СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Единственное и множественное число имен существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать развитию мышления, устной и письменной речи.

Задачи урока:

образовательные: дать понятие об изменении имён существительных по числам;

учить употреблять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа;

развивающие: развивать умение выстраивать правило по схеме, наблюдательность, речь;

воспитательная: прививать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Единственное и множественное число имен существительных"»

Русский язык

Тема урока: Единственное и множественное число имен существительных.


Цель: создать условия для знакомства с понятием об изменении имен существительных по числам, способствовать развитию мышления, устной и письменной речи.

Задачи урока:

образовательные: дать понятие об изменении имён существительных по числам;

учить употреблять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа;


развивающие: развивать умение выстраивать правило по схеме, наблюдательность, речь;


воспитательная: прививать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; формировать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Планируемые результаты:

Предметные:

  • определять грамматический признак имен существительных – число;

  • изменять имена существительные по числам.

Метапредметные:

  • использовать специальную терминологию;

  • работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, таблицы, схемы, правил).

  • уметь высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом.

Коммуникативные: - сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные: - проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные: - определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

-- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями

Оборудование:

Учебник, маршрут урока, презентация, таблица, сигнальные карточки.

План урока

Каллиграфическая минутка

Словарная работа.

Постановка учебной задачи (таблица).

Исследовательская работа:


Ход урока.

I.Мотивация к учебной деятельности.

«В небесах высоко ярко солнце светит
До чего ж хорошо жить на белом свете
Если вдруг грянет гром в середине лета
Неприятность эту мы переживём
Между прочим это мы переживём»

- А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

Повернитесь к соседу по парте подарите ему улыбку, такую же теплую, как наше солнышка.

II.Актуализация знаний.

- Ребята наш урок, я начала с интересных строк. Вспомните, откуда вы могли их слышать? (Песня кота Леопольда)

- Верно. Как вы думаете почему в начале урока я взяла именно эти строчки? (К нам в гости пришел кот Леопольд).

- (Слайд) Верно. Наш гость отправился на рыбалку, но теперь не может добраться до дома, так как мыши прокололи ему на велосипеде колеса. По пути Леопольд решил заглянуть к нам и спросить можем ли мы ему помочь.

- Вспомните, кот Леопольд кто он? Что делал?

- Отлично. Мыши решили затеять шутку над котом. Чтобы предотвратить и не покалечить нашего кота нужно ему помочь.

- Итак, посмотрите, как выглядит маршрут до дома кота Леопольда.

План:

1. Каллиграфическая минутка

2. Словарная работа

3. «Я знаю, я умею»

4. Исследование

5. Физминутка

6. Закрепление

7. Рефлексия

8. Домашняя работа

- Открываем тетради. Записываем число, классная работа. Покажите коту Леопольду, как правильно сидят ученики за партами, как правильно держат ручку.

Каллиграфическая минутка (Приложение1).

- Выдвигаемся в путь. Посмотрите, на дороге мыши разложили гвозди в виде букв, для того чтобы нам ее объехать нужно догадаться, что это за буква.

У вас на парте лежит карта, на ней есть наша дорога. Прочитайте записанные на ней буквы.

К

л

о

Я

м

й

Н

и

э

  • Зачеркните гласные буквы.

  • Зачеркните буквы, обозначающие непарные согласные звуки.

  • Зачеркните букву, которая обозначает всегда мягкий согласный звонкий звук.

  • Какая буква осталась?

  • Какие звуки обозначаются данной буквой?

Сегодня на минутке каллиграфии мы будем писать букву Кк.

  1. Пальчиковая гимнастика.


Раз, два, три, четыре, пять

Вышли мышки погулять,

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять.


  1. Возьмите в руку ручку. Покажите, как нужно правильно ее держать.

  2. Представьте, что перед вашими глазами появилась тетрадь.

  3. Пропишите в воздухе заглавную букву К.

  4. В тетрадке после классной работы прописываем буквы Кк.

  5. Ручку держим правильно, пишем аккуратно.

  6. Спинку держим ровно.

  7. Обведите простым карандашом буквы, написание которых вам понравилось.

- Скажите пожалуйста, зачем мыши нам дали задания прописать буквы?

(Самоконтроль).

- Отлично, мы обошли первые препятствия. Пока мы двигаемся за веселым разговором кот Леопольд, рассказал кого же он видел во время рыбалки. Для того, чтобы узнать, что вокруг себя видел Леопольд, посмотрите на слайд.

Словарная работа.

- Что вы видите?

крв врн мшн (на доске)

Какое задание вы бы могли предложить друг другу? (вставить пропущенные гласные буквы)

Прочитайте данную запись.

Что вы можете сказать об орфограмме в данных словах?

Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Среди записанных слов найдите «лишнее» слово. Докажите, почему вы так решили

Какой частью речи являются записанные слова? Докажите.

Постановка учебной задачи.

Сегодня мы с вами на уроке узнаем новое об имени сущ.

Для того, чтобы открыть новое об имени существительном, надо вспомнить, а что мы уже знаем о существительном.

Перед вами следующее препятствие, которое приготовили мыши. Это опрос «Я знаю, я умею». Отмечаем плюсом то, что знаем, минусом то, что не знаем. Работаем с ними (в паре).

Имя существительное

Знаем

Умеем

Обозначает предмет

Находить среди других частей речи

Бывают одушевлённые и неодушевлённые

Ставить вопросы:

Одушевлённые -кто?

Неодушевлённые -что?

Бывают собственные и нарицательные

Писать имена собственные с большой буквы, нарицательные - с маленькой

?

?


Давайте проверим, как вы работали в паре. Молодцы! Обошли препятствие.

А вот почему в нижней строке стоят знаки вопроса?

А вот, что-то мы не знаем, подумайте.

III. Самоопределение к деятельности.

Кот Леопольд, знает очень интересное исследование, предлагает его провести. Чтобы выяснить, что мы должны узнать сегодня на уроке проведём исследование.

Вспомните, кого видел у нас кот Леопольд во время рыбалки.

КОРОВА ВОРОНА МАШИНА

КОРОВЫ ? ?

Исследовательская работа: прочитайте слова в первой строке, что вы можете сказать о них? Прочитайте слова во второй строке, что вы заметили? Какая же закономерность прослеживается в записи данной группы слов? Определите какие слова должны быть записаны на месте вопросительного знака. Составь следующие пары (в паре).

Проверим себя (ПО ЭТАЛОНУ)

Определение темы урока

- Какая тема нашего урока? (Изменение имен существительных по числам.)

-Дети вписывают в свои маршрутные листы.

Кто попробует сформулировать задачи урока? (Научиться определять число имен существительных, научиться изменять имена существительные по числам).

- Посмотрите, кот Леопольд с собой на рыбалку брал корзиночку, чтобы перекусить. Заглянем в нее. Ой мыши и здесь нашалили.

Поиграем в игру «Съедобное несъедобное».

- Ребята, что у меня в руке?

- Верно, огурец. Что такое огурец? Отлично, измените число слова огурец.

- Капуста. Какое это слово? Как пишется? (КА-ПУС-ТА). Можем ли поставить слова капуста во множественное число?

- Верно, слова капуста имеет форму только единственного числа во множественном числе русского языка капуста не употребляется.

- Морковь. Множественное число существительного "морковь" звучит как "моркови".

-Итак, сколько предметов может назвать имя существительное?

На доске

Имя существительное

Изменяется по _________


обозначает один предмет



______________число


обозначает два или несколько предметов


_________________ число



-

- А теперь давайте проверим правы мы или нет.

- Открываем учебник с.61,62.

Дети сравнивают выводы с правилом в учебнике. (Обозначение ед.ч. и мн.ч.)

- Приведите пример из жизни, когда вы употребляли в речи единственное число имен сущ., а когда мн.ч. сущ.

-Отлично, мы прошли следующий этап. Посмотрите, наши знакомые мышки все еще не успокоились. Они подготовили ловушку для Леопольда.

IV. Практическая работа по теме.

- Нам нужно справиться с ловушкой и добраться до дома кота Леопольда.

Посмотрите, в ловушке задание, в котором мы будем учиться различать имена сущ. единственного и множественного числа.

У: Прочитайте слова. Что вы о них можете сказать? Распределите слова в 2 столбика (1- ед.ч.; 2- мн.ч).Упр. 105.

V. Физкультминутка.

Игра «Один – много» Если я называю слово, которое стоит в единственном числе, то вы топаете; если слово стоит во множественном числе, то вы прыгаете.

Автобусы, медведь, аллея, коньки, вороны, сороки, отец, ягоды.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Вставь пропущенные буквы. Запиши проверочные слова, изменив форму имён существительных . Укажи число имён существительных.

ст_лы- ________

к_за-_______________

в_сна-_______________

в_лна-_______________

В каких случаях мы используем изменение имён существительных по числам?

(Для проверки безударного гласного в корне слова).

VII.Рефлексия.

Ребята, мы почти добрались до дома кота Леопольда. Посмотрите мы стоим на светофоре. Нам нужно дождаться сигнала. У вас на столах лежат сигнальные карточки, зажгите тот свет, который считаете нужным.

зелёный -без ошибок,

жёлтый- одна ошибка,

красный -две ошибки.

VIII. Подведение итогов урока.

- Ребята, что мы делали на протяжении урока? (Помогали коту Леопольду добраться до дома).

- Ребята, посмотрите на экран мышки, которые нам на уроке проказничали решили извиниться, они не знали, что мы сможем обойти все препятствия.

- Вспомните, к чему нас призывает кот Леопольд? (Ребята, давайте жить дружно)!

- Отлично, хоть наши знакомые мышки и проказничали, но они познакомили нас новой темой урока.

- Вспомните, какую цель вы ставили в начале урока? Чему должны были научиться?

- Что вы узнали и чему научились на уроке.

VIII. Домашнее задание:

учебник с. 61, №107


Приложение 1.

Маршрут урока

1.Каллиграфическая минутка

к

л

о

я

м

й

н

и

э

?________

2.Словарная работа

крв врн мшн

3. Актуализация знаний "Знаю и умею"( в паре)

Имя существительное

Знаем

Умеем

Обозначает предмет

Находить среди других частей речи

Бывают одушевлённые и неодушевлённые

Ставить вопросы:

Одушевлённые -кто?

Неодушевлённые -что?

Бывают собственные и нарицательные

Писать имена собственные с большой буквы, нарицательные - с маленькой


?

?


4.Исследовательская работа.

  • Прочитайте слова в первой строке, что вы можете сказать о них?


  • Прочитайте слова во второй строке, что вы заметили?


  • Какая же закономерность прослеживается в записи данной группы слов?


  • Определите какие слова должны быть записаны на месте вопросительного знака.

  • Составь следующие пары (в паре).Выдели цветом букву, которая показывает, что имя существительное изменилось по числу.



КОРОВА ВОРОНА МАШИНА

КОРОВЫ ? ?


5. Тема урока

___________________________________


Задачи урока. Закончи предложение

Научиться определять ________________имен существительных.

Научиться изменять имена существительные по______________.



6.Работа с правилом

На доске

Имя существительное

Изменяется по _________


обозначает один предмет



______________число


обозначает два или несколько предметов


_________________ число


Дополни схему. Сформулируй по ней правило.

Сравни свой вывод и вывод в учебнике С.61-62.

РАССКАЖИ ПРАВИЛО С ОПОРОЙ НА ТАБЛИЦУ.

7.Практическая часть

Упр.105.С.61

  • Вставь пропущенные буквы. Запиши проверочные слова, изменив форму имён существительных . Укажи число имён существительных.

ст_лы- ________

р_ды -_____________

к_за-________________

в_сна-_________________

в_лна-__________________

ст_на-__________________

стр_на-_________________


Вывод:изменение имён существительных по числам используем для проверки _______________________________

8. Мини -тест.

Распределите имена существительные в две группы по числам

дождь

малыши ед.ч

чайник

груши мн.ч

чайка

машины

Сверь свою работу с эталоном.

9.Оцени свою работу

зелёный-без ошибок

жёлтый- одна ошибка

красный- нужно поработать





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!