СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " Докучные сказки. Сочинение докучных сказок"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка направлена на достижение цели: познакомить учащихся с докучными сказками,учить отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности, сочинять сказку с опорой на особенности построения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Докучные сказки. Сочинение докучных сказок"»

Цели деятельности педагога: познакомить учащихся с докучными сказками, учить отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности; сочинять сказку с опорой на особенности построе­ния; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению, к народному творчеству.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение слушать и читать произведения устного народного творчества, объяснять смысл названия произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.

Метапредметные:

Познавательные: сравнение различных произведений малых и больших жанров; умение находить общие и отличие.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать свое отношение к персонаже произведений и оценивать высказывание партнера.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: выставка книг с произведениями устного народного творчества; компьютер, проектор, презентация к уроку, иллюстрации солнышка на каждого ученика,  рабочая тетрадь; тексты и задания на карточках, анаграммы записаны на доске, учебник литературное чтение 3 класс , I часть к УМК Л.Ф.Климановой ( « Школа России» )



ХОД УРОКА.

I .Организационный момент урока.

II. Речевая разминка. (текст написан на слайде)

1. Чтение текста жужжащим способом

Мотылек-вителек,

Принеси нам ветерок;

От ворот поворот

Гнать кораблик в ручеек.

Мелки ручейки,

Несите стружки

С тихой воды

До великой реки.

2. Словарная работа

Стружок (струг) — речное судно.

3. Беседа

-  Ребята, что вы прочитали? (Это один из жанров устного на­родного творчества — приговорка.)

-  Когда и кто мог ее говорить? (У ручейка может бегать маль­чик или несколько ребят, запуская кораблики, приговаривая такие слова.)

4. Медленное чтение, чтение с ускорением

5. Выразительное чтение

III. Проверка домашнего задания

-  Над каким жанром устного народного творчества мы ра­ботали на прошлом уроке? (Мы читали русские народные песни.)

-   Какую песенку вы выучили? (Чтение песни учащимися.)



-  Какие бывают песни ? (Русские народные песни очень разнооб­разны. Есть колыбельные песни, песенки-потешки, заклички, шуточные и плясовые песни.)

IV.Работа по теме урока

1.Введение в тему.

- Если вы  прочитаете только русские буквы, то узнаете, что вы  прочитали в тексте речевой разминки.

LПSWPMVSGTUOBWSOPIVKLA ( npиговоркa.)

Приговорка - это один из жанров устного народного творчества.

—  Сегодня мы ознакомимся с еще одним жанром устного на­родного творчества. Может быть, кто-то из вас знает, что это за жанр? Послушайте выступления ребят.

(Выходят заранее подготовленные ученики и читают наизусть или по карточкам.)

Ученик 1. Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Ученик 2. Жил-был старик, у старика был колодец, а в ко­лодце елец, тут и сказке конец.

—  Что это за сказки такие, кто из вас знает? (Это докучные сказки.)

—  Проверьте свое предположение. Прочитайте справа налево.

ЕЫНЧУКОД ИКЗАКС

—  Как вы понимаете значение слова «докучные»? (Предполо­жения детей.)

Докучный — наводящий скуку, докучливый.

Докучать (устар.) - надоедать, наводить скуку.



Прочитайте объяснение значения этого слова в учебнике(задание 1, с.9.)

(Слово «докука» означает «надоедливая просьба».)

2. Чтение сказки учителем

— Рассказать ли вам докучную сказочку?

— Рассказать.

— Ты говоришь: «расскажи», я говорю: «расскажи», рассказать ли вам докучную сказочку?

— Не надо.

— Ты говоришь: «не надо», я говорю: «не надо», рассказать ли вам докучную сказочку?

V. Физкультминутка

(Поднимает руки класс…..)

VI. Продолжение работы по теме урока.

Работа по учебнику.

-На с.8 учебника прочитайте сказки самостоятельно. Подготовьте выразительное чтение той, которая вам больше всего понравилась. ( К первой сказке учитель включает аудиозапись.)

Работа в паре.

-Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказки. Кому и когда

-Их рассказывали? ( Докучные сказки рассказывали детям, которые надоедали взрослым

Своими просьбами рассказать им сказочку. Отсюда название «докучные сказки»- надоедливая просьба рассказать сказку).И рассказывалась они в самый разгар работы, когда было мало времени на то, чтобы выполнить желание ребёнка и рассказать ему сказку полностью).

VII. Сочинение докучной сказки

-Подумайте, чем докучная сказка отличается от обычной.

Попробуем коллективно сочинить докучную сказку.(учащиеся предлагают свои варианты сказки)

VIII. Рефлексия

-Чем занимались сегодня на уроке?

-Понравился ли вам урок?

-Какая информация вызвала наибольший интерес?

-О чём бы ещё хотели узнать?

-Кто доволен своей работой?

-У вас на столах лежат солнышки – весёлое и грустное – Выберите такое солнышко, которое соответствует вашему настроению после нашего урока.

Оценивание

Самооценка. Выставление оценок учителем

IX. Подведение итогов урока

-  О каких сказках вы узнали на уроке?

-  Какие особенности докучных сказок узнали? (Докучная сказка начинается, как обычная («жили-были»), но неожи­данно заканчивается.)

X. Домашнее задание

Сочинить свою докучную сказку (в сказке должна быть не­ожиданная концовка), записать ее в рабочую тетрадь. Принести на урок изделия народного декоративно-прикладного искусства.

 












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!