Класс: 1 – Г
Предмет: окружающий мир
Дата: 6 марта 2018г
Урок № 47
Тема урока: «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?»
Тип урока: Урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.
Цели:
Познакомить со звуками леса; обосновать и сформулировать одно из важнейших экологических правил – соблюдение тишины в лесу; разработать экологические знаки запретов; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся определять лесных жителей по звукам, которые они издают, передавать голосом звуки леса; объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину; получат возможность научиться оценивать свое поведение в лесу; формулировать правила поведения в природе; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре, группе используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные: использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути её достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование целостного, социального ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Оборудование: телевизор, компьютер, презентация к уроку, плакат «лес», «гора знаний», изображение животных (медведь, ёжик, белка, муравей, дятел), конверты с заданиями для работы в группах, индивидуальные задания на каждого ученика, карточки для работы в паре, карточки с изображением луга, водоёма, леса, клей, ножницы.
«ПОЧЕМУ В ЛЕСУ МЫ БУДЕМ СОБЛЮДАТЬ ТИШИНУ?»
Ход урока:
1. Организационный момент
а) Приветствие.
Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
б) Проверка готовности к уроку.
— Проверьте готовность к уроку, аккуратность расположения предметов на парте.
— Оцените свое рабочее место. Если вы приготовили к уроку все принадлежности, то можете садиться.
2. Мотивация учебной деятельности. Актуализация необходимых знаний.
1. -Ребята давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке, а для этого выполним задания на листочке.
Задание №1
Раскрась квадратик под той фотографией, где показана поверхность луны.
Задание №2
Соедините линиями названия планет и звёзд и их изображения.
2. — Сегодня мы с вами отправимся в путешествие.
Чтобы узнать, в какой уголок природы мы отправимся, необходимо выполнить задание: отгадать загадку и выбрать картинку-отгадку из тех, что лежат на столе.
(Перед детьми карточки с изображением луга, водоема, леса)
Есть у ребят зелёный друг — весёлый друг, хороший,
Он им протянет сотни рук и тысячи ладошек.
- Правильно это лес. Как вы догадались? Что это за сотни рук? (ветви деревьев) А ладошки? (листья)
- Правильно, ребята,
Мы сегодня сходим в лес
Полный сказок и чудес.
Все узнаем без утайки!
Разгадаем леса тайны!
3.- А чтобы нам не заблудиться, у нас будет провожатый, который в случае затруднения будет нам помогать. Только осталось определиться, кого же мы выберем себе в спутники?
(На доске карточки с изображением дельфина, белого медведя и муравья)
- Ребята как вы думаете кто будет сопровождать нас в этом путешествии? (муравей)
- Почему вы выбрали муравья? (лес – дом для муравья)
- Молодцы. Выбрали муравья, так как лес – это его дом, значит, он там – хозяин, а мы – «гости».
4.-Какое сейчас время года? (весна)
-Что происходит в природе весной? (распускаются почки, зеленеет трава, тает снег, прилетают птицы, дни становятся длиннее, а ночи короче, начинают цвести цветы и т.д.)
3. Постановка учебной задачи. Определение темы урока
1.Беседа
-Прежде чем мы окажемся в лесу, давайте послушаем все звуки, которые нас окружают в классе.
-Что для этого нужно? (Создать тишину)
-Предлагаю взять ее в лес. Скажите, зачем? (Она тоже нужна в лесу)
-Давайте сформулируем тему нашего урока. Опираясь на слова лес, тишина скажите, о чем будет наш сегодняшний урок? О чем мы будем говорить?
(Дети высказывают свои предложения) «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?»
-Исходя из темы урока определим учебные задачи на урок.
-Что бы вы хотели узнать из новой темы?
(Что такое лес?
Кто живет в лесу?
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Правила поведения в лесу?)
-Зачем нам необходимо изучать эту тему?
-Каким вы хотите увидеть сегодняшний урок?
Насколько вы правы мы проверим в конце урока.
2. Гора знаний
- переходим к горе знаний.
- Отметьте на горе знаний галочкой или нарисуйте человечка, где вы находитесь сейчас, при изучении данной темы.
-Почему мы у подножья горы? (потому что только начинаем изучать эту тему)
Физминутка. «У жирафа пятна пятна»
4. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ.
1. Беседа
-Давайте определим значение слова лес.
-Представьте, что мы сейчас являемся авторами нового толкового словаря и нам нужно дать своё определение, что такое лес? Подумайте и скажите. (ответы детей)
-Давайте сравним ваши ответы с определением из толкового словаря Ефремовой. (определение на экране: Лес - это пространство, в котором главной жизненной формой являются деревья.)
2. Работа на карточках
-Исходя из определения главными в лесу являются деревья. Могут ли жить деревья одни? Почему?
-А кто еще живёт в лесу?
-Давайте выполним задание №3 на листочках
Из каждой строки выбери животное, которое живёт в лесу и обведи его в круг.
3.Работа в паре.
- Лес – большой дом для всех его обитателей и огромная кладовая. А кто знает, что такое кладовая?
-Где мы можем узнать значение этого слова.
(Выясняют по словарю значение слова).
Кладовая – помещение для хранения съедобных припасов и других предметов.
- Давайте заглянем в неё. Поработайте со своим соседом в паре: сопоставьте между собой слова левого и правого столбиков, (соедини линией) и попробуйте догадаться, почему лес – это кладовая.
Пища ландыш, подорожник
Лекарства грибы, ягоды, орехи, шишки
Дом для зверей и птиц голоса зверей и птиц
Музыка норы, дупла деревьев
4. Релаксация
- Весной в лесу свои звуки. Послушайте их. (видео запись звуки леса)
Закройте глаза. Представим, что мы на лесной поляне. Постарайтесь запомнить, что вы видите и слышите. Откройте глаза. Сравните свои представления с реальной картиной.
-Вам удалось увидеть и услышать всю красоту природы.
- Каждый ли может это сделать? Что для этого необходимо?
(Нужно соблюдать тишину)
В лес пришёл ты не шути!
Тихо там себя веди!
- Давайте прислушаемся к голосам леса. Кого вы услышали? Для чего птицы издают голоса?
— Кроме птичьих голосов услышали что-нибудь? Попробуйте изобразить шелест листьев и травы, жужжание шмеля, звук капель дождя. Красиво? Сколько много разных звуков! Лес шелестит, поёт, звенит, жужжит… Слушайте лес, радуйтесь его голосам!
- А вы, ребята, любите ходить в лес? Почему на отдых люди стремятся в лес? Как дышится в лесу?
- Лес притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; в лесу можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках… В лесу легко дышится, потому что воздух в лесу очень чистый, пахнет травами, сосной, ягодами, грибами…
5. Работа над изображением знака.
- Посмотрите на картинку и скажите, услышат ли ребята звуки леса, которые слышали мы? Почему? (нет тишины)
Частица «не» в русском языке обозначает отрицание, запрет.
Давайте сформируем правило с частицей «не…..»
Не шуми в лесу!!!
- Что нужно сделать для того, чтобы люди не забывали соблюдать в лесу тишину? (нужно нарисовать, поставить знак)
- какой знак мы будем изображать запрещающий или разрешающий? (запрещающий)
-какой формы запрещающие знаки? (круглые)
-какой цвет нам необходим (красный)
-что изобразим внутри знака? (магнитофон, телефон и т.д.)
-раз знак запрещающий, что еще необходимо нарисовать? (красную полосу, перечеркнуть)
6. Работа в группах.
- А теперь мы поработаем в группах.
Давайте вспомним правила работы в группе.
1. Работать дружно.
2. Говорить тихо, спокойно.
3. Выслушивать мнения каждого.
4. Не стеснятся высказывать свое мнение.
5. Сделал сам – помоги другу.
(У каждой группы конверты с иллюстрациями ситуаций различного поведения в лесу.)
- возьмите большой конверт, откройте.
— У вас примеры поведения детей в лесу. Обсудите в группе поведение детей на рисунках и попробуйте сформулировать правило поведения в лесу. Объясните, что делают дети и, на ваш взгляд, как можно оценить их поведение. Почему вы так считаете? К чему может привести такое поведение детей?
План работы в группе:
1. Соберите пазл (приклейте готовую картинку на лист)
2. Составьте правило «Не ….. !»
3. Нарисуйте знак.
Кто затрудняется нарисовать знак, может воспользоваться подсказкой, которая лежит в маленьком конверте, но лучше всего нарисовать знак самим.
Правила поведения в лесу:
1.Не шумите в лесу!
2.Не выбрасывайте в лесу мусор!
3.Не разводите костры в лесу!
4.Не разоряйте гнёзда птиц!
5.Не уносить домой диких животных!
6.Не ловить бабочек, шмелей, стрекоз!
7.Не разоряйте муравейники!
Динамическая физминутка «Лес» !!!!!!!!!!!!!!!!
Мы по лесу прогулялись и немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед. (Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете: стали карликами дети. (Присели.)
А потом все дружно встали, великанами мы стали. (Встали.)
Дружно хлопаем. (Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)
(После каждой проанализированной ситуации дети рассказывают своё правило поведения в природе. Показывают и вывешивают знак.)
- Наш провожатый Муравьишка очень рад вашим ответам, доволен вашей работой. Вот что он прошептал мне на ушко:
Мне по нраву тот, мир лесной кто бережет,
Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет,
Мухомор сшибать не станет и костер не разведет,
Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину.
—Итак, какие правила необходимо соблюдать в лесу?
- Да, вы все правы, но еще если мы будем себя вести тихо, то лесные жители не испугаются нас. И мы сможем многих из них увидеть. Ведь голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками, громкой музыкой мы, возможно, помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Шумом мы можем очень испугать животных. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду, и птенцы останутся голодными. У нас с вами есть дом и мы стараемся содержать его в порядке. Так и лес для животных является домом, и многие животные могут убежать или улететь из того уголка леса, где их испугали шумом.
3. Экологические ситуации.
Выполнение задания на листиках (по вариантам)
Вариант 1
Ваш младший брат принёс из леса ёжика. Что вы посоветуете брату?
А) Оставить себе и позаботиться о нём.
Б) Отнести в лес. Дома он погибнет.
В) Поиграть с ним и отпустить.
Вариант 2
Твои друзья в огороде поймали крота. Как ты поступишь?
А) Пройдёшь мимо.
Б) Поместишь в ящик и будешь кормить и наблюдать.
В) Расскажешь о его пользе и попросишь отпустить.
Вариант 3
Собирая грибы в лесу вы увидели мухоморы. Ваши действия.
А) Уничтожите, так как они вредны для человека.
Б) Оставите, так как это еда для многих животных
В) Пройду мимо .
Вариант 4
Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия.
А) Пройду мимо.
Б) Понаблюдаю.
В) Поглажу, покормлю птенцов.
Вариант 5
Птенец прыгает по дорожке. Твои действия.
А) Поглажу, покормлю.
Б) Пройду мимо.
В) Посажу обратно в гнездо.
Вариант 6
После похода остался мусор. Ваши действия.
А) Закопать в яму.
Б) Унести домой и выкинуть в мусоропровод.
В) Оставлю всё как есть, там и так много мусора.
-Надеюсь, что все участники нашего разговора запомнили как нужно вести себя в лесу детям и взрослым. И теперь лесные обитатели могут жить спокойно! Ведь придя домой, вы расскажете родителям «Почему в лесу надо соблюдать тишину?». Многие из них уже забыли эти правила.
6. РЕФЛЕКСИЯ.
- Давайте вернёмся к нашей горе знаний.
Если все задания вам удавались, все на уроке было понятно – вы на вершине горы
Если на уроке были затруднения, сомнения – вы на середине горы.
Если вас не порадовала ваша работа сегодня, постоянно требовалась помощь – вы у подножья (основания) горы
Где вы были в начале урока?
Где вы находитесь в конце урока на горе знаний?
Кто на сколько продвинулся в перёд?
7. ИТОГ УРОКА.
- Вот и закончилось наше чудесное путешествие в лес.
- Из путешествия мы возвращаемся домой с чем? (С сувенирами)
- У нас на уроке сувениры, это знания и оценки.
- Какие новые знания вы сегодня получили? Чему научились?
Продолжи фразу:
Я научился…
Мне понравилось…
Я могу похвалить себя за…
Хочу отметить хорошую работу на уроке……..
Лес дремучий, до свиданья! Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес, могучий лес, полный сказок и чудес!
Придя домой обязательно расскажите своим родителям, соседям, братьям и сестрам о правилах поведения в лесу.
14