирового океана.
2. Что такое шельф?
3. Назовите океаны и их части, наиболее обеспеченные биологическими ресурсами и минеральными?
Океан | Биологические ресурсы | Минкральные |
| | |
4. Что такое марикультура?
5. Домашнее задание | Параграф 17 учебника. Составить 2 вопроса для взаимопроверки. Предлагает индивидуальное опережающее задание (по желанию) |