СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока физики в 10 классе по теме: «Принципы действия теплового двигателя. КПД тепловых двигателей»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики в 10 классе по теме: «Принципы действия теплового двигателя. КПД тепловых двигателей»»

10 класс
Физи
ка
Урок № 44

Тема: Принципы действия теплового двигателя. КПД тепловых двигателей.

Тип: урок изучения нового материала.
Цель:  расширить у учащихся знания о тепловых двигателях и принципах их действия;

научиться применять знания о тепловых двигателях для объяснения рабочего цикла теплового двигателя; рассмотреть решение задач на применение знаний о КПД теплового двигателя.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель и ученики приветствуют друг друга.


II. Проверка домашнего задания

Учитель выборочно берёт у 2–3 учащихся тетради для проверки выполнения домашнего задания.


III. Актуализация опорных знаний учащихся

Учитель проводит фронтальный опрос:
- Что такое термодинамика?
- Может ли механическая энергия пропадать бесследно?
- Сколько мы знаем законов термодинамики?
- Как звучит первый закон термодинамики?
- Кто открыл второй закон термодинамики?
- Как звучит второй закон термодинамики?
- Какой процесс называют адиабатным?

- Что называют обратимыми и необратимыми процессами?
- Что такое равновесное состояние?
- Решите устно задачу:
Над газом была совершена работа 48 Дж, а его внутренняя энергия увеличилась на 18
Джоулей. Какое количество теплоты получил или отдал газ в этом процессе?
(Ответ: газ отдал 30 Дж теплоты.)

IV. Мотивационный этап урока. Постановка темы и целей урока

- Можно ли использовать внутреннюю энергию пороха или другого вида топлива для передвижения?

- Сказки и мифы разных народов свидетельствуют о том, что люди всегда мечтали быстро перемещаться из одного места в другое или быстро совершать ту или иную работу. Для достижения этой цели нужны были устройства, которые могли бы совершать работу или перемещаться в пространстве. Наблюдая за окружающим миром, изобретатели пришли к выводу, что для облегчения труда и быстрого передвижения нужно использовать энергию других тел, к примеру, воды, ветра и т. д. Как вы считаете, можно ли использовать внутреннюю энергию пороха или другого вида топлива для этих целей?

Учитель записывает на доске тему урока.

- Как вы считаете, чем мы сегодня займёмся на уроке?

Учитель слушает ответы учеников.

V. Изучение нового материала

- Для начала, давайте разберёмся, что такое тепловые двигатели?

Тепловые двигатели – это устройства, превращающие внутреннюю энергию топлива в механическую работу.

Любой тепловой двигатель включает в себя три основных элемента: нагреватель, рабочее тело двигателя и холодильник. Работа всех тепловых двигателей циклична. Каждый цикл состоит из разных процессов: получение энергии от нагревателя, рабочего хода, передачи неиспользованной части энергии холодильнику.

Учитель во время рассказа может делать схематическую зарисовку на доске:

- Для определения эффективности работы теплового двигателя вводят понятие КПД.

Коэффициентом полезного действия называют отношение полезной работы, совершённой данным двигателем, к количеству теплоты, полученному от нагревателя:

= , = ∙ 100 %

- количество теплоты, полученное от нагревателя
- количество теплоты, отданное холодильнику
= – работа совершаемая двигателем за цикл.


- Зная мощность и время работы двигателя, можно найти работу совершаемую за цикл:
А = Nt, зная это мы можем найти КПД теплового двигателя: = .

- В XIX веке французский инженер учёный Сади Карно (1796–1832) описал идеализированную тепловую машину с идеальным газом в качестве рабочего тела. Сейчас такой тепловой двигатель называют двигателем Карно.

В начале цикла рабочее тело и нагреватель имеют
одинаковую температуру Т1 (точка 1 на графике),
получая от нагревателя количество теплоты , газ
изотермически расширяется и приходит в состояние 2,
затем газ адиабатно расширяется отдельно и переходит
в состояние 3, при этом его температура понижается
до Т2 (температуры холодильника). После этого под
действием внешних сил, газ изотермически сжимается
до состояния 4, отдавая при этом холодильнику количество теплоты , и наконец, газ сжимается адиабатно от состояния 4 до первоначального состояния 1. При этом его температура повышается и обратно становится равно Т1.

Цикл Карно, самый эффективный цикл из всех возможных двигателей, и имеет максимальный КПД.

Любая реальная тепловая машина, работающая с нагревателем, имеющим температуру , и холодильником с температурой , не может иметь КПД превышающий КПД идеальной тепловой машины.

Максимально возможный КПД теплового двигателя:

= ∙ 100 %

- температура нагревателя;
- температура холодильника.


Формула КПД показывает, что тепловой двигатель, тем эффективнее, чем больше разность температур нагревателя и холодильника. Лишь при температуре двигателя равной абсолютному нулю, КПД будет равен 1. Но температура холодильника практически не может быть ниже температуры окружающего воздуха. Повышать температуру нагревателя можно, однако любой материал, твердое тело обладает ограниченной теплостойкостью или жаропрочностью. При нагревании он постепенно утрачивает свои упругие свойства, а при достаточно высокой температуре – плавится. Сейчас основные усилия инженеров направлены на повышение КПД двигателей, за счёт уменьшения трения частей, потерь топлива, вследствие его неполного сгорания, и т.д. Реальные возможности для повышения КПД здесь всё ещё остаются большими. Повышение КПД тепловых двигателей и приближение его к максимально возможному – важнейшая техническая задача.

Тепловые двигатели – паровые турбины устанавливают на всех АЭС для получения пара высокой температуры. На всех видах современного транспорта преимущественно используются тепловые двигатели: на автомобильном – поршневые двигатели внутреннего сгорания, на водном – ДВС и паровые турбины, на железнодорожном – тепловозы с дизельными установками, в авиации – поршневые, турбореактивные и реактивные двигатели.

Сравним эксплуатационные характеристики тепловых двигателей:

Тепловые двигатели

КПД

Паровой двигатель

8 %

Паровая турбина

40 %

Газовая турбина

25–30%

Двигатель внутреннего сгорания

18–24%

Дизельный двигатель

40–44%

Реактивный двигатель

25 %



Самый маленький КПД теплового двигателя у парового двигателя составляет 8%. Наибольшие КПД имеют паровая турбина и дизельный двигатель.

Широкое использование тепловых двигателей не проходит бесследно для окружающей среды: постепенно уменьшается количество кислорода и увеличивается количество углекислого газа в атмосфере, воздух загрязняется вредными для здоровья человека химическими соединениями. Возникает угроза изменения климата, поэтому нахождение путей уменьшения загрязнения окружающей среды, является одной из наиболее актуальных научно-технических проблем.

VI. Закрепление изученного материала. Решение упражнений

Работа на карточках

Учащиеся коллективно решают задания с карточки

Рекомендации для решения заданий на уроке:

Задание 1 – учащийся со слабой успеваемостью решает устно
Задание 2 – учащийся со слабой успеваемостью решает устно
Задание 3 – учащийся решает устно
Задание 4 – учащийся решает возле доски
Задание 5 – учащийся решает возле доски
Задание 6 – учащийся решает возле доски


10 класс
Физи
ка

Тема: Принципы действия теплового двигателя. КПД тепловых двигателей.

Задания

1. Ответьте на вопрос: Как изменится КПД идеального теплового двигателя, если увеличить температуру нагревателя при неизменном значении температуры холодильника? 

2. Заполните пропуски в тексте:
Один из ______________  двигателей называется двигателем внутреннего сгорания потому, что топливо сгорает ______________ двигателя.

3. Установите соответствие между видом теплового двигателя и устройством, в котором данный вид используется:

1) Ракета а) Реактивный двигатель
2) Автомобиль б) Двигатель внутреннего сгорания
3) Электростанция в) Паровая турбина

4. Решите задачу:
Тепловая машина с КПД 60 % за цикл работы отдаёт холодильнику количество теплоты, равное 100 Дж. Какое количество теплоты за цикл получает тепловая машина?

5. Решите задачу:
При скорости 180 км/ч расход бензина автомобиля составляет 15 л на 100 км пути, а КПД двигателя 25 %. Удельная теплота сгорания бензина 46 МДж/кг. Чему равна средняя мощность автомобиля?

6. Решите задачу:

Температура нагревателя идеальной тепловой машины 400 К, а температура холодильника 300 К. Двигатель получил от нагревателя количество теплоты 50 кДж. Какую работу совершило рабочее тело?



VII. Анонс домашнего задания

  • Прочитать §82 – 83

  • Устно отвечать на вопросы из §82

  • Выполнить тестовые задания А1–А5 (стр. 273)

  • Решить задачу:
    В топке паровой машины сгорело 20 кг каменного угля, удельная теплота сгорания которого равна 30 МДж/кг. При этом машиной была совершена полезная механическая работа 150 МДж. Чему равен КПД этой тепловой машины?

VIII. Подведение итогов урока

Учитель выставляет оценки за работу на уроке, тем самым поводит итоги урока.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!