СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока-экскурсии по окружающему миру «в гости к осени»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-экскурсии по окружающему миру «в гости к осени»»

КОНСПЕКТ УРОКА-ЭКСКУРСИИ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ «В ГОСТИ К ОСЕНИ»

АВТОР: Колесникова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Новоярковская СОШ»

Цель: провести наблюдения за осенними изменениями в живой и неживой природе, создание условий для формирования представлений у учащихся об основных признаках наступления этого времени года, обобщить знания детей о характерных признаках осени в неживой природе; расширить знания об осенних изменениях в жизни растений, в жизни насекомых и птиц, показать их связь с неживой природой. развитие навыков ориентирования на местности.

Задачи: 1. Расширять знания детей об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц.
2. Развивать мыслительную и познавательную активность.

3. Развивать коммуникативные умения, доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, принимать единое решение в групповой работе.

4.Воспитывать бережное отношение к природе.


Создать условия для развития УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, испытывать чувство гордости за красоту родной природы, формулировать самому простые правила поведения в природе;

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действий, определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации, продолжать учить работать в группе, умение договариваться.

Познавательные УУД: отличать новое от уже известного с помощью учителя, ориентироваться в своей системе знаний, извлекать необходимую информацию; находить ответы на вопросы используя информацию, полученную на уроке-экскурсии.

Методы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.

Тип урока: урок получения новых знаний, урок развития умений и навыков.

Форма урока: урок-экскурсия по пришкольной территории, по территории школьного участка.

Для проведения урока необходимо: карточки с заданиями, блокноты для фиксирования наблюдений, карандаши, ручка.

Место проведения: пришкольная территория, территория школьного участка.

Планируемые результаты:

предметные: учащиеся научатся наблюдать за состоянием погоды, за осенними изменениями природы, оценивать воздействие осенних изменений неживой природы на человека, растения, птиц, насекомых, использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни; обогащение словарного запаса;

метапредметные: уметь получать информацию из практической деятельности; быть толерантным к мнению одноклассников; уметь контролировать свою деятельность по ходу и результатам выполнения задания.




Ход урока (40 минут)

1.Организационный момент.

2.Самоопределение к деятельности.

Учитель читает стихотворение Ирины Николаевны Бутримовой.

Постепенно холодает
И короче стали дни.
Лето быстро убегает,
Стаей птиц, мелькнув вдали.

 

Уж рябины покраснели,
Стала жухлою трава,
На деревьях появилась
Ярко-желтая листва.

 

По утру туман клубится,
Неподвижный и седой,
А к полудню солнце греет
Будто летом в жаркий зной.

 

Но едва подует ветер
И осенняя листва
Замелькает в ярком танце
Будто искры от костра.


- О каком времени года стихотворение? (О осени)

- Сегодня на уроке мы пойдем на экскурсию, в гости к Осени.

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на экскурсии?

- Осень пришла в наши края и мы отправимся в гости к ней, прогуляемся по территории нашего школьного участка, сада. Мы понаблюдаем, как изменилась природа с её приходом. С собой мы возьмем блокноты, ручки для того чтобы записать наши наблюдения.

- Вот и пришла к нам осень. Мы сейчас пойдем и посмотрим, какие весточки она нам оставила.



3.Работа по теме урока.

Подготовка к экскурсии

(Сообщается место проведения экскурсии, маршрут движения, правила поведения на природе.)

- Давайте вспомним и повторим правила поведения на уроке-экскурсии? (В саду не шумят, не ломают ветки деревьев, не мусорят, не срывают цветы, травы)

-Вы готовы отправиться в путь? (ответы детей)

(Перед началом экскурсии учитель настраивает детей на то, что им предстоит на экскурсии)

1.Увидеть изменения, которые произошли в природе по сравнению с летом.

2.Понаблюдать за погодой и сравнить ее с погодой, которая была летом.

3.Понаблюдать как изменились деревья, кустарники, цветы, трава.

4.Посмотреть, изменился ли внешний вид хвойных деревьев.

5.Обратить внимание, появились ли цветущие травянистые растения.

6.Выяснить как изменилась жизнь животных, птиц, насекомых.

7. Обратить внимание какие произошли изменения на школьном участке.

Экскурсия.

-Ребята, у нас будет 4 станции, каждая из которой имеет свое название. Мы будем фиксировать свои наблюдения и выполнять задания на карточках, которые я подготовила. (Дети работают в парах).

Станция «Неживая природа осенью»

Карточка №1. Изменения в неживой природе.

- Какая погода сегодня? Сравните ее с летней погодой.

- Чем отличается осеннее небо по цвету и облачности от летнего?

- Как светит солнце? Изменилась ли осенью высота солнца над горизонтом и продолжительность дня?

- Как изменилась почва?

Продолжаем путешествие

Станция . «Деревья и кустарники осенью»

Карточка №2. Изменения деревьев и кустарников.

-Найдите хвойное дерево и скажите, изменилось ли оно по сравнению с летом. (Учащиеся находят дерево и зарисовывают его)

-Найдите лиственное дерево и кустарник. Как изменились они с приходом осени?

-Рассмотрите листья на дереве и кустарнике. Как изменились они по сравнению с летом. (Дети зарисовывают осенние листья).

Станция «Птицы, насекомые осенью.»

Карточка №3 Изменения в жизни птиц и насекомых.

-Каких птиц вы видите, слышите во время экскурсии? Какие изменения произошли в их жизни с приходом осени?

- Каким важным делом заняты птицы осенью? Что значит перелетные птицы?

- Какие насекомые нам встретились в осеннем саду? (Ученика находят и называют насекомых)

- Рассказ учителя о насекомых.( Паучата и паутина. У многих видов пауков к осени выходят из отложенных летом яиц крошечные паучата. Малыши не могли бы расселиться по лесу и полю, передвигаясь на своих маленьких ножках. Каждый паучок взбирается на стебелек и выпускает из брюшных паутинных бородавок струйку особой жидкости, быстро затвердевающей на воздухе в виде нити. Она становится все длиннее, ее подхватывает ветерок и поднимает вместе с паучком. Так как паучки очень легкие, они уносятся далеко от места своего рождения. По пути паутинка где-нибудь зацепится за ветку и оборвется, а паучок спустится на землю. К наступлению холодов он успеет заползти в расщелину коры, где и перезимует.

В осенью можно встретить массу божьих коровок, забившихся между хвоинками молодых сосенок, под камнями, в коре деревьев. Эти полезные жучки — истребители тлей слетелись сюда перед тем, как забраться под кору дерева или в трещины старых пней, где они в оцепенении проводят зиму.

Наблюдаемые осенью бабочки вывелись из куколок еще летом. Пока было тепло, они жили питаясь нектаром и опыляя цветковые растения. С наступлением холодов бабочки впадают в оцепенение, забиваются в трещины стволов, под кору. Не следует ловить и тем более уничтожать бабочек.)

(Дети зарисовывают насекомых)


-Наше путешествие подходит к концу и конечная станция называется

«Осенняя красота природы» (Учитель проводит коллективное обсуждение каждого задания. Ученики отчитываются о своих наблюдениях, делается коллективный вывод).

-Отправляемся обратно в путь! Сегодня вы для себя сделали много открытий, своими глазами увидели и понаблюдали за изменениями в живой и неживой природе. А главное увидели много нового и интересного.

4.Подведение итогов урока

(Этот этап проводится в школе. На доске составляется схема «Осенняя красота природы, наблюдаемые на экскурсии». На листах А4 обучающиеся иллюстрируют понравившийся момент экскурсии. Затем проводиться викторина на тему «Осень»).



Викторина «ОСЕНЬ»
Часть 1. «Осенние загадки»
1. Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и ёлочек, я ... (Осень)
2. Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)



3. Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг! (Дождь)
4. Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто ... (Листопад )
5. Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь)
6. Вот старушка из сторожки
Грязь разводит на дорожке.
Вязнет в топи мокрый лапоть –
Все зовут старушку …(слякоть).
7. По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует — оно задрожит. (Лужа)
8. Пока дети — каждый в берете.
Повзрослели — шляпы надели. (Грибы)
9. Прилетел я с ветерком
И накрыл избушки.
Воздух словно с молоком,
Подставляйте кружки! (Туман)

Часть 2. Блиц – опрос «Ответь правильно»
1. Дары осени – что это? (урожай, грибы, ягоды)
2. Самый продолжительный осенний месяц? (октябрь)
3. Как называется явления с вальсирующими листьями? (листопад)
4. Пришла без красок и без кисти, а перекрасила все листья? (осень)
5. Как вы считаете основная уборка начинается летом или осенью? (осенью)
6. Какое дерево осенью платье – листья теряет, а пуговки ославляет? (рябина)
7. Какие колосья поспевают осенью? (пшеница, рожь)
8. Что осенью называют «тихой охотой»? (сбор грибов)
9. Частые подарки с неба осенью. (Дожди)
10. Какого цвета одежда на деревьях осенью? (Желтого)
11. Как называют птиц, которые улетают в теплые края (перелетные)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!