СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Экскурсия в природу. Зимние явления в жизни растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-экскурсия разработан с целью ознакомления учащихся с особенностями жизнедеятельности живых организмов в зимний период.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Экскурсия в природу. Зимние явления в жизни растений"»

Конспект урока – экскурсии по биологии в 6 классе

Тема урока: Экскурсия в природу. Зимние явления в жизни растений.

Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с особенностями жизнедеятельности живых организмов в зимний период.

Задачи урока:

Образовательные:

- сформировать знания о зимнем сезоне, зимних явлениях, переменах в живой и неживой природе зимой, учить творчески выражать свое отношение к красотам природы, умело наслаждаться природой, расширить кругозор у обучающихся;

- познакомить учащихся с разнообразием растений участка леса с зимними явлениями.

Развивающие:

- способствовать формированию у учащихся умений наблюдать за живыми организмами зимой, планировать свою деятельность, систематизировать материал, выполнять отчеты;

- создание условий, побуждающих детей с вниманием и заботой относится к природе, познавать, но не разрушать её; привить школьникам навыки поведения в природе.

Воспитывающие:

- содействие формированию высоконравственных качеств, любви ко всему живому;

- создание условия для развития умения видеть неповторимую прелесть и красоту окружающей природы.

Ожидаемы результаты: сформирование представлений у учащихся с особенностями жизнедеятельности живых организмов зимний период.

Предметные результаты:

- выделять и характеризовать главные признаки объектов живой природы

- знать видовой состав растений выращиваемых на пришкольном участке.

Личностные УУД:



- формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру;

- интерес к окружающему миру;

- мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

- формировать умение извлекать информацию из окружающего мира;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- формировать умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД:

- формировать умение определять цель деятельности на уроке;

- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Место проведения экскурсии: территория учреждения образования (место, где есть насаждения из различных древесных пород и кормушки для птиц).

Продолжительность экскурсии: 45 мин.

Методы:

1. Словесный (беседа, диалог)

2. Наглядный (работа с живыми объектами, рисунками, схемами)

3. Дедуктивный (анализ, применение знаний, обобщение)

4. Репродуктивный (воспроизведение учениками ранее полученных знаний)

Оборудование:

• карточки-задания;

• листы белой бумаги формата А3 (по одному для каждой группы);

• линейка для измерения толщины снежного покрова;

• термометр для измерения температуры воздуха;

• цветные карандаши (один карандаш для одного учащегося) для экологической игры.

Ход урока

1.Ориентировачно – мотивационный этап.

Приветствие учащихся, создание позитивного настроя на урок-экскурсию.

2. Целеполагание и постановка учебных задач.

1. Учитель предлагает учащимся вспомнить общие правила безопасного поведения во время проведения экскурсии.

Правила техники безопасности при проведении экскурсий по биологии:

1. Выполнять все действия только по указанию учителя.

2. Идти только по маршруту, указанному учителем, не нарушая правил дорожного движения при переходе улиц, перекрёстков.

3. Выполнять только работу, определённую учебным заданием.

4. Не делать резких движений, не трогать посторонних предметов.

5. Соблюдать порядок и дисциплину, провести повторную перекличку на месте.

6. Без разрешения учителя никуда не отлучаться.

7. Двигаться компактной группой, не теряя никого из виду.

8. Не выкапывайте растения незащищёнными руками, пользуйтесь лопаточками.

Спросить, какое правило дети хотели бы добавить или изменить.

Цель урока: изучить особенности жизнедеятельности живых организмов и их приспособленности их к суровым зимним условиям.

3. Этап актуализации знаний. Этап усвоения новых понятий.

Учитель предлагает учащимся стать в круг и, подумав 1 минуту, назвать ассоциации со словом зима. Можно предложить высказываться учащимся по желанию или всем по очереди по кругу.

Учитель сообщает о том, что зима — самый продолжительный сезон в средних широтах. Зиму можно условно разделить на следующие периоды: первозимье — период от выпадения первого снега до зимнего солнцестояния (21 декабря), коренная зима — с 20-х чисел декабря до начала февраля, перелом зимы наступает в феврале, когда увеличивается световой день. Учитель обращает внимание учащихся на безлистное состояние деревьев, на то, что все словно остановилось, замерло. Однако жизнь растений с наступлением зимы не прекращается. Это состояние называется зимним покоем, когда все биологические процессы, особенно ростовые, сведены к минимуму. Хотя для многих деревьев и кустарников зима — время распространения семян. У березы, ольхи, ясеня, липы семена имеют «крылышки», помогающие им лететь по снежному насту. В конце зимы рассеиваются семена ели и сосны. У рябины, боярышника, калины сочные плоды сохраняются на ветвях и зимой. Они служат пищей птицам, которые способствуют широкому распространению семян. Далее следует вспомнить, какие деревья и кустарники не сбрасывают на зиму листья. Зимой мы можем отличать деревья по почкам, по форме кроны (силуэту), по коре.

Учитель сообщает, что на экскурсии мы будем наблюдать объекты живой природы зимой. Как вы думаете, какие живые организмы, кроме деревьев и кустарников, мы сможем наблюдать на сегодняшней экскурсии? Учащиеся высказывают свои предположения, которые можно будет проверить в конце экскурсии.

Учащиеся разбиваются на группы по четыре — шесть человек. Группы получают одинаковые задания, но выполняют их на разных участках территории пришкольного участка.
Учащиеся делают фото своего объекта, для того чтобы выполнить карточку-задание в классе. Измеряют температуру воздуха термометром, а также с помощью линейки толщину снежного покрова на вашем участке.

Карточку-задание получает каждый учащийся, и она остается у него до следующего урока. Это облегчит учащемуся выполнение домашнего задания. На следующем уроке учащийся сдает отчет об экскурсии вместе с карточкой.

Экологическая игра «Картины коры»

Игра позволяет изучить особенности строения коры деревьев разных видов. Учитель раздает участникам бумагу и карандаши и предлагает сделать рисунки коры разных древесных пород. Участники подходят к дереву, прижимают бумагу к коре и обводят легкими прикосновениями карандаша к бумаге образовавшиеся выступы. Нанесенные на бумагу контуры строения коры следует разукрасить. Таким образом, получается картина коры определенного вида древесного растения. Участники представляют результаты своей работы, обмениваются рисунками и определяют вид древесного растения по чужому рисунку. Подготовленные рисунки можно взять домой на память об экскурсии.

4.Этап первичных закреплений знаний.

По возвращению в класс ребята заполняют карточку-задание в своих группах. Группы представляют результаты своей работы.

Подводим итоги. Учитель предлагает подсчитать общее количество объектов живой природы, которые удалось наблюдать классу во время экскурсии. Какие объекты живой природы встречались у всех групп? Собрав листы АЗ с отмеченными на них объектами живой природы, можно получить интересный общий зимний план-схему выбранного для экскурсии участка.

5.Домашнее задание. Повторить §15в учебнике. Нарисуйте на листе А3 план-схему выбранного вами участка и обозначьте на нем увиденные объекты живой природы.

6.Рефлексия.

• Нравится ли вам территория образовательного учреждения зимой? Почему?

• Что было для вас самым интересным на экскурсии?

• Насколько легко или трудно было каждому из вас справиться с заданиями?

• Что нового вы узнали о территории учреждения образования?



































Приложение 1

Карточка-задание для учащихся

Цель: наблюдение и определение объектов и явлений живой природы зимой.

Групповые задания:

1. Откройте и рассмотрите фото вашего участка. Опишите ваш участок. Как он выглядит в зимних условиях? Какая температура воздуха? Какая толщина снежного покрова на вашем участке? Есть ли на вашем участке хвойные деревья? Какие?

2. Как вы думаете, если раскопать снег, что или кого можно увидеть под снегом?

3. Какие явления живой природы вы наблюдаете на выбранном вами участке?

4. Представьте результаты вашей работы другим группам.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!