Тема: «Где живут слоны?»
Тип урока: урок овладения новыми знаниями.
Задачи: учить узнавать и различать обитателей жарких районов планеты; развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в группе; формировать умение слушать мнения одноклассников и корректно их оценивать.
Цели:
Образовательная:
сформировать представление о животных и растительном мире тропических лесов и саванны.
Развивающая:
развивать наблюдательность, внимательность, логическое мышление
Воспитывающая:
прививать любовь, заботу и бережное отношение к окружающему нас миру.
Предметные результаты: знать, что на Земле есть очень жаркие районы - саванна и влажные тропические леса, находить на глобусе и на карте эти места, уметь характеризовать их, познакомить с понятием экватор, приводить примеры животных жарких районов.
Метапредметные результаты: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить, осуществлять самоконтроль, рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них и дополнительных источников информацию о животном мире жарких районов, устанавливать связь между строением , образом жизни животных и природными условиями, отвечать на вопросы и оценивать себя на уроке.
Личностные результаты: Воспитывать коммуникативные навыки в процессе работы в группе, формировать умение иметь свою точку зрения и в тоже время уважительно относиться к мнению товарищей, интерес к животному миру Земли.
Оборудование: учебник А.А. Плешакова “Окружающий мир 1 класс”; рабочая тетрадь к учебнику; глобус, карточки с понятиями, персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация (слайды с изображением саванны, тропиков и животных, обитающих там)
Ход урока
1.Организационный момент
Психологический настрой.(слайд 1)
Мы смелые, мы умные,
Мы внимательные, мы старательные,
В 1 классе учимся, все у нас получится!
- Кто готов подняться к вершинам новых знаний? Ну тогда не будем терять времени! В путь! К новым открытиям!
Как всегда помогать вести урок мне будут наши помощники: Муравьишка-Вопросик и Мудрая Черепаха.
I. Актуализация знаний
а) Постановка учебной проблемы. Приём создания проблемной ситуации.
Игра «Кто, где живёт» (слайд 2)
- А вот и первый вопрос от Муравьишки-Вопросика. Он интересуется, где живут эти животные. Расселите животных по месту их обитания. (Дети сомневаются, куда расселить слона)
-Задание было одно, а мнений несколько. Почему так получилось? Чего мы не знаем? (Не знаем, где живет слон)
- На какой вопрос мы должны сегодня найти ответ? (Где живут слоны?) ( слайд 3)
б) Повторение изученного материала( слайд 4)
- Ребята, давайте вспомним, в каких районах Земли вы побывали на прошлом уроке? (На Северном и Южном полюсе) Покажите их на глобусе.
- А где расположены Арктика и Антарктида.
– Однажды в газете появилась заметка о том, что учёные, которые работали в этих холодных районах Земли, увидели, как белый медведь охотился на пингвинов. Прокомментируйте эту историю. Могло ли это произойти?
- А где находится Арктика? Правильно, в Северном Ледовитом океане.
Предлагаю вам разгадать кроссворд для того, чтобы вспомнить обитателей Арктики. (Слайды 5–10).
1) Скажи ты мне какой чудак и днем и ночью носит фрак. Пингвин.
2) Среди снегов и льда не голодает, за рыбой в холодную воду ныряет,
Густая белая шерсть его спасает, от морозов согревает. Белый медведь.
3) Они на холоде лежат, но от стужи не дрожат. Пусть ветер и вода свежи,
Но на пляж идут .... Морж.
4) Может плавать целый день в ледяной воде .... Тюлень.
- Каким одним словом можем назвать эту группу? (Животные.)
- А кто подскажет, какая орфограмма в этом слове? (Жи – ши пиши с буквой И.)
- Кто из вас определит здесь лишнее животное? (Пингвин.) (Слайд 11)
- Правильно, ребята. Докажите. (Это птица, но она не летает. Живет в Антарктиде.)
II. Мотивация учебной деятельности.
1. Постановка учебной проблемы. Кто из вас самый догадливый?
- Ребята, а какой климат в Арктике и Антарктике?(Холодный)
- Долго задерживаться не будем в холодных странах, а снова отправимся в путешествие, но прежде, подберите к выделенному слову “холодный” – антоним (т.е слово с противоположным значением). (Холодный – жаркий)
- Какой можем сделать вывод? ( Попадаем в Жаркие страны.)
- А как вы думаете, есть ли на Земле такие места, где всегда жарко и круглый год светит солнце? (ученики высказывают свое мнение)
- Сегодня на уроке мы должны найти ответ и на этот вопрос. Что для этого надо сделать?
- Правильно, отправиться в путешествие. А поможет нам наш старый друг - глобус.
А что такое глобус? ( Модель Земли)
- А как вы думаете, какие предметы нам понадобятся для путешествия в жаркие страны? (Слайд 12)
- К путешествию мы готовы, давайте немного разомнемся и отправимся в путь.
2. Физминутка.
3. Практическая работа
- Посмотрите внимательно на глобус и найдите линию, которая делит Земной шар на 2 половины (слайд 13 ) Эта линия называется экватор. Экватор – это воображаемая линия, которая проходит через центр земли и делит земной шар на две половинки: Северное и Южное полушария. По обе стороны от экватора находятся очень жаркие районы, где много солнечного света и тепла
- А сейчас обратимся к карте. ( У каждой группы детей лежат образцы карт)
Возьмите карту, найдите экватор и выделите его красным цветом. (слайд 14 )
-Посмотрите, по обе стороны от экватора находятся области, закрашенные желтым и зеленым цветом. Прочитайте, что обозначает область, разукрашенная желтым цветом? (Саванна) А зеленым?(влажные тропические леса)
- Именно в эти места мы сегодня и отправимся.
4. Постановка учебной задачи (слайд 15 )
Какие цели мы поставим, отправляясь в путешествие? (Что такое саванна? Что такое влажные тропические леса? Какие там природные условия? Каких животных там можно встретить? Как они приспособились к жизни в этих условиях?)
- Каждый из вас высказал свою цель, и все они будут ступеньками главной цели нашего урока. Как вы думаете, какой? (Где живут слоны?)
- Верно! Мудрая Черепаха согласна с вами. Итак, в путь!
III. Работа по теме урока
1. Саванна. (слайд 16 ) Найдите ее еще раз на карте. Прежде чем, я вам расскажу о саванне, скажите, какой вы себе ее представляете. ( дети высказывают свои предположения) Саванны есть в Южной Америке, в Австралии, но больше всего их в Африке.
Найдите Африку на карте мира.
2. Погода в саванне очень жаркая, а дожди идут очень редко, поэтому земля в саванне сухая и твёрдая.
– Легко ли растениям расти на такой земле?
Саванна-это царство травянистых растений. Кустарники здесь встречаются редко и растут небольшими группами, еще реже здесь встретишь деревья.
До полугода здесь тянется тропическая зима. Но она не такая как у нас морозная и снежная, а сухая и очень жаркая. В это время почти не бывает дождей и влаги едва хватает низкорослым травам. Для деревьев же ее остается совсем мало. Поэтому и растения здесь растут такие, которые не боятся засухи. Травы имеют узкие-узкие стебли, чтобы жаркое солнце испаряло меньше влаги, а также длинные корни или подземные клубни, в которых запасается вода.
Саванна - удивительное место, где засушливая жаркая зима сменяется влажным дождливым летом. И тогда сухая растительность оживает и разрастается ярким зеленым и разноцветным ковром.
– Обитают ли в саванне животные?
Да, вы правы! Здесь водится много животных, которые хорошо приспособились к жизни в саванне. (слайд 17 - 19 ) Обитающие в саванне живут группами, они очень осторожны и быстро бегают. Самая крупная птица в мире – африканский страус. Эта птица не умеет летать, но хорошо бегает. Птицы, которые строят гнёзда прямо на земле. Например, птица-секретарь.( Сообщение детей)
- Тропические леса. А сейчас послушайте описание тропического леса, которое нам предлагает автор Ганейзер “В тропическом лесу”. (Слайд 21). Здесь всегда жарко, дожди идут круглый год. Нигде не выпадает столько дождей, сколько в тропических лесах. Высота деревьев достигает 50–60 метров. Под деревьями-гигантами растут деревья пониже, под ними – ещё и ещё меньше. Далее кусты и травы. Цепкие лианы, как змеи обвивают стволы.
В тропическом лесу всегда сумрачно. Без топора вряд ли удастся пройти через чащу. Разве что попадешь на широкую тропу, протоптанную слонами.
Много бегает, летает, лазает птиц, и зверей в чаще. (Слайд 22). Зацепившись за ветки, раскачиваются суетливые обезьянки-мартышки. В воде живут хищные крокодилы, в зарослях прячутся ядовитые змеи. (Слайд 23).
Учитель. Какие животные были названы в рассказе?
Ученики. Змеи, крокодилы, обезьяны, слоны.
Вот какие интересные районы нашей Земли мы посетили. Давайте еще раз вспомним их названия.
Первичное закрепление( групповая работа)
Как называются открытые места в жарких странах? ( Д: саванна)
Как называются густые влажные леса в жарких странах? ( Д: тропические леса)
Физкультминутка
3. – Но более подробно мы поговорим о другом животном, которое обитает в саванне. Отгадайте загадку.
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами.
Как гора, огромен он.
Вы узнали? Это … (Слон).
Учитель демонстрирует слайд с изображением африканского слона.
– Слон – самое крупное и тяжёлое животное суши. Африканский слон-самец весит столько же, сколько восемьдесят человек или шесть легковых автомобилей. Слоны очень сильные, умные и добрые животные.
Физкультминутка
Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом.
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
(Изображение движениями слона; танец под песню “Чунга-Чанга”.)
6. – Здесь обитают индийские слоны. (Учитель демонстрирует слайд с его изображением.)
– Сравним африканского и индийского слона.
Откройте учебник на стр. 14–15, найдите изображения слонов.
– Чем они похожи? (Крупные, серой окраски, есть хобот.)
– Чем они отличаются? (У индийских слонов ноги короче, а тело массивнее. У них выпуклая спина, а у африканских слонов вогнутая спина. У индийских слонов бивни есть только у самцов, а у африканских слонов – и у самцов, и у самок. У индийского слона бивни короче, чем у африканского. Самое заметное отличие – уши слонов. У индийского слона маленькие уши, у африканского слона большие уши. Уши помогают животным не перегреваться, испаряя со своей поверхности излишнее тепло.)
Африканский и индийский слоны – травоядные. Они едят листья, ветки, кору, цветы и плоды растений. На поиск пищи еду у слона уходит около 16 часов в день. Спят слоны два раза в сутки: несколько часов ранним утром, а потом в полдень. Обычно они спят стоя. Слоны любят воду. Они много пьют, любят купаться и поиграть с водой. Могут набрать в хобот воды и окатить себя. Хобот у слона служит и носом, и губами, и руками. С помощью хобота слоны дышат, нюхают, едят, пьют, ощупывают и берут предметы. Бивни – это видоизменённые передние зубы. С помощью бивней слоны выкапывают съедобные корни, обдирают кору с деревьев и дерутся с врагами.
Вот какие замечательные животные – слоны.
7. – Рассмотрите изображения слонов на странице 12 рабочей тетради. Определите, где какой слон. Объясните своё решение.
8. – В тропическом лесу обитают не только индийские слоны. Найдите в учебнике на стр. 15 названия животных тропического леса. (Учитель демонстрирует слайды с изображением крокодила, питона, обезьян, павлина.)
IV. Рефлексия учебной деятельности
– В каких районах Земли мы побывали? Что общего в этих районах? Каковы их отличия?
– Составим отчет о нашем путешествии.
Выполнение работы в группах. Каждая группа (по четыре человека) подготовит отчет по плану. (План записан на доске, а также каждая группа получает карточку с записанным планом.)
План
Название района Земли.
Какая погода в этом районе?
Какие растения растут здесь?
Какие животные обитают?
Ребята работают в группах, затем выслушивают отчеты групп, делятся впечатлениями.
V. Дополнительное задание
Дома, кто желает, нарисуйте африканского или индийского слона.
Использованная литература
Марголин Я.А. Где у растения дом? / - Москва: Издательство “Детская литература”, 1998.
Удивительный мир животных / Пер. с англ. В.В. Свечникова. – М.: ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”. 2006. – 128 с.
Приложение