а) учебно-интеллектуальных (анализировать факты, схемы наследования признаков; устанавливать причинно-следственные связи; делать выводы, находить решение проблемы);
б) учебно-информационных (работать с текстом и опорным конспектом как источниками новой информации, с электронными образовательными ресурсами, оформлять и представлять мини-проекты);
г) учебно-коммуникативных (владеть устной и письменной речью, уважать мнение собеседника);
д) способствовать превращению биологических знаний в личностно значимые для ученика знания.
Слайд 2 Учитель: О, разрешите мне загадку жизни.. Мучительно старинную загадку.. Скажите, что такое человек? Г. Гейне | Ученик | Технология |
Трудно ответить на столь философский вопрос.. Тогда может сначала поможем решить жизненную ситуацию? Посоветуйте, стоит ли родить еще одного ребенка- 8-го женщине, у которой трое детей родились глухими, два -слепыми, а один душевнобольным. Ваше решение принимается. Слайд 3. А эта женщина- мать И С Баха, великого музыканта. Подарившего миру «Седьмую симфонию» .. . В семье Бахов в семи поколениях было не менее 53 выдающихся музыкантов и композиторов | Обсуждение, столкновение мнений.. | КМ |
Слайд 4 Сегодня на уроке мы будем обсуждать вопросы, связанные с наследственностью человека, которые изучает наука Слайд 5 Генетика человека. Я предлагаю создать Портфолио этого урока биологии , как частички вашего багажа. В конце урока проведем экспертизу Портфолио- это и будет самооценка вашего труда. Слайд 6 Она будет проведена по трем критериям: (слайд) 1. Предметная компетентность – это ваши знания 2. Коммуникативная компетентность – это умение общаться 3. Культура оформления Портфолио | Пишут в Портфолио | |
Изучение наследственности человека представляет значительные трудности. Давайте сначала обсудим вопрос о методах генетики, применимых к изучению наследственности человека. Учитель Одним из основных методов экспериментальной генетики является скрещивание. Можно ли применить гибридологический метод для изучения генетики человека? Слайд 7 Известный советский генетик Н.К. Кольцов писал: «Мы не можем ставить опытов, мы не можем заставить Нежданову выйти замуж за Шаляпина только для того, чтобы посмотреть, каковы у них будут дети». Трудности заключаются еще в том, что у человека: 1) медленная смена поколений; 2) потомство не многочисленно; 3) сложный хромосомный набор; 4) невозможно использовать гибридологический метод. Определим цель урока? Ознакомиться с основными методами изучения генетики человека (в бланк) Какую из схем выбрали бы вы? Слайд 8 Слайд 9 Да.. проблемы здоровья и генетики неразрывны | Столкновение мнений. Мозговой штурм | |
Сегодня работа на уроке проходит в пяти лабораториях Генеалогической Цитологической Биохимической Близнецовой + секретная лаборатория.. | | |
В это время предлагаю 1 ученику вспомнить основные символы на ИД- Кто сможет работать с учебником-навигатором? Кто объединяет в себе знания компьютера и биологии? Организм- моногибридное скрещивание- практическая работа- неполное доминирование- вариант 1 | Учебник-навигатор Генетика- Задача на моногибр | Интерактивное обучение. |
Материалы по теме из современного учебника Петросовой, я откопировала и оставлю вам, так же, как и папку с электронными материалами. Надеюсь, это будет интересно и полезно для вас. | Пакеты у вас на столах. | Стратегия чтения текста |
Слайд 8 Для приобретения знаний организуем работу 4-х лабораторий. Предлагаю вам изучить материал по презентации и информационным листам, используя чтение с пометками . Выполняя задания, вносите нужные сведения на страницу Портфолио. Определите заранее, кто из группы будет отвечать. На работу вам отводится 3 мин. Ребята, что получилось у вас в результате работы? | Работа в группах | Групповая форма работы |
Проверка ИД задания у доски.. | Оценка | |
Слайд 9, 10 Итак, лаборатория «Генеалогических исследований» (слайд) 1. Дайте краткую характеристику генеалогического метода исследования наследственности человека (схема родословной, обозначения) 2. Проведите анализ родословной царской семьи Романовых и ответьте на вопрос: а) От кого достался ген гемофилии цесаревичу Алексею Романову? | Отчет лаборатории, все записывают в Портфолио | |
Домашнее задание- составить родословную семьи, проследив наследование какого-либо признака. Слайд 11-12, 13 Например_ Софья Ковалевская.. известный ученый. | Инструктивная карточка и д.з | |
Слайд 14-15 Пожалуйста, «Цитогенетическая лаборатория» (слайд) 1. Дайте краткую характеристику цитогенетического метода исследования наследственности человека 2. Рассмотрите карты с изображением кариотипов здоровых людей и больных Синдромом Дауна, найдите отличия в них. | Отчет лаборатории, все записывают в Портфолио | |
Слайд 16 Биохимическая лаборатория (слайд) 1. Дайте краткую характеристику биохимического метода исследования наследственности человека 2. Внесите сведения в таблицу на странице «Портфолио» | Отчет лаборатории, Портфолио | |
Слайд 17 Экспресс-самодиагностика. Очень широко распространён доминантный ген, влияющий на способность языка свёртываться в трубочку, и его рецессивная аллель, препятствующая такому движению Этот признак - не патология. А самонаблюдение – шаг к познанию своей наследственности. Проверьте свои гены! Получилась трубочка? Физкультпауза: определение учениками способности свёртывать язык трубочкой + дыхательная гимнастика |
Слайд 18,19 Слово «Лаборатории изучения близнецов» (слайд) 1. Дайте краткую характеристику близнецового метода исследования наследственности человека 2. Рассмотрите рисунки и определите монозиготных и дизиготных близнецов. 3. Внесите сведения в таблицу на странице «Портфолио» | Отчет лаборатории, Портфолио | |
Слайд 20, 21, 22 использовали достижения разных лабораторий в 5-й- секретной. И о родословной женщины математика Софье Ковалевской, и о характере наследования признаков- монах сикс полидактия-6 пальцев Задачи и результат этого мини-проекта, мы сейчас и увидим! Отчет секретной лаборатории «Портрет ребенка» Учитель. Как вы думаете, почему в последние десятилетия наиболее актуальна стала медицинская генетика? Да, уровень рождаемости детей с генетическими отклонениями достиг 17% . Достижение порога в 30% приводит популяцию к полной гибели!! Но генетика уже сейчас имеет возможность предупредить и корректировать течение нек заболеваний | Мини-проект | Мини-проект. Защита проекта. Портрет ребенка. |
Подведем итог- задание на соотнесение. У вас на столах= листы на которых с одной стороны Рабочий лист для выполнения домашнего задания, а с другой-тест. Выполните его, напишите цифры, которыми пронумерованы методы в колонках описания метода Если у вас сверху вниз получилось число 3421, то вы отлично присвоили себе знания о методах генетики. | Выполняют задание | |
А сейчас, чтобы все же закончить урок на хорошей ноте, предлагаю отправиться на дачу!Для решения этой задачи вы обладаете только частью знаний.. эта область осталась у вас незаполненной в портфолио.. Это вы и узнаете на следующем уроке.. Кто хочет, может подойти на перемене с решением задачи.. | Учебник –навигатор Организм-Генетика пола задачи-шутки 6в | Интерактивное обучение. |
А теперь приступаем к экспертизе Портфолио.(слайд) Считайте, ребята, баллы по критериям и переводите их в оценку за урок. Ребята, если у вас хорошее настроение, улыбнитесь мне, друг другу! И можете даже сказать комплимент.. если есть такое желание. У меня- есть- Спасибо за урок (слайд) | | Критериальное оценивание |
Если.. как связана эта песня с темой урока? Узнайте к след уроку побольше о генетических заболеваниях.. | | |
Эпиграф к уроку: Одно существо неразлучно с человеком всю жизнь- это он сам! Н.Г. Чернышевский. | | |