СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

Цели: сформировать представление о европейском средневековом городе;  ознакомить учащихся с образом жизни горожан в средние века, с их занятиями; как выглядели города в это время.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: Формирование средневековых городов. Городское ремесло.»

История Средних веков в 6 классе.

№ _____ дата проведения____________

Тема: Формирование средневековых городов. Городское ремесло.

Цели: сформировать представление о европейском средневековом городе; ознакомить учащихся с образом жизни горожан в средние века, с их занятиями; как выглядели города в это время.

Задачи:

Образовательные: усвоение и расширение новых знаний о горожанах, формирование общеучебных умений и навыков при работе с текстом учебника, закрепление умения сравнивать, выделять главное, делать выводы.

Развивающие: развитие познавательного интереса к истории, умение анализировать и решать проблемные вопросы; усиление коммуникативных свойств речи.

Воспитательные: уважительное отношение к истории, воспитание роли труда в обществе.

Планируемые результаты:

Предметные: Умения изучать и систематизировать информацию из различ­ных исторических и современных источников, раскрывая её со­циальную принадлежность и познавательную ценность; формулировать свое мнение.

Личностные: Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений формировать личностную мотивацию к изучению нового материала.

Метапредметные: Устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зада­чами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства дости­жения цели из предложенных, а также искать их самостоятель­но; формировать способность сознательно организовывать и ре­гулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; давать определе­ния понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и об­общать факты и явления; формировать умения работать с учеб­ной и внешкольной информацией (анализировать, использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях);

Основное содержание темы, понятия и термины Средневековый город. Причины возникновения и места возникновения средневековых го­родов. Борьба городов с сеньорами. Средневековое ремесло. Цехи, их роль в эконо­мике и повседневной жизни городов.

Оборудование: учебник - Всеобщая история. История Среднихвеков. 6 класс. Агибалова Е.В., Донской Г.М., М.: Просвещение, 2014 г., мультимедийная презентация по теме урока.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока 

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Игра «Вассал - сеньор».

Перед началом проведения игры напомнить ученикам, что такое феодальная лестница. (Феодальная лестница – это отношения между феодалами, на высших ступенях которой находились самые богатые, немного ниже - средние, на нижних – мелкие феодалы). После этого учитель предлагает ученикам определить, кто и для кого был сеньором или вассалом. Можно использовать упрощенную схему: король- герцог – барон – рыцарь.

«Да или нет». Учитель зачитывает утверждение, а ученики определяют, правильное оно или нет.

  1. Король сеньор герцогу. (Да).

  2. Граф вассал барона. (Нет).

  3. Герцог сеньор барона. (Нет).

  4. Рыцарь вассал барона. (Да).

  5. Граф сеньор барона. (Да).

  6. Герцог вассал короля. (Да).

  7. Король сеньор рыцаря. (Нет).

  8. Барон вассал графа. (Да)

  9. Граф вассал для короля. (Нет).

  10. Барон сеньор для рыцаря. (Да).

  1. Мотивационно - целевой этап.

Показ презентации с изображениями видов средневековых городов.

Ребята, давайте рассмотри изображения на слайдах. Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

Ученики формулируют тему урока. Учитель корректирует ответы.

Какие цели мы поставим на урок? О чем сегодня мыс вами можем узнать?

Ответы учеников: где возникали города, как они выглядели, кто в них жил и чем занимались жители городов.

Учитель объясняет форму урока(работа в группах и метод «Ажурная пилка»).

Проблемный вопрос: «Почему горожане боролись за право на самоуправление»?

  1. Открытие нового знания.

Вступительное слово учителя.

Великое переселение народов, которое привело к гибели Западной Римской империи, существенно изменило положение городов. Почти на полтысячелетия они прекратили свое существование. Европа превратилась в сельскую местность. В когда-то «Вечном городе» почти не осталось людей, большой Капитолий, который слышал фанфары триумфов римских полководцев и императорские праздники, получил название «Козьей горы». Но в X – XIII вв. начинается процесс урбанизации – восстановление античных городов и основание новых.

Появление городов в Европе свидетельствовало, о том что начались большие цивилизационные изменения. Каждый город имел свои уникальные причины и условия, но большинство из них можно объединить.

Города возникали на месте руин, возрождая античные города. Они появлялись возле замков и монастырей, привлекая к себе людей безопасностью и спокойствием, и что интересно, возникали на пустом месте – возле рек или среди поля, возле лесов или гор.

Термин «урбанизация» записываем в тетрадь.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

  1. Возникновение в Европе множества городов.

«Ажурная пилка». Дети должны быть готовы работать в трех разных группах.

Шаг 1. Каждая домашняя группа получает задание, изучает его и обсуждает материал.

Шаг 2. Распределить роли в группе: секретарь (ведет записи), докладчик (ставит вопросы по поводу содержания материала или докладывает о результатах работы группы), спикер (глава), секундант (следит за временем).

Шаг 3. Объединить детей в экспертные группы. В экспертных группах дети становятся экспертами в теме, которая изучалась в домашней группе.

Шаг 4. Каждый ученик по очереди за определенное время должен донести информацию до членов других групп и воспринять новую информацию от них.

Шаг 5. Дети возвращаются в домашние группы, где делятся информацией, полученной от членов других групп.

Шаг 6. Вырабатываются совместные решения и выводы.

Карточка № 1.

После Великого переселения народов там, где прошли племена варваров, как их называли римляне, на месте римских городов оставались одни руины. Прекрасные дома римлян, их мастерские и театры уже не были нужны, водогонные системы заросли травой, а в базиликах поселились летучие мыши, только иногда в этих местах еще оставались люди, но их было мало. Прошли года, десятилетия, столетия, на старых руинах снова начали появляться люди. Древние римляне славились своим умением выбирать место для своих строек. Так, на старых местах и возникли средневековые города, а руины часто использовали для строительства новых зданий и крепостей. Таким образов восстановились Рим, Неаполь, Милан, Париж, Тулуза, Генуя, Лион, Бордо, Лондон, Бонн, Вена.

Карточка № 2.

Все больше земель объединял вокруг себя господин, все больше племен попадало под его власть благодаря его хитрости и силе. Но были и такие, которые добровольно переходили в его владения. Но не совсем спокойно было во владениях. Все чаще стали появляться вооруженные люди, которые уничтожали и забирали все, разрушая все то что было создано десятилетиями. Опасаясь нападений, люди начали строить замки, за крепкими стенами которых можно было спрятаться, ведь в середине находился военный гарнизон. Так и появились города, в названия которых остались отголоски прошлого(например:Гамбург – «бург» в переводе с немецкого значит крепость). Также города возникали возле религиозных ест- монастырей, резиденций епископов, мест паломничества.

Карточка № 3.

Урожаи увеличились, но их сбор требовал орудий труда и главного – времени. Крестьяне, работая на поле, не успевали делать себе орудия труда. Необходимы были также одежда и посуда, украшения и оружие. Начали появляться люди, которые хорошо изготавливали такие вещи. Но их необходимо было еще продать. Так на дорогах Европы появляется все больше торговцев. Но возить с собой много вещей было неудобно и сложно. Так постепенно на местах пересечения торговых путей и начинают появляться города. (В названиях многих городов остались, например, такие названия «хафен» в переводе с немецкого означает гавань, «честер» с латинского – табор, «бридж» с английского – мост).

Учитель предлагает составить итоговую таблицу.

Путь появления города

Пример

Античный – возникновение или восстановление города на территории, где до этого существовал античный город.

Неаполь, Рим, Париж.

Замковый – возникновение города возле замка, который становился центром административной власти или был военным гарнизоном или религиозным центром (монастырь).

Гамбург, Страсбург, Магдебург.

Торгово – ремесленные – возникновение города на пересечении торговых путей или мест организации торговли и производства ремесленных изделий.

Кембридж,

Франкфурт.

2. Население и внешний вид городов.

Работа с текстом. Учащиеся изучают текс и отвечают на вопросы после него.

Улицы средневекового города.

Средневековый город был окружен стенами, чтобы защищаться от врагов и давать убежище крестьянам, живущим рядом с городом. Так как стены мешали городам разрастаться вширь, то улицы суживались, чтобы поместить возможно больше строений, дома нависали друг над другом, верхние этажи выступали над нижними, и крыши домов, расположенных на противоположных сторонах улицы, чуть не соприкасались друг с другом. У каждого дома имелось множество пристроек, галерей, балкончиков.

Город был тесен и переполнен жителями, несмотря на незначительность городского населения.

В городе обычно имелась площадь — единственное более или менее просторное место. На ней находилась ратуша, на которой реяли флаги. Рядом возвышался собор – самое большое строение города. В базарные дни площадь заставлялась ларьками и крестьянскими возами со всякого рода товарами, привозимыми из окружающих деревень. Иногда площадей было несколько. На одной торговали хлебом, на другой сеном и т. д.

Обычно жители города имели за его стенами свои огороды, свои поля, свои пастбища. Каждое утро по звуку рожка открывались все ворота города, через которые скот выгонялся на общинные пастбища, а вечером этот скот опять загонялся в город. В городах держали, главным образом, мелкий скот — коз, овец, свиней. Свиней из города не выгоняли, они в самом городе находили себе обильную пищу, так как весь мусор, все остатки пищи выбрасывались тут же, на улицу

В городе поэтому была невозможная грязь и вонь, — пройти по улицам средневекового города, не выпачкавшись в грязи, было невозможно. Во время дождей улицы города представляли собой болото, в котором застревали телеги и мог потонуть иногда всадник с конем. В бездождье же в городе невозможно было дышать из-за едкой и зловонной пыли. При подобных условиях повальные болезни в городах не переводились, и во время больших эпидемий, которые время от времени вспыхивали в средние века, больше всего страдали города.

Вопросы:

  1. Почему на улицах было грязно?

  2. Почему улицы были такими узкими?

  3. Почему дома имели несколько этажей?

  4. Почему отходы выливали прямо на улицу?

  5. Что располагалось в центре города?

  6. Почему торговля велась на главной площади города?

  7. Почему город был окружен крепостной стеной?

  1. Борьба городов с сеньорами.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Работа с текстом. Учащиеся изучают текс и отвечают на вопросы после него.

Борьба средневековых городов с сеньорами. Вольные города.

Отличительными признаками города были свобода и самоуправление его жителей. В Средневековье действовал принцип «Нет земли без сеньора». Города строились на земле сеньора, и жители подчинялись его власти. Над воротами такого города был прикреплен герб феодала. Торговые сделки скреплялись печатью сеньора, который требовал за это плату. Должностные лица, назначенные им, судили горожан, собирали с них налоги, ведали чеканкой городской монеты. Кроме того, горожане выполняли феодальные повинности в пользу владельца земли, на которой стоял город.

Горожане пытались освободиться от власти сеньоров. Некоторые города за большие деньги выкупали у них свою свободу и право на самоуправление. Сеньоры шли на эту сделку охотно. В этом случае они сразу получали такую сумму денег, которую смогли бы собрать с горожан в виде пошлин и налогов за многие и многие годы. Однако нередко сеньор, растратив денежки, вновь предъявлял права на владение городом. Самоуправство феодала приводило к вооруженным столкновениям с горожанами. Изгнав людей сеньора, горожане запирались внутри городских стен и ждали врага. Собрав вассалов, сеньор подступал к городу. Затем начинался штурм городских укреплений.

Жители храбро обороняли свой город. Нередко, встретив ожесточенное сопротивление, сеньор отступал и горожане получали долгожданную свободу. Если же штурм был удачным и воины сеньора врывались внутрь городских стен, то начиналась расправа. Зачинщиков восстания казнили, а на остальных горожан накладывали огромный штраф.

У жителей города был ещё один путь к свободе — они могли получить освобождение от власти своего сеньора из рук короля. Давая монарху деньги, помогая королю в борьбе с непокорными вассалами, горожане рассчитывали получить от него грамоту, дающую городу свободу и права самоуправления. Получив такую грамоту, горожане подчинялись и платили налоги только королю своей страны.

Города, сумевшие добиться самоуправления, стали называться вольными городами. Над их воротами помещался герб, символизирующий независимость. Вольные города имели собственную печать, чеканили свою монету.

Многие города Северной и Средней Италии — Венеция, Генуя, Сьена, Флоренция, Лукка, Болонья и другие — в ХI — ХII вв. стали городами-государствами. В Германии аналогичное коммунам положение заняли в XII— XIII вв. наиболее значительные из так называемых имперских городов. Формально они подчинялись императору, но на деле были независимыми городскими республиками (Любек, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне и др.). Они управлялись городскими советами, имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир и союзы, чеканить монету и т.д.

Многие города Северной Франции (Амьен, Сен-Кантен, Нуайон, Бовэ, Суассон, и др.) и Фландрии (Гент, Брюгге, Ипр, Лилль, Дуэ, Сент-Омер, Аррас и др.) в результате упорной, часто вооруженной борьбы со своими сеньорами стали самоуправляющими городами-коммунами. Они выбирали из своей среды совет, его главу — мэра и других должностных лиц, имели собственный суд и военное ополчение, свои финансы, сами устанавливали налоги. Города-коммуны освобождались от выполнения жителями барщины, несения оброка и других сеньориальных повинностей. Взамен этого они ежегодно уплачивали сеньору определенную, сравнительно невысокую денежную ренту, а в случае войны выставляли в помощь ему небольшой военный отряд. Города-коммуны нередко сами выступали как коллективный сеньор по отношению к крестьянам, жившим на окружавшей город территории.

Города были открыты для новых граждан. Кто поселился в городе и находился в нем один год и один день, мог рассчитывать на защиту городской управой. Таким образом, подданные феодалов, крестьяне или люди неопределенной категории становились вольными гражданами. «Воздух в городе делает человека свободным», - такое было выражение. Города очень заботились о том, чтобы оправдать такую славу борцов за свободу.

Вопросы:

  1. Почему города в начале, были собственность короля, князя или вельможи?

  2. Почему города стали бороться за независимость?

  3. Как города получали права?

  4. Как происходило самоуправление в городе?

  5. Какие органы самоуправления были в городах?

  6. Какие документы обеспечивали независимость городов?

  7. Что означает выражение «Воздух в городе делает человека вольным»?

  8. Кто пополнял население города?

  1. Мастерская городского ремесленника.

  2. Цехи и развитие ремесла.

«Ажурная пилка».

Карточка № 1.

Интенсивное развитие ремесла вXII – XIII вв. сформировал цеховой строй в городах. Ремесленные объединения увеличивались в жестокой борьбе с феодалами. И несмотря на то что главной функцией цеха было производство, они имели важное значение в военном и оборонительном деле. Средневековый цех организовывался только по профессиональным признакам. Цех состоял из мастерских определенного профиля, которые располагались на территории всего города. Время от времени члены цеха собирались в церкви или ратуше, решая жизненно важные вопросы. Каждый цех имел свой устав. Документ узаконивал, регламентировал не только производственные, духовные, а и моральные нормы жизни ремесленного коллектива. В городах сложилась иерархия общин. Мастера угнетали подмастерье, ремесленников. Для того чтобы стать полноправным членом цеха (мастером), нужно было пройти стаж ученичества (три – семь лет) и сдать сложный экзамен.

Карточка № 2.

Члены цеха были также воинами, защищавшими участок крепостной стены или башню. Вместе с купцами и другими горожанами ремесленники демократично управляли городом. Администрация имела открытое антифеодальное направление. Тысячи крепостных крестьян, спасаясь от феодального гнета, находили за крепостными стенами надежный приют. Те из них, что находились в городе одни год и один день , становились полноправными жителями города. Герцоги часто совершали попытки при помощи войска вернуть своих подданных, но безуспешно. Города успешно противостояли таким авантюрам феодалов, ревностно отстаивая свои права и вольности.

Карточка №3.

Цеха имели строгую регламентацию: преследовали вне цеховых ремесленников, ограничивали производство, чтобы устранить конкуренцию. Например, производство продукции разрешалось только при дневном свете, изделия должны были иметь определенные параметры. Для предотвращения конкуренции с другими городами необходимо было заполнить городской рынок качественными товарами, поэтому за некачественную продукцию парижских пекарей, например, ставили к позорному столбу. Цеховая регламентация способствовала производству качественной продукции, но потом начала сдерживать рост производственных сил. Засилье цехов увековечивало мелкое производство, поставили всех в одинаковые условия тормозящие технических прогресс. К изобретателям применяли смертную казнь, что привело к застою в развитии науки и техники.

Вопросы:

  1. Какими были причины возникновения цехов?

  2. Какие функции выполняли цехи?

  3. Какой была структура цеха?

  4. В чем преимущества и недостатки цеха?

  1. Закрепление изученного материала.

Игра «Снежный ком».

Перед началом игры объявляется тема, по которой будет проводиться игра.

В игре принимают участие все ученики класса. Игроки по очереди должны называть слова по определенной теме. Если ученик не может назвать слово или говорит неправильно, он покидает игру. Игра продолжается пока не останется один игрок.

Например: город – ратуша – плебеи – ремесленник – мер – нищие – бургомистр - .

  1. Рефлексия. Итог урока.

Учитель выборочно проверяет знания, останавливается на типичных ошибках.

Подводя итог, учитель возвращается проблемному вопросу, и выслушивает ответы учеников.

Рефлексия

  •   Что нового узнали на уроке?

  •   Какие умения и навыки отрабатывали?

  •   С какими новыми терминами познакомились?

  •   Что понравилось и что не понравилось на уроке?

  •   Какие выводы сделали?

 Домашнее задание.

1. Для сильных учеников — § 13, подготовить проект на тему «История возникновения средневековых городов».

2. Для средних учеников - § 13, составить логическую цепочку «Причины возникновения городов и изменений в обществе».

3. Для слабых учеников — § 13, ответить на вопрос: как изменилось значение слова «шедевр» в наши дни?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!