СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Этот удивительный мир фразеологизмов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект разработан в виде путешествия в страну фразеологизмов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Этот удивительный мир фразеологизмов"»

Шарулаева Зарена Шамсулиновна учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №14» г. Хасавюрт

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема урока: «Этот удивительный мир фразеологизмов»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок смешанного типа.

Цели урока: Образовательные: формировать представление о фразеологизмах, их синтаксической роли, умение находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и правильно применять их в речи.

Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся, воспитание уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову.

Формировать УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулирование собственной позиции, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.

Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на уроке, умение находить нужную информацию в учебнике, словарях, справочниках; работа с разными видами заданий.

Оборудование урока: распечатанные таблицы и тесты, словари, ИКТ презентация.

Ход урока:

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Орг. этап.


1.Учитель организует внимание обучающихся, доброжелательный настрой и приглашает к сотрудничеству.





2. Слово учителя:

-Тема этого урока «Этот удивительный мир …» (на доске записана только часть темы урока). (Слайд 1) 

-Скрытое слово является отгадкой на загадку.

-Ребята, попробуйте отгадать о чём идёт речь?

Мы очень устойчивы

И просим настойчиво:

На слова нас не менять,

Прямо так употреблять!


Учитель: Вот эту загадку мы и попытаемся разгадать сегодня на уроке.




1. Учащиеся приветствуют учителя, внутренне организуются, мобилизируются на работу.

2.Делают записи в тетрадях.





Учащиеся высказывают свои предполагаемые ответы.


II.Актуализация опорных знаний

Лексический диктант.

1)Отрезок речи с законченной интонацией (фраза);

2)процесс действия по значению глагола разбирать (разбор);

3)слова с противоположным лексическим значением (антонимы);

4)наставление, совет, наказ, данные потомкам. (завет)

5) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы);

6) раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его основную единицу - слово. (лексикология);

7)сова или группа слов, которыми называют того, к кому адресована речь.(обращение);

8)художественное преувеличение (гипербола);

9)тонкая насмешка, употребление противоположное прямому(ирония);

10)то что назначено для выполнения (задание);

11)Переносное значение слова, основанное на сходстве (метафора);


Нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь в столбик) с последующей проверкой по написанному на доске.(Слайд 2)


III. Основной этап.

1.Подготовка к восприятию нового материала.





































2. Работа над новым материалом























3.Изучение теоретического материала (Решение проблемы, открытие новых знаний)






































































4.Работа с учебником.










5. Презентация фразеологизмов.















6.Этап закрепления изученного материала. Поэтическая разминка.

















- Ребята, послушайте отрывок из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти?

Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего щенка.

- Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик?


Учитель: А вы знаете ,что значит «собаку съел(а)»?

Учитель: Верно, ребята. Выражение «собаку съел» (Разг.), значит, приобрёл большой опыт, основательные знания в чём – либо, стал мастером в каком - либо деле.

А вот знаете ли вы, что выражение это возникло на основе поговорки, зафиксированной В.И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение «Мастер своего дела».

Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы - устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение.

А как они называются, вы узнаете, если прочитаете первые буквы слов «Лексического диктанта». Запишите к себе в тетрадь это слово в продолжение темы урока. А теперь, опираясь на тему и следующую запись, сформулируйте цель нашего урока:

Запись на экране:

  • Уточнить, что такое ………., выяснить их особенности и синтаксическую функцию

  • Узнать, как называется наука о языке, в котором изучаются..........

  • Выяснить, где узнать лексическое значение........

Выяснить роль .......... в речи.

Работа в группах.(Слайд 4)

Ребята, мы ведь не знаем всех фразеологизмов, а тем более их значений. Как вы думаете, где можно посмотреть их значения?

Предлагаю провести исследование и расширить наши знания о фразеологизмах.

(Приём «Следствие ведут знатоки»)

Учитель: Ребята, на карточках вам предлагается задание, сначала оно обсуждается в группе, затем озвучивается для всех присутствующих в каждой группой по очереди. Мнение группы представляет один человек. Время выполнения - 5 минут.

Группа №1

Цель: выяснить, можно ли узнать значение фразеологизмов в словаре, в учебнике, в толковом словаре, во фразеологических словарях, а также в интерактивном словаре фразеологизмов в интернете.

Приведите 3 примера.


Группа №2

Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний. (Приём «Найди фразеологизм»)

На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали засучив рукава.

За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. Ребёнку намылили голову ароматным шампунем.


Группа №3

Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма.

Приём «Найди нужное слово». Объясните значение фразы.

(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; бить (мух, баклуши, ящики);


Группа №4

Является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?

1.Петя на уроке труда работал плохо. Он бездельничал.

2.Петя на уроке труда работал спустя рукава. Он бил баклуши.

Учитель: Ребята, результаты своего исследования заносите в лист ответов.

Учитель: Подберите к каждому слову фразеологизм.

- Ребята, какой вывод о структуре фразеологизма можно сделать?











- А сейчас выполним упражнение 100.











Учитель:

- Посмотрите на слайды, где рассказывается о происхождении некоторых фразеологизмов.

- Таким образом, источники возникновения новых фразеологизмов огромны. Они могут появиться в любой момент. Крестьянский быт, наблюдения над животными, народные обычаи, профессиональная среда, исторические события – все это может дать жизнь фразеологизмам. Кроме того, литературные произведения, фольклор (сказки, пословицы и поговорки) пополняют фразеологическую копилку русского языка.

Слово учителя.

- А сейчас нам предстоит преодолеть поэтический перевал.(Слайд 9)

На слайде текст:

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки –

Французы тут как тут.

-Откуда эти строки? Объясните значение фразеологизмов.

- О каких событиях идёт речь в этой строфе баллады М.Ю.Лермонтова?

- Кто рассказчик?

- Как вы думаете, для чего автор использует фразеологизмы в этом отрывке?




Учащиеся анализируют, осмысливают.






Учащиеся отвечают: Собаку съела. Он не знал значения этого выражения.

Учащиеся высказывают свои предположения.















(Слайд 2)Фразеологизм








(Слайд 3)













Результаты заносятся в таблицу о фразеологизмах.



























































Уч-ся делают вывод: фразеологизмы равны по значению либо одному слову, либо целому предложению.

Запись предложений и обозначения фразеологизмов как членов предложения



(Слайды 5-8)















Ученики отвечают на вопросы, делают вывод о том, что фразеологизмы делают нашу речь яркой и выразительной.










IV.1 Подведение итогов.

2.Выставление оценок.

Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что такое фразеологизмы? Откуда они появляются в языке? Для чего их используют в речи?

Ученики отвечают на вопросы.


V. Рефлексия.


Слово учителя.

- А сейчас мы проверим знания. Попытаемся правильно выполнить тестовые задания.

  1. Найди соответствия.

1). Как снег на голову

2). Держать язык за зубами

3). Намять бока

4). Не в бровь, а в глаз



  1. Метко

  2. Набить

  3. Молчать

  4. Неожиданно

  1. Продолжи фразеологизмы, используя слова для справок (форму слов можно изменить).

  1. Дрожит как

  2. Держать в ежовых

  3. Вариться в собственном

  4. Выводить на чистую



  1. Вода

  2. Осиновый лист

  3. Рукавицы

  4. Сок


Учащиеся выполняют тесты.

VI.Домашнее задание.

Выписать 5 фразеологизмов из произведений художественной литературы, подобрать к выписанным фразеологизмам синонимы и антонимы.

Учитель: Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а продолжаем работу. Сегодня на уроке не было ни одного ученика, который бы бил баклуши или тянул кота за хвост!

Молодцы, ребята!

Спасибо за работу!







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!