II.Актуализация опорных знаний | Лексический диктант. 1)Отрезок речи с законченной интонацией (фраза); 2)процесс действия по значению глагола разбирать (разбор); 3)слова с противоположным лексическим значением (антонимы); 4)наставление, совет, наказ, данные потомкам. (завет) 5) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы); 6) раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его основную единицу - слово. (лексикология); 7)сова или группа слов, которыми называют того, к кому адресована речь.(обращение); 8)художественное преувеличение (гипербола); 9)тонкая насмешка, употребление противоположное прямому(ирония); 10)то что назначено для выполнения (задание); 11)Переносное значение слова, основанное на сходстве (метафора); | Нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь в столбик) с последующей проверкой по написанному на доске.(Слайд 2) |
III. Основной этап. 1.Подготовка к восприятию нового материала.
2. Работа над новым материалом
3.Изучение теоретического материала (Решение проблемы, открытие новых знаний) 4.Работа с учебником. 5. Презентация фразеологизмов.
6.Этап закрепления изученного материала. Поэтическая разминка.
| - Ребята, послушайте отрывок из книги К.И.Чуковского «От двух до пяти» и скажите, почему такое могло произойти? Мальчик услышал, что пришедшая в гости старушка «собаку съела» на каких-то делах, он тут же спрятал от неё своего щенка. - Какое сочетание слов так испугало мальчика? Чего же не знал мальчик? Учитель: А вы знаете ,что значит «собаку съел(а)»? Учитель: Верно, ребята. Выражение «собаку съел» (Разг.), значит, приобрёл большой опыт, основательные знания в чём – либо, стал мастером в каком - либо деле. А вот знаете ли вы, что выражение это возникло на основе поговорки, зафиксированной В.И. Далем: «Собаку съел, а хвостом подавился». Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень трудное и споткнулся на пустяке. Современное же значение «Мастер своего дела». Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы - устойчивые сочетания слов, в этих сочетаниях слова теряют свою самостоятельность, и смысл имеет все выражение в целом. Например, «бить баклуши» - бездельничать, «зарубить на носу» - запомнить. Такие выражения нельзя понимать буквально, так как их смысл не исходит из смысла слов, составляющих выражение. А как они называются, вы узнаете, если прочитаете первые буквы слов «Лексического диктанта». Запишите к себе в тетрадь это слово в продолжение темы урока. А теперь, опираясь на тему и следующую запись, сформулируйте цель нашего урока: Запись на экране: Уточнить, что такое ………., выяснить их особенности и синтаксическую функцию Узнать, как называется наука о языке, в котором изучаются.......... Выяснить, где узнать лексическое значение........ Выяснить роль .......... в речи. – Работа в группах.(Слайд 4) Ребята, мы ведь не знаем всех фразеологизмов, а тем более их значений. Как вы думаете, где можно посмотреть их значения? Предлагаю провести исследование и расширить наши знания о фразеологизмах. (Приём «Следствие ведут знатоки») Учитель: Ребята, на карточках вам предлагается задание, сначала оно обсуждается в группе, затем озвучивается для всех присутствующих в каждой группой по очереди. Мнение группы представляет один человек. Время выполнения - 5 минут. Группа №1 Цель: выяснить, можно ли узнать значение фразеологизмов в словаре, в учебнике, в толковом словаре, во фразеологических словарях, а также в интерактивном словаре фразеологизмов в интернете. Приведите 3 примера. Группа №2 Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний. (Приём «Найди фразеологизм») На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали засучив рукава. За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову. Ребёнку намылили голову ароматным шампунем. Группа №3 Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма. Приём «Найди нужное слово». Объясните значение фразы. (Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; бить (мух, баклуши, ящики); Группа №4 Является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким? 1.Петя на уроке труда работал плохо. Он бездельничал. 2.Петя на уроке труда работал спустя рукава. Он бил баклуши. Учитель: Ребята, результаты своего исследования заносите в лист ответов. Учитель: Подберите к каждому слову фразеологизм. - Ребята, какой вывод о структуре фразеологизма можно сделать?
- А сейчас выполним упражнение 100.
Учитель: - Посмотрите на слайды, где рассказывается о происхождении некоторых фразеологизмов. - Таким образом, источники возникновения новых фразеологизмов огромны. Они могут появиться в любой момент. Крестьянский быт, наблюдения над животными, народные обычаи, профессиональная среда, исторические события – все это может дать жизнь фразеологизмам. Кроме того, литературные произведения, фольклор (сказки, пословицы и поговорки) пополняют фразеологическую копилку русского языка. Слово учителя. - А сейчас нам предстоит преодолеть поэтический перевал.(Слайд 9) На слайде текст: И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки – Французы тут как тут. -Откуда эти строки? Объясните значение фразеологизмов. - О каких событиях идёт речь в этой строфе баллады М.Ю.Лермонтова? - Кто рассказчик? - Как вы думаете, для чего автор использует фразеологизмы в этом отрывке? | Учащиеся анализируют, осмысливают. Учащиеся отвечают: Собаку съела. Он не знал значения этого выражения. Учащиеся высказывают свои предположения. (Слайд 2)Фразеологизм (Слайд 3)
Результаты заносятся в таблицу о фразеологизмах.
Уч-ся делают вывод: фразеологизмы равны по значению либо одному слову, либо целому предложению. Запись предложений и обозначения фразеологизмов как членов предложения
(Слайды 5-8)
Ученики отвечают на вопросы, делают вывод о том, что фразеологизмы делают нашу речь яркой и выразительной.
|