Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей» Симферопольского района Республики Крым
(МБОУ «Лицей»)
Урок-путешествие по предмету
«Окружающий мир» в 1 классе.
Тема урока: «Где живут белые медведи».
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока:
Создание условий для формирования понятия “Северный полюс, «Южный полюс»;
развитие познавательного интереса о животном мире этих районов;
контролирование уровня усвоения программного материала.
Задачи:
Образовательные: формировать у учеников представления о разнообразии природы Земли; познакомить детей с холодными районами Земли, с животным миром этих районов; показать связь между природными условиями и животным миром;
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней;
Развивающие: формировать способность к творческому мышлению, сравнению, анализу; совершенствовать исследовательские навыки.
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся)
Предметные результаты:
знать, что на Земле есть очень холодные районы — Северный Ледовитый океан и Антарктида;
находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их;
приводить примеры животных холодных районов.
Метапредметные результаты:
понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
осуществлять самоконтроль;
рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов;
устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями;
отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.
Личностные результаты:
понимать необходимость охраны животных холодных
районов.
Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели; логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; работать в парах.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная; парная.
Дидактический материал и оборудование:
Картинки с изображением белого медведя и пингвина
Глобус
презентации; экран; глобус; рисунки с изображением животных Северного Ледовитого океана, Антарктиды; записи песен «Колыбельная медведицы»(слова Ю.Яковлева, музыка Е. Крылатова), «Пингвины»(слова Н.Соловьёвой, музыка М.Протасова)
снежинки; карточки для самостоятельной работы; рисунки Муравей Вопросик и Мудрая Черепаха; слайды из презентации «Где живут белые медведи?»
ХОД УРОКА
Орг.момент
Послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря
И приступим все к работе!
2.Актуализация знаний.
- Ребята, улыбнитесь друг другу, повернитесь и поприветствуйте наших гостей. Тихо сели.
- Пусть этот урок принесет вам новые знания, а нашим гостям хорошее настроение.
- Ребята, покажите с каким настроением вы пришли на урок? (показывают зеленого цвета карточки)
3.Самоопределение к деятельности
- Сегодня мы совершим путешествие на родину двух вами любимых героев из мультфильмов.
Но прежде мы должны определить тему нашего урока, куда мы отправимся. А в это нам помогут загадки.
После осени пришла
И сугробы намела. (Зима)
Он все время занят делом
Он не может зря идти
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (Снег)
В мире есть 4 брата: юг, восток, конечно запад.
Кто ж четвертый властелин
Царь снегов, морозов, льдин? (Север)
Может кто-то не поверит,
Любят холод эти звери
Шубок белых не снимают,
В шубках спят, едят, играют,
Даже в шубках рыбу ловят.
Где вы видели такое?
Если знаешь, то ответь:
Это северный…. (Медведь)
- Итак, кто догадался, какая тема урока сегодня? (зима-снег- север-медведь)
ГДЕ ЖИВУТ БЕЛЫЕ МЕДВЕДИ?
- Перед нами и нашим путешествием поставлены учебные задачи:
Где находятся самые холодные районы Земли?
Кто живет в холодных районах Земли? (приводить примеры животных этих районов)
- Для дальнейшей работы нам с вами понадобится один предмет.
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны
Реки, горы, океаны? (Глобус)
- Что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли)
- К нам пожаловали еще гости.
- Как зовут этого медвежонка? Пингвиненка? Это Умка и Лоло. Они приглашают нас к себе в гости, на родину. Вы согласны?
А где же они живут? Чтобы знать, какие вещи взять с собой в дорогу, мы должны узнать: где живут белые медведи и пингвины?
4.Работа по теме урока
На Земле есть очень холодный район - побережье Северного Ледовитого океана. Северный полюс. Большая часть его постоянно покрыта льдом и снегом. Район Северного Ледовитого океана с расположенными здесь островами называют Арктикой.
Найдём на глобусе и физической карте Арктику.
Учитель показывает на глобусе и карте расположение Арктики и прикрепляет на доску карточку с названием территории.
Ладошками на глобусе покажите север. Молодцы!
Эта территория отличается своеобразной погодой. Здесь долгая зима и очень короткое лето с белыми ночами, когда солнце почти не уходит с неба. Снег лежит почти круглый год. С середины октября до конца февраля здесь царит долгая полярная ночь, когда солнца не видно. Температура в это время может опускаться до -60 градусов.
Мы с вами побывали в северной части земного шара в гостях у Умки. А теперь отправимся в гости к птицам пингвинам, в гости к Лоло.
- А теперь на глобусе найдите противоположную сторону от севера.
Как вы думаете, раз полюс южный, какая там температура? (очень холодно) Эква́тор (через нем. Äquator ← лат. aequator ← лат. aequo «выравнивать, уравнивать») — условная линия сечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр Земли, перпендикулярно оси её вращения[ Экватор делит поверхность земного шара на Северное и Южное полушария.
Антарктида лежит на крайнем юге земного шара. Антарктида – наиболее суровая область земного шара, для которой характерны низкие температуры воздуха, сильные ветры, снежные бури и туманы. Весь год её земля покрыта снегом.
Зимой температура опускается до – 80 градусов. В Антарктиде находится не только Южный полюс Земли, но и полюс холода.
Южный полюс холоднее из-за того, что расположен на возвышении (в среднем 2000 м над уровнем моря) — а чем выше, тем всегда холоднее — и удален от морского побережья, в то время как Северный полюс находится на уровне континента и со всех сторон окружен океаном, который выступает в качестве теплового резервуара.
Учитель на карте и глобусе показывает расположение Антарктиды и прикрепляет карточку с названием территории на доску. Антарктида – наиболее суровая область земного шара, для которой характерны низкие температуры воздуха, сильные ветры, снежные бури и туманы.
Весь год её земля покрыта снегом.
Зимой температура опускается до – 80 градусов.
Зимой температура опускается до -80 градусов. Самая низкая температура на Земле была зафиксирована 21 июля 1983г на станции «Восток» -89.2*С Лето здесь холоднее нашей зимы (-12 градусов).
Можем сделать вывод: Арктика и Антарктида являются самыми холодными районами Земли.
- А теперь давайте подумаем, какие вещи нам необходимо взять с собой в дорогу?
СЛАЙД (Карточки)
Итак, мы утеплились, взяли необходимые вещи и отправляемся дальше.
- Несмотря на то, что в Арктике и Антарктиде очень холодно, там можно встретить некоторых животных, постоянных жителей.
- Давайте посмотрим: кто живёт в Арктике, Северном Ледовитом океане и Антарктиде? (учебник, стр.10-11) 1,4 группа назовет, какие животные обитают в Антарктиде, 2,3 группа – в Антарктиде.
- Пришло время отдохнуть.
5. ФИЗМИНУТКА.
Жили-были три медведя в северном краю
И ныряли три медведя в ледяную полынью.
Снегом шкурку натирали,
Дружно чистили бока.
Но носы не отстирали
До сих пор еще пока.
- А какие носы у белых медведей?
-Сейчас, внимание на экран!
(СЛАЙД «Умка»)
Умка и Лоло приготовили для вас, ребята, задания, которые помогут вам узнать об их родине и животных, которые там обитают.
6. Работа в группах
1 и 2 группы у вас задание – помочь малышам-детенышам найти свою маму. В папке листы, на которые вы прикрепите картинки с изображением детенышей.
3 и 4 группы работают с научным текстом.
3 -я – текст «Белый медведь» наклеивают на лист А4
4-я – текст «Пингвин»
- Давайте послушаем ребят из 1и 2 групп.
7. ФИЗМИНУТКА
(СЛАЙД «Песня о белых медведях»)
Продолжаем работать. Слушаем выступление 3и 4 групп.
В группах работают корреспонденты.
Сообщение о белом медведе (Дрожжин М.)
Презентация о пингвинах (Фирсова А.)
- Ребята, а хотите посмотреть, как в Антарктиде ходят в школу пингвинята?
(СЛАЙД «Лоло»)
- Кто может представлять опасность для пингвинов?
- Пингвины – очень забавные птицы. И мы хотим вам, дорогие гости, подарить песню о пингвинах.
(СЛАЙД «Песня о пингвинах»)
8. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
- Предлагаю закрепить те знания, которые вы получили сегодня на уроке. И еще раз поговорить о тех животных, которые обитают в холодных, суровых районах нашей планеты.
Работаем по группам:
1 группа – отметить животных, которые живут в Арктике (пингвин, песец, овцебык, полярная сова).
2 группа- творческое задание: вспомните, какие мультфильмы, сказки изображены. Какие там есть животные и разделить их по полюсам, отправить их на родину.
3 группа – отметить животных, которые живут в Антарктиде (морской леопард, альбатрос, пингвин, белый медведь).
4 группа – подчеркните красной линией слова, относящиеся к Арктике, а зеленой линией- к Антарктиде (Северный Ледовитый океан, пингвины, моржи, треска, ледяная рыба, альбатрос, белый медведь, южный морской слон).
9. ПРОВЕРКА.
(Называют и показывают на доске картинки).
(СЛАЙД -Карточка)
- Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы хором будете отвечать «да» или «нет». Готовы?
- На Южном полюсе медведь любит громко песни петь? (нет)
- Медведь в воде не замерзает, ведь шкура у него не промокает? (да)
- Пингвин зимою не скучает, ведь отлично он летает? (нет)
- Пингвины плавают, ныряют,
Им лапы-ласты помогают? (да)
МОЛОДЦЫ!
10. РЕФЛЕКСИЯ
- Скажите, ребята, мы справились с задачами, которые ставили в начале урока:
Где находятся самые холодные районы Земли? (еще раз ладошками показали на глобусе)
Кто живет в холодных районах Земли? (приводить примеры животных этих районов)
Что помогает животным выживать в суровых районах?
а) наличие подкожного жира;
б) жировая смазка шкуры и перьев;
в) питание за счет моря;
г) пища с большим содержанием белка.
Могут ли белые медведи охотиться на пингвинов? (Белые медведи не могут охотиться на пингвинов, так как они живут в разных местах земного шара).
- А теперь поднимите правую руку те, кто считает, что на уроке получили нужные полезные знания?
- Поднимите левую руку, кто считает, что хорошо работал на уроке?
- А поаплодируйте те, кому урок понравился?!
- За отличную работу и хорошую дисциплину Умка и Лоло угощают вас сладостями.(конфеты «Мишка на севере»)
- Спасибо за урок!!! Молодцы!