СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии 10 класс на тему "Ресурсы Мирового океана"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии 10 класс на тему "Ресурсы Мирового океана"»

Тема урока: «Ресурсы мирового океана»

10 кл.


Цели:

Образовательная: формирование знаний о водных ресурсах мирового океана и проблемы, связанные с их использованием.

Развивающая: формирование аналитических умений и навыков.

Воспитывающая: формирование бережного отношения к водным ресурсам планеты.

Задачи:

Обучающая:   развивать умение работать с картами, готовить сообщения по теме, отбирать информацию, работать в мини –коллективе.

Развивающая: развивать мотивацию и интерес к учению, память, внимание;  коммуникативные умения и навыки.

Воспитательная: формировать понимание взаимозависимости человека и природы, необходимости бережного, рационального  отношения к природным ресурсам; воспитывать речевую  культуру учащихся. Продолжить формирование умения у обучаюшихся грамотного выступления, правильного использования отведенного регламентом времени.


Планируемые результаты обучения


Личностные

Оценивание смысла и значения экологической деятельности — как собственной, так и других людей — в сохранении природы; использование географических знаний для определения мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; способность приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды; умение соотносить систему выработанных ценностей, взглядов, принципов, правил и норм природоохранительного поведения с моделями своего поведения и поведения других людей в повседневной деятельности в условиях устойчивого развития

Метапредметные

Познавательные УУД: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления как с помощью учителя, так и самостоятельно; выявлять причинно-следственные связи обеспеченности регионов и стран мира ресурсами Мирового океана; объяснять, оценивать и прогнозировать явления и процессы использования ресурсов Мирового океана на основе приобретённых географических знаний и умений.

Регулятивные УУД: применять на практике все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами. Коммуникативные УУД: различать в речи другого мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты, гипотезы, аксиомы, теории; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Предметные

Владеть умениями применять географические знания для характеристики видов ресурсов Мирового океана и оценки перспектив их использования в разных регионах и странах мира; сформировать представления и знания об основных проблемах использования ресурсов Мирового океана человеком; объяснять географию размещения отдельных видов ресурсов Мирового океана по планете; определять особенности размещения отдельных видов ресурсов Мирового океана и перспективы их использования; анализировать основные проблемы, характерные для Мирового океана

Оборудование: карты : «Политическая карта мира», « Природные ресурсы мира» ,учебники, атласы, электронная презентация «Ресурсы Мирового океана», проектор, компьютер.


Ход урока:

Проверка Д/3. 1)Что такое водные ресурсы? Каковы запасы водных ресурсов?

Здравствуйте, ответьте на мои вопросы. Вспомните: 1. каково значение морей в хозяйственной жизни России? 2. какие из морей, омывающих территорию России, имеют наибольшее промысловое значе­ние? 3. В каких из них ведется добыча минеральных ресурсов? каких?

Ресурсы Мирового океана принято рассматривать отдельно от ресурсов су­ши, хотя они тоже являются минеральными, энергетическими, пищевыми и др. По сравнению с аналогичными ресурсами суши ресурсы океана имеют свою специфику.

Они существенно меньше освоены и изучены по сравнению с ресурсами су­ши. Фактически океан — это новая планета, о которой человек знает пока не слишком много. Ресурсы Мирового океана — это огромный резерв на будущее. Освоение этих ресурсов, возможно, станет важнейшей задачей человечества в начавшемся столетии.


Характеристика ресурсов мирового океана


Океан

Биологические ресурсы

Минеральные ресурсы

Энергетические ресурсы







1. Биологические ресурсы. Под биологическими ресурсами понимается со­вокупность животных и растительных организмов, обитающих в водах Мирово­го океана. Эти ресурсы представляют ценность в качестве богатых уникальным набором веществ продуктов питания.

Однако это не единственная сфера их применения. Водоросли, например, идут на изготовление лекарственных препаратов, крахмала, клея и даже бу­маги и тканей. Используются водоросли и в качестве удобрений на полях. Но все же главное достоинство морепродук­тов — это их пищевая ценность.

Рыболовство и китовый промысел бы­ли важным источником пищи для чело­века еще в каменном веке. Но если кито­вый промысел в настоящее время запрещен, то рыболовство — важная отрасль хозяйства многих стран мира (рис. 56). Рыба составляет более 85% используемой человечеством биомассы океана. Все остальные виды морепродуктов (моллюски, ракообразные, водоросли и др.) имеют существенно меньшее значе­ние для населения планеты.

Продуктивность различных акваторий Мирового океана неодинакова (рис. 57). Наиболее богато рыбой прилегающее к материкам мелководье — шельф.

шельфе вода хорошо прогрета и богата кислородом. Она насыщена боль­шим количеством питательной органики, поступающей в океан с суши. Также очень богаты жизнью районы с интенсивным перемешиванием воды, возника­ющим при встрече холодных и теплых морских течений.

Биологически наиболее продуктивны Атлантический и Тихий океаны. Они дают более 90% мирового улова рыбы. Важнейшим районом рыболовства, имеющим мировое значение, является Северная Атлантика. Возле берегов острова Ньюфаундленд, где теплое течение Гольфстрим встречается с холод­ным Лабрадорским течением, по некоторым оценкам, вылавливается до 25% всей рыбы. В Тихом океане богаты рыбой воды у берегов Южной Америки. Ис­ключительно велики рыбные ресурсы Берингова, Охотского и Японского мо­рей. Наименее продуктивен Индийский океан (из-за малой площади шельфа) и большая часть Северного Ледовитого океана.

В настоящее время ежегодно в мире добывается около 100 млн т рыбы и дру­гих морепродуктов. Такие масштабы промысла не подрывают рыбные богат­ства океана, но возможности их воспроизводства уже достигли предела. А ведь рыбный промысел из года в год растет. Не за горами тот день, когда начнется истощение, казалось бы, безграничных биологических ресурсов океана. Это, конечно, является серьезной проблемой, решение которой связано с развитием марикультуры. Марикультура — это искусственное разведение морских орга­низмов. Фактически это особый вид сельского хозяйства — сельского хозяй­ства в океане. В самом деле, на суше уже тысячи лет назад состоялся переход от охоты к животноводству, от присваивающего к производящему хозяйству. В океане же человек остается по-прежнему первобытным охотником. Дальней­шее использование биологических ресурсов океана объективно связано с ра­звитием марикультуры.

2. Минеральные ресурсы Мирового океана. Минеральные ресурсы океана можно разделить на две большие группы: вещества, растворенные в морской воде, и минеральные ресурсы дна океана.

В состав солей, содержащихся в морской воде, входит около 75 химических элементов. Многие из них могут быть извлечены из морской воды в достаточно большом количестве. Поэтому морскую воду иногда называют «жидкой рудой». В настоящее время из морской воды в промышленных масштабах извлекают натрий, хлор, магний и бром. И конечно, сама вода — важный ресурс. Мы уже говорили об опреснении морской воды. Оно позволяет решить проблему недо­статка пресной воды в некоторых районах нашей планеты.

Минеральные ресурсы дна — прежде всего полезные ископаемые, находя­щиеся в пределах шельфа. Шельф — это затопленные океаном окраины ма­терика, а следовательно, там есть такие же полезные ископаемые, как и на суше.

Хотя геологические изыскания на шельфе начались только в последней тре­ти XX века, здесь уже открыты крупные месторождения нефти, газа, каменно­го угля, железной руды, серы, обнаружены отложения фосфоритов и россыпи алмазов.

В настоящее время на шельфе добывается почти треть нефти и газа мира (рис. 58). Главными районами морской добычи полезных ископаемых являют­ся Персидский и Мексиканский заливы, Северное и Карибское моря. Очень перспективны Гвинейский залив и межостровные моря Зондского архипелага.

Но этим не ограничиваются минеральные ресурсы дна. Еще сто лет назад на дне океана на глубине в несколько километров были обнаружены скопления железо марганцевых конкреций. Их образование связано с тем, что на боль­ших глубинах многие растворенные в морской воде металлы выпадают в оса­док (железо, марганец, медь, титан, никель, кобальт и др.). Образуются шаро­видные тела размером от нескольких сантиметров до 20—30 см в диаметре. Это и есть конкреции. Их запасы составляют миллиарды, а по некоторым данным, триллионы тонн, но осваивать их пока довольно трудно, хотя уже известны первые пробные попытки извлечения конкреций со дна океана.

3. Энергетические ресурсы Мирового океана. Энергетические ресурсы океана связаны с движением его вод. Волны, течения, приливные движения можно использовать в качестве источников энергии. Сейчас существуют про-

Минеральные ресурсы дна — прежде всего полезные ископаемые, находя­щиеся в пределах шельфа. Шельф — это затопленные океаном окраины ма­терика, а следовательно, там есть такие же полезные ископаемые, как и на суше.

Хотя геологические изыскания на шельфе начались только в последней тре­ти XX века, здесь уже открыты крупные месторождения нефти, газа, каменно­го угля, железной руды, серы, обнаружены отложения фосфоритов и россыпи алмазов.

В настоящее время на шельфе добывается почти треть нефти и газа мира (рис. 58). Главными районами морской добычи полезных ископаемых являют­ся Персидский и Мексиканский заливы, Северное и Карибское моря. Очень перспективны Гвинейский залив и межостровные моря Зондского архипелага.

Но этим не ограничиваются минеральные ресурсы дна. Еще сто лет назад на дне океана на глубине в несколько километров были обнаружены скопления СООТНОШЕНИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА Ъ^^^

екты энергетических установок, использующих энергию течений и волн, но наиболее освоена энергия приливов. Приливные электростанции постро­ены на Атлантическом побережье США и Канады, в Баренцевом море у бере­гов России, во Франции и Китае. Пока их немного. Оценка потенциала при­ливной энергетики только для Баренцева, Белого и Охотского морей показала, что суммарная приливная энергия этих трех морей превышает мощность всех ныне действующих электростанций России! Эта оценка дает представление о возможностях приливной энергетики в масштабах всей на­шей планеты.

ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ

1. Ресурсы Мирового океана еще только начинают осваиваться челове­ком.

2. Наиболее освоенным видом ресурсов Мирового океана являются био­логические ресурсы.

3. Дальнейшая перспектива использования биологических ресурсов оке­ана связана с переходом от рыболовства к марикультуре.

4. Минеральные ресурсы океана включают ресурсы дна и ресурсы морской воды.

5. Нефть и газ — основные виды полезных ископаемых, добываемых со дна океана.

6. Использование минеральных ресурсов морской воды способно изме­нить ситуацию с дефицитом многих химических веществ.

7. Морская энергетика в настоящее время представлена лишь приливны­ми гидроэлектростанциями.

) на боль-1ют в оса-гся шаро-штре. Это [ данным, известны

ресурсы вижения |уют про-

Рефлексия

1. Перечислите виды природных ресурсов Мирового океана.

2. Что такое шельф?

3. Назовите океаны и их части, наиболее обеспеченные биологическими ре­сурсами и минеральными?


Океан

Биологические ресурсы

Минкральные





4. Что такое марикультура?


5. Домашнее задание

Параграф 17 учебника. Составить 2 вопроса для взаимопроверки. Предлагает индивидуальное опережающее задание (по желанию)














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!