СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока для учащихся 5 класса по теме: «Ты сам – мастер. Рисуем в стиле Марии Примаченко».

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данному конспекту урока соответствует одноименная презентация.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для учащихся 5 класса по теме: «Ты сам – мастер. Рисуем в стиле Марии Примаченко».»

Колбина Н.Ю.

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе

(по программе под редакцией Б.М. Неменского)


Тема:  «Ты сам – мастер. Рисуем в стиле Марии Примаченко».

Художественно - педагогическая идея: путем созерцания и исследования образов прийти к пониманию способов изображения добра и зла в искусстве.

Тема рассчитана на два урока. Первый урок строится на восприятии произведений, обучающиеся познакомятся с основными стилистическими особенностями творчества Марии Примаченко. На втором уроке учитель даёт краткие сведения о жизненном и творческом пути художницы. Практическая работа, также рассчитана на два урока, что позволяет полностью закончить рисунок и подготовить яркую интересную выставку по итогам учебного года.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока: расширять знания учащихся о современном выставочном искусстве, познакомить обучающихся с творчеством Марии Примаченко, создать декоративно и эмоционально наполненный образ диковинного зверя.

Планируемые результаты урока:

Предметные УУД

  • узнавать и понимать основные стилистические особенности творчества Марии Примаченко;

  • совершенствование опыта работы гуашевыми красками;

  • формирование интереса к художественно – практической деятельности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей учащегося;

Метапредметные УУД

Познавательные:

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • анализировать и обобщать предлагаемый материал для восприятия;

  • устанавливать причинно - следственные связи;

Регулятивные

  • планировать, контролировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

Коммуникативные

  • строить связное высказывание по предложенной теме;

  • формулировать и излагать свое мнение в диалоге;

  • формулировать свои затруднения при решении учебных задач;

Личностные УУД

  • вырабатывать аналитическое мышление;

  • оценивать свои достижения;

  • формировать уважительное и доброжелательное отношение к народному искусству;

  • добиваться поставленной цели;

  • развивать внимание, наблюдательность и творческое воображение;

  • развивать мелкую моторику в процессе художественно - практической деятельности.

Оборудование: слайдовая презентация, компьютер, проектор, экран; цветовой круг, технологическая карта; материалы для рисования: плотная цветная или белая бумага формата А4, простой карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитры, банки для воды.

Музыкальное сопровождение: современные аранжировки украинской народной инструментальной музыки.

Литературный ряд: Сергей Аксаков «Аленький цветочек» (фрагмент сказки), Карем Морис «Вы видали?» (стихотворение в переводе М. Яснова).

План урока:
1. Организация начала урока.
2. Объяснение нового материала.
3. Определение темы и целей урока.
4. Восприятие произведений искусства.

5. Физминутка и релаксационная пауза для глаз.

6. Выполнение практической работы учащимися.

7. Итог урока. Рефлексия и оценивание работы учащихся на уроке. Уборка рабочего места.
Ход  урока.

1. Организация начала урока.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

(Слайд 1)

- Мы начинаем с вами цикл уроков под общим названием «Ты сам – мастер». По традиции тему нынешнего урока вы определите позже, после восприятия произведений.

(Слайд 2)

- Любите ли вы сказки? Назовите свою самую любимую сказку, где героями являются животные. (Ответы учащихся).

(Слайд 3)

- В волшебных сказках действующими лицами часто бывают звери и птицы. Поведением и характером они очень часто напоминают людей. А ещё в сказках водятся невиданные фантастические существа.

- «…и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди и сзади горбы большие верблюжьи, весь мохнатый, изо рта торчали кабаньи клыки, нос как у беркута, а глаза совиные». С. Аксаков «Аленький цветочек»

- Но, несмотря на ужасную внешность у чудовища было доброе и чуткое сердце.

2. Объяснение нового материала.

(Слайд 4)

- Фантастический мир чудо – зверей живёт в произведениях украинской народной художницы Марии Примаченко. Мария Авксентьевна Примаче́нко - украинская народная художница XX века (иногда вы можете встретить написание фамилии художницы с через И краткое - Приймаченко – это связано с переводом фамилии на русский язык). Ее серия нарисованных зверей - явление уникальное и не имеет аналогов ни в отечественном, ни в мировом искусстве.

(Слайд 5)

- Свои необыкновенные картины со сказочными и диковинными зверями, птицами и растениями Мария Примаченко писала в стиле «наивного искусства».

(Слайд 6)

- В произведениях художницы можно увидеть жёлтого медведя, кукурузного бычка и других диковинных животных, которых не встретишь наяву. Фантастические звери - это творение гениального воображения художницы. Искусствоведы утверждают, что в картинах художницы отражались все те события, которые она видела в своей жизни – две мировые войны, голодомор, революции, авария на Чернобыльской АЭС.

3. Определение темы и целей урока.

(Слайд 7)

- Думаю, вы уже догадались о теме нынешнего урока. Давайте сформулируем её и определим задачи практической работы на этот урок.

4. Восприятие произведений искусства.

(Слайд 8)

- Попробуйте разобраться, что несут в себе эти образы, добрые они или злые, смирные или опасные. (Ответы учащихся).

- Чем отличаются добрые звери от злых? (Ответы учащихся).

(Слайд 9)

Вы видали? Карем Морис (пер. М. Яснова)

Вы видали верблюда, который летит,

Не касаясь земли ни одним из копыт?

В нашем городе вы леопарда видали,

Что привык ночевать под скамьёй на вокзале?

Ну а льва вы видали, владыку зверей,

Как легко он играет на скрипке своей?

Вы видали, как громко горланит в саванне

Кенгуру, ни гроша не имея в кармане?

Вы видали, что в луже сидит бегемот,

Как девчонка, кривляясь весь день напролет?

Вы видали у нас во дворе попугая,

Что летает под окнами, в мячик играя?

А цыпленка видали, который сумел

Из бульона удрать, не ощипан и цел?

А меня-то, меня вы видали, друзья?

И чего сочиняют, что выдумщик я?


(Слайд 10-12)

- Внимательно рассмотрите работы Марии Примаченко. Какие особенности вы заметили?

(После восприятия – ответы учащихся).

(Слайд 13)

- Давайте подытожим:

  • цветной фон, часто украшенный кустиками или цветочками;

  • чистые, контрастные цвета;

  • невиданный зверь со смешными лапками, нередко с человеческим лицом;

  • фигуры зверей и птиц украшены простыми узорами из цветов, точек и кружочков;

  • иногда мастерица одевает их в национальную одежду и наделяет человеческими качествами.

5. Физминутка и релаксационная пауза для глаз.

6. Выполнение практической работы учащимися.

- Прежде чем приступить к практической работе, давайте определимся с основными этапами в выполнении композиции. (Ответы учащихся).

- Как вы думаете, что из выше перечисленного реально сделать за оставшееся время урока? (Ответы учащихся: продумать образ, эмоциональное и цветовое решение, подготовить эскиз, чтобы на следующий урок сразу начать работу в цвете).

(Слайд 14)

- А теперь представьте, что вы находитесь в современной художественной мастерской и вам предстоит подготовить выставку (а нам с вами на самом деле пора готовиться к отчетной выставке по итогам года).

- Если кто-то затрудняется, можете воспользоваться технологическими картами, которые подскажут вам. Ребята, у кого из вас бумага белого цвета, необходимо зафонировать её самостоятельно, можно сделать это дома в течение недели. Удачи!

(В процессе художественно – практической деятельности учитель осуществляет инструктаж и индивидуальную помощь учащимся. Звучат современные аранжировки украинской народной инструментальной музыки).

7. Итог урока. Рефлексия и оценивание работы учащихся на уроке.

- Что было интересно? Что вызвало трудности? Что удивило? Что подчеркивает эмоциональную направленность образа? И т.п.

Демонстрация и обсуждение детских работ. Уборка рабочего места.



Интернет-ресурсы:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%90%D0%B2%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%BD%D0%B0#cite_note-2


https://poyeliku.livejournal.com/21902.html


http://heroes.profi-forex.org/ru/primachenko-marija-oksentiyivna


https://www.liveinternet.ru/users/lara_rimmer/post413207324


https://artchive.ru/news/479~Fantazija_i_realnost_v_kartinakh_Marii_Primachenko_na_vystavke_v_Kieve


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!