СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока физики в 10 классе на тему: "Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока физики для базового класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики в 10 классе на тему: "Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул".»

10а - 10б –

Тема. Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.

Цель урока: опираясь на знания учащихся об основных положения МКТ, ознакомить их со свойствами вещества в трех агрегатных состояниях, развить умения объяснять свойства тел

План урока

Контроль знаний

Опрос по теме «Основные положения МКТ»

Демонстрации

1. Свойства газов.

2. Свойства жидкостей.

3. Свойства твердых тел

Изучение нового материала

1. Сравнение газов, жидкостей и твердых тел.

2. Газы.

3. Жидкости.

4. Твердые тела

Закрепление изученного материала

Контрольные вопросы

 

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Сравнение газов, жидкостей и твердых тел

2. Газы

Свойства газов определяются в основном движением молекул, поскольку взаимодействием молекул можно пренебречь. В связи с тем, что молекулы во всех газах движутся практически одинаково, свойства различных газов подобные.

Молекулы в газах расположены не вплотную - в среднем на расстояниях, намного превышающих размеры самих молекул. Например, в воздухе расстояние между молекулами примерно в 10 раз больше размеров молекул. Газы легко сжимаются, при этом уменьшается среднее расстояние между молекулами.

Молекулы с огромными скоростями - сотни метров в секунду - движутся в пространстве. Сталкиваясь, они отталкиваются друг от друга в разные стороны, подобно бильярдных шаров. Слабые силы притяжения молекул газа не способны удержать их друг возле друга. Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа.

3. Жидкости

Молекулы жидкости расположены почти вплотную друг к другу, поэтому молекула жидкости ведет себя иначе, не как молекула газа. Зажатая, как в клетке, другими молекулами, она осуществляет «бег на месте» (колеблется около положения равновесия, сталкиваясь с соседними молекулами). Лишь время от времени она совершает «прыжок», прорываясь сквозь «прутья клетки», но сразу же попадает в новую «клетку», созданную новыми соседями. Время оседлой жизни молекулы воды, т.е. время колебания около определенного положения равновесия при комнатной температуре, так же в среднем 10-11 с. А время одного колебания значительно меньше (10-12 – 10-13 с). С повышением температуры время оседлой жизни молекул уменьшается.

Молекулы жидкости находятся непосредственно друг возле друга. При попытке изменить объем жидкости начинается деформация самих молекул. Для этого нужны очень большие силы. Этим и объясняется малое сжатие жидкостей.

Как известно, жидкость может вытекать, т.е. не сохраняет свою форму. Объяснить это можно так. Если жидкость не течет, то «прыжки» молекул из одного оседлого положения в другое происходят с одинаковой частотой по всем направлениям. Внешняя сила заметно не меняет число скачков молекул за секунду. Но перемещение молекул из одного оседлого положения в другое происходят преимущественно в направлении действия внешней силы. Вот почему жидкость течет и принимает форму сосуда.

4. Твердые тела

Атомы или молекулы твердых тел колеблются около определенных положений равновесия. Иногда молекулы изменяют положение равновесия, но происходит это редко. Вот почему твердые тела сохраняют не только объем, но и форму.

Вопрос к ученикам во время изложения нового материала

1. Может ли одно и то же вещество находиться в разных агрегатных состояниях?

2. Что общего в твердых телах и жидкостях? Чем они отличаются?

3. Что общего в жидкостях и газах? Чем они отличаются?

4. Как расположены молекулы и атомы в газах, жидкостях и твердых кристаллических телах?

5. Как ведут себя газы при нагревании? Почему?

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Контрольные вопросы

1. Может ли железо находиться в газообразном состоянии?

2. Есть ли отличие между молекулами льда, воды и водяного пара?

3. Как располагаются молекулы в газах, жидкостях и твердых телах? 

Домашнее задание: п. 55, 56

1. Решение задач

1. Сравните свойства вещества в твердом и газообразном состояниях.

2. Может ли углекислый газ быть жидким? твердым?

3. Как расположены молекулы и атомы в газах, жидкостях и твердых кристаллических телах?

4. Газ способен к неограниченному расширению. Почему существует атмосфера Земли?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!