Колбина Н.Ю.
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе
(по программе под редакцией Б.М. Неменского)
Тема: «Ты сам – мастер. Рисуем в стиле Марии Примаченко».
Художественно - педагогическая идея: путем созерцания и исследования образов прийти к пониманию способов изображения добра и зла в искусстве.
Тема рассчитана на два урока. Первый урок строится на восприятии произведений, обучающиеся познакомятся с основными стилистическими особенностями творчества Марии Примаченко. На втором уроке учитель даёт краткие сведения о жизненном и творческом пути художницы. Практическая работа, также рассчитана на два урока, что позволяет полностью закончить рисунок и подготовить яркую интересную выставку по итогам учебного года.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока: расширять знания учащихся о современном выставочном искусстве, познакомить обучающихся с творчеством Марии Примаченко, создать декоративно и эмоционально наполненный образ диковинного зверя.
Планируемые результаты урока:
Предметные УУД
узнавать и понимать основные стилистические особенности творчества Марии Примаченко;
совершенствование опыта работы гуашевыми красками;
формирование интереса к художественно – практической деятельности;
развитие индивидуальных творческих способностей учащегося;
Метапредметные УУД
Познавательные:
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
анализировать и обобщать предлагаемый материал для восприятия;
устанавливать причинно - следственные связи;
Регулятивные
Коммуникативные
строить связное высказывание по предложенной теме;
формулировать и излагать свое мнение в диалоге;
формулировать свои затруднения при решении учебных задач;
Личностные УУД
оценивать свои достижения;
формировать уважительное и доброжелательное отношение к народному искусству;
добиваться поставленной цели;
развивать внимание, наблюдательность и творческое воображение;
развивать мелкую моторику в процессе художественно - практической деятельности.
Оборудование: слайдовая презентация, компьютер, проектор, экран; цветовой круг, технологическая карта; материалы для рисования: плотная цветная или белая бумага формата А4, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитры, банки для воды.
Музыкальное сопровождение: современные аранжировки украинской народной инструментальной музыки.
Литературный ряд: Сергей Аксаков «Аленький цветочек» (фрагмент сказки), Карем Морис «Вы видали?» (стихотворение в переводе М. Яснова).
План урока:
1. Организация начала урока.
2. Объяснение нового материала.
3. Определение темы и целей урока.
4. Восприятие произведений искусства.
5. Физминутка и релаксационная пауза для глаз.
6. Выполнение практической работы учащимися.
7. Итог урока. Рефлексия и оценивание работы учащихся на уроке. Уборка рабочего места.
Ход урока.
1. Организация начала урока.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
(Слайд 1)
- Мы начинаем с вами цикл уроков под общим названием «Ты сам – мастер». По традиции тему нынешнего урока вы определите позже, после восприятия произведений.
(Слайд 2)
- Любите ли вы сказки? Назовите свою самую любимую сказку, где героями являются животные. (Ответы учащихся).
(Слайд 3)
- В волшебных сказках действующими лицами часто бывают звери и птицы. Поведением и характером они очень часто напоминают людей. А ещё в сказках водятся невиданные фантастические существа.
- «…и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди и сзади горбы большие верблюжьи, весь мохнатый, изо рта торчали кабаньи клыки, нос как у беркута, а глаза совиные». С. Аксаков «Аленький цветочек»
- Но, несмотря на ужасную внешность у чудовища было доброе и чуткое сердце.
2. Объяснение нового материала.
(Слайд 4)
- Фантастический мир чудо – зверей живёт в произведениях украинской народной художницы Марии Примаченко. Мария Авксентьевна Примаче́нко - украинская народная художница XX века (иногда вы можете встретить написание фамилии художницы с через И краткое - Приймаченко – это связано с переводом фамилии на русский язык). Ее серия нарисованных зверей - явление уникальное и не имеет аналогов ни в отечественном, ни в мировом искусстве.
(Слайд 5)
- Свои необыкновенные картины со сказочными и диковинными зверями, птицами и растениями Мария Примаченко писала в стиле «наивного искусства».
(Слайд 6)
- В произведениях художницы можно увидеть жёлтого медведя, кукурузного бычка и других диковинных животных, которых не встретишь наяву. Фантастические звери - это творение гениального воображения художницы. Искусствоведы утверждают, что в картинах художницы отражались все те события, которые она видела в своей жизни – две мировые войны, голодомор, революции, авария на Чернобыльской АЭС.
3. Определение темы и целей урока.
(Слайд 7)
- Думаю, вы уже догадались о теме нынешнего урока. Давайте сформулируем её и определим задачи практической работы на этот урок.
4. Восприятие произведений искусства.
(Слайд 8)
- Попробуйте разобраться, что несут в себе эти образы, добрые они или злые, смирные или опасные. (Ответы учащихся).
- Чем отличаются добрые звери от злых? (Ответы учащихся).
(Слайд 9)
Вы видали? Карем Морис (пер. М. Яснова)
Вы видали верблюда, который летит,
Не касаясь земли ни одним из копыт?
В нашем городе вы леопарда видали,
Что привык ночевать под скамьёй на вокзале?
Ну а льва вы видали, владыку зверей,
Как легко он играет на скрипке своей?
Вы видали, как громко горланит в саванне
Кенгуру, ни гроша не имея в кармане?
Вы видали, что в луже сидит бегемот,
Как девчонка, кривляясь весь день напролет?
Вы видали у нас во дворе попугая,
Что летает под окнами, в мячик играя?
А цыпленка видали, который сумел
Из бульона удрать, не ощипан и цел?
А меня-то, меня вы видали, друзья?
И чего сочиняют, что выдумщик я?
(Слайд 10-12)
- Внимательно рассмотрите работы Марии Примаченко. Какие особенности вы заметили?
(После восприятия – ответы учащихся).
(Слайд 13)
- Давайте подытожим:
цветной фон, часто украшенный кустиками или цветочками;
чистые, контрастные цвета;
невиданный зверь со смешными лапками, нередко с человеческим лицом;
фигуры зверей и птиц украшены простыми узорами из цветов, точек и кружочков;
иногда мастерица одевает их в национальную одежду и наделяет человеческими качествами.
5. Физминутка и релаксационная пауза для глаз.
6. Выполнение практической работы учащимися.
- Прежде чем приступить к практической работе, давайте определимся с основными этапами в выполнении композиции. (Ответы учащихся).
- Как вы думаете, что из выше перечисленного реально сделать за оставшееся время урока? (Ответы учащихся: продумать образ, эмоциональное и цветовое решение, подготовить эскиз, чтобы на следующий урок сразу начать работу в цвете).
(Слайд 14)
- А теперь представьте, что вы находитесь в современной художественной мастерской и вам предстоит подготовить выставку (а нам с вами на самом деле пора готовиться к отчетной выставке по итогам года).
- Если кто-то затрудняется, можете воспользоваться технологическими картами, которые подскажут вам. Ребята, у кого из вас бумага белого цвета, необходимо зафонировать её самостоятельно, можно сделать это дома в течение недели. Удачи!
(В процессе художественно – практической деятельности учитель осуществляет инструктаж и индивидуальную помощь учащимся. Звучат современные аранжировки украинской народной инструментальной музыки).
7. Итог урока. Рефлексия и оценивание работы учащихся на уроке.
- Что было интересно? Что вызвало трудности? Что удивило? Что подчеркивает эмоциональную направленность образа? И т.п.
Демонстрация и обсуждение детских работ. Уборка рабочего места.
Интернет-ресурсы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D0%B2%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0#cite_note-2
https://poyeliku.livejournal.com/21902.html
http://heroes.profi-forex.org/ru/primachenko-marija-oksentiyivna
https://www.liveinternet.ru/users/lara_rimmer/post413207324
https://artchive.ru/news/479~Fantazija_i_realnost_v_kartinakh_Marii_Primachenko_na_vystavke_v_Kieve