СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Что такое общество?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен по технологии развития критического мышления

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Что такое общество?"»


Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Что такое общество?»

Учитель: Тимошенко Наталья Викторовна

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока по линиям развития личности ученика.

– Научить объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.

– Формировать умение учиться предотвращать и преодолевать конфликты между людьми

Планируемые результаты

Личностные

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

  • формировать интерес к себе и окружающему миру.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • определять степень успешности выполнения своей работы.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ееобосновать, приводя аргументы;

  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

  • договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

  • учиться уважительно относиться к позиции другого.



Предметные

уметь объяснять мир:

  • давать определение общества, общественной группы, круг общения;

уметь определять свое отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;




Ход урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг. момент

Рефлексия

-Добрый день, рада всех видеть. Улыбнулись, настроились на урок. Поприветствовали друг друга. Гостей… Садитесь.


- Начать наш урок мне хотелось бы с таких слов:

Не бойся, когда не знаешь:

Страшно, когда знать не хочется.


- НЕ бойтесь ошибиться, смело высказывайте своё мнение, только в споре и поиске рождается истина. Только вместе мы с вами найдем ответы на все вопросы.

- Желаю вам сегодня удачи при «открытии» новых знаний!










Самоопределение,

саморегуляция




Урок начнем с проверки домашнего задания. Перед вами «Древо знаний». Каждая группа выбирает по 1 листочку-вопросу. На обсуждение 1 мин. Договоритесь, кто от группы будет выступать.

1. Как узнать внутренний мир человека?

2. Назовите врождённые признаки человека?

3. А какие приобретённые вы знаете?

4. Расскажите о положительных эмоциях?

5.Что вы знаете об отрицательных эмоциях?

Что такое в вашем понимании устойчивые чувства?

1.можно узнать при общении, как он относится к окружающим, чем увлекается. Чем богаче внут.мир, тем интереснее жить, больше друзей


2.особенности строения чел.организма, кот.даны человеку с рождения ( руки, ноги, головной мозг, высокий рост))

3. развитие способностей, талант. умение договариваться, любовь к музыке, способность к рисованию

4.эмоции выражаются в поведении, мимике, жестах. Они могут рассказать о характере человека, его взглядах, привычках, а не только об отношении к конкретной ситуации или личности. радость, восторг)

5. когда что-то не нравится. Все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает опр.отношение))

6.длительное эмоциональное отношение человека к чему-либо. Чувство опасности, страха, любви)



I Проверка домашнего задания

прием «Древо знаний»



Групповая работа, по 4 чел.



Вопросы задавать по порядку.


2. Постановка проблемы. Стадия вызова

-Послушайте диалог сына и папы. (1 слайд)


- О каких обществах говорили папа с сыном?


- Какое вы заметили противоречие?


- Какой возникает вопрос? (2 слайд)



Ответы учащихся.


- Слово одно, а смысл совершенно разный.

- Что такое общество?


определение основной и второстепенной информации.

Целеполагание.


Актуализация знаний. Прием «Корзина идей


Я предлагаю вам вспомнить и записать в течении одной минуты все, что вы знаете об обществе. Это могут быть слова или выражения, связанных с понятием «Общество»

-А сейчас поделитесь друг с другом известным знанием.

-Теперь объединитесь в группы. Выясните, в чем совпали имеющиеся представления об обществе, по поводу чего возникли разногласия. Запишите вашу версию..

-А сейчас каждая группа называет одно сведение об обществе. Давайте все ваши идеи соберем в корзину.

-Итак, какой важный вопрос должны решить на уроке?

Версии детей,


Проблемное объяснение нового материала Стадия осмысления

Откройте учебник на с.28. Рассмотрите рисунки (внизу страни­цы) и ответьте на вопросы:

Что объединяет людей на 2 рисунке? (Им нравится команда ЦСКА.) Их можно назвать «спортивное общество команды ЦСКА»? (Да.)

Что объединяет людей на 3 рисунке? (Им нравится команда «Спартак».) Их можно назвать «спортивное общество команды "Спар­так"»? (Да.)

Что вы видите на 1 рисунке? (Те же люди, которые болели за разные команды, вместе болеют за сборную России.) Что их объединя­ет? (То, что они жители одной страны, болеют за свою команду - российскую.) Они являются представителями российского общества? (Да.)

Так что же объединяет людей в общество? Почему мы можем на­звать различные объединения людей «обществом»?

Ученики высказывают свои мнения. Возможно, среди них встретят­ся и такие:

-обществом можно назвать людей, которые вместе что-то делают;

-обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;

-общество объединяет людей, которым есть, о чем пообщаться…




Поиск решения проблемы (открытие нового знания). Стадия осмысления

-Проверим свои предположения, воспользуемся текстом на с.29 «Что объединяет людей в обществе?» Текст читаем по цепочке вслух.

-Какие из версий подтвердились? (знак +)

-Вывод, что все группы людей, у которых есть общие интересы, можно назвать обществом. (слайд)


поиск и выделение необходимой информации;

структурирование знания

- Из разных источников я нашла дополнительную информацию, что такое общество.



Для закрепления выполните задание в тетради, с. 15 № 1

-Зачитайте верные утверждения.


Самостоятельная работа с проверкой




Сейчас будете работать в группах, по 4 чел. (раздать интересы)

-Перед вами 4 плаката (перечислить)

-Интересы записаны на листочках.

Ваша задача: Определить, какие общие интересы прежде всего объединяют лю­дей в этих обществах и пронумеровать эти интересы в соответствии с представленными обществами. 1-2 мин


-Какие интересы объединяют людей 1-ого общества? 2, 3, 4 ?

(спрашивать по одному интересу)

сохранение памятников мировой культуры

защита границ своего государства

сохранение редких видов птиц, животных

восстановление чистоты рек и озер

сохранение мира на планете

раз­витие отечественной науки, медицины, образования, культуры

строи­тельство новых спортивных площадок и стадионов

участие в различ­ных спортивных соревнованиях.


Правильная расстановка:

Спортивное общество «Динамо»: строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.

Общество охраны природы: сохранение редких видов птиц, живот­ных; восстановление чистоты рек и озер.

Россияне: защита границ своего государства; развитие отечествен­ной науки, медицины, образования, культуры и т.д.

Человечество: сохранение памятников мировой культуры; сохране­ние мира на планете.



Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме;

коррекция




6. Включение нового знания в систему знаний

- Можно ли наш класс назвать обществом?


- Какие интересы объединяют вас с вашими одноклассниками?


-Всегда ли ваши интересы могут совпадать?

- Почему?


-И что же может произойти?


ак называется ситуация, когда интересы, желания людей не совпадают….

Стр. 30 (если не смогут ответить)


-Итак (опираясь на ответы детей!) возникает конфликтная ситуация. (слайд)


-Представьте, что вы с друзьями оказались на планете, где активно развиваются два общества. Все больше и больше жителей пла­неты присоединяются или к одному, или к другому. (читаю)

Учитель: Как вы думаете, сумеют ли два таких общества мирно существовать на одной планете?

Ученики: Нет, у этих обществ слишком разные интересы, столкно­вение между ними неизбежно.

-Итак, конфликт возник.

Вы можете спасти людей этой планеты. Дайте им совет, к.а.к жить дальше.


- Перед вами разные способы выхода из конфликта. Какой из этих способов поможет действительно разрешить конфликт?

-Молодцы, вы справились с заданием! Вы сумели предот­вратить конфликт и спасти планету!

-У этого способа разрешения конфликта есть свое название. (Компромисс)



- Не допускайте конфликта, договаривайтесь! Найдите разумную середину в ваших интересах.

Конфликт лучше предупредить, не дав ему начаться. А уж если он начался, то спорщики должны договориться между собой, пойти на взаимные уступки – пойти на компромисс (с.30 последний абзац).


- Можно ли в обществе жить, кому как захочется?


- Важно ли соблюдать определённые правила и нормы поведения?

- Об этом будем говорить на следующем уроке.


Ответы учащихся






- Ссора, драка.







(Конфликт)



Ответы учащихся.










- Уступить друг другу, уметь договориться.


Действие нравственно-этического оценивания;

выбор наиболее эффективных способов решения задач





















умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;


7. Итог урока. Рефлексия

Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить?  Вернемся  к «Корзине идей» и проверим, какие совпадения были в своих предположениях.


С нашего дерева все листочки опали, нужно его оживить. По традиции составьте и запишите по сегодняшней теме вопрос на лепестке, чтобы на следующем уроке при проверке домашнего задания мы смогли ответить на самые важные и интересные вопросы. (раздать лепестки)

(Как ты думаешь…, Что…, Почему…, Как…, Какие …? Объясни…, Можно ли…

Можно ли назвать обществом наш класс, школу, село ?

Подумай, какие у тебя могут быть общие интересы с твоими друзьями?

С твоими одноклассниками? Со всеми кто живёт в России?

Как ты думаешь: почему возникает конфликт?

Можно ли разрешить конфликт?

Попробуй привести примеры конфликтов.

Знаешь ли ты пути выхода из конфликта? Какие?



- Уточнить понятие общество.


Ответы учащихся.





Рефлексия способов действий;

контроль;

оценка

Домашнее задание

Учебник стр.28-31, тетрадь стр. 15-16

Дополнительно: придумай и нарисуй эмблему какого-нибудь общества (настоящего или вымышленного).






Дополнительно : По описанию объединения людей, рода их занятий.

дайте название данной группе.



Группа 1. Наше общество было создано в 1958 году и занимается охраной и восстановлением охотничьих животных. Вступить в наше общество можно с 18 лет, так как необходимо владеть огнестрельным оружием. Мы заинтересованы в охране и восстановлении животного мира, ведём активную борьбу с браконьерами. (Общество охотников)

Группа 2. Вступить в наше общество могут люди разного возраста. Мы заботимся о своём здоровье, занимаемся закаливанием. Нам не страшны ни мороз, ни холод, ни ледяная вода. Купальный сезон мы открываем зимой. Наше увлечение помогло многим людям избавиться от болезней и недугов. (Общество моржей)

Группа 3. Мы – любители настольной игры. В игре могут участвовать два человека. Традиции нашей игры сложились несколько веков назад. Долгое время чемпионом мира в этом виде спорта были представители России – Анатолий Карпов и Гарик Каспаров. Наше увлечение развивает усидчивость, внимание, логическое мышление. (Общество любителей шахмат)

Группа 4. Мы много времени проводим на открытом воздухе. Мы – это охотники, рыбаки, путешественники, натуралисты. Главная задача нашего общества – борьба за сохранение дикой природы. Наше общество ещё называют «Общество зелёных». Мы выступаем против вырубки лесов, против осушения болот, в защиту редких животных. (Общество защитников природы)


Какие ключевые слова вам помогли?


- Что объединяет людей

в каждом из этих обществ?( Их объединяют общие интересы, общая деятельность.)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!