-Все встали, подровнялись. -Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. -Повернитесь, посмотрите на наших гостей, поздоровайтесь с ними. -Садитесь. У нас урок чтения, проверьте, все ли готово к уроку. -На парте лежит учебник, рабочая тетрадь, пенал, дневник. -Я желаю, что бы на сегодняшнем уроке каждый из вас узнал что-то новое, чтобы вам было интересно, пусть те задания, которые вы будете выполнять не вызовут у вас затруднений. -Повернитесь, пожелайте удачи друг другу. -Итак, мы начинаем работу. -Вспомните название нашего раздела. (Сказочные богатыри) (название открываю на доске) -Кто же такие богатыри? (Предположения детей) -В энциклопедическом словаре дается такое определение: Богатыри – сильные люди, герои народных сказаний, песен, которые могли быть защитниками земли Русской, чудесные пахари, великаны. (вывешиваю на доску) -Какими вы представляете себе богатырей? (высказывания детей). -Как вы думаете, может ли богатырь поднять плуг с лошадью? -Проскакать на лошади полстраны? -Выпить огромную чашу воды? -Посмотрите , как изобразил богатырей известный художник Виктор Васнецов. Картина так и называется «Богатыри». -Кто изображен на картине? (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец) -Да, ребята, посмотрите, они действительно богатыри, которые защищали свою Родину. Они крепкого телосложения, одеты в воинские доспехи, держат в руках оружие – меч, копье, лук, сидят на боевых конях. У них грозный , суровый взгляд. -Посмотрев, на эту картину, можем ли мы сказать, что богатыри – это сказочные герои? (Конечно, нет) -Они были на самом деле. И, чем бы они не занимались, они творили на благо Родины. Поэтому произведения о них дошли до нас, такой след они оставили на земле. Об их походах, подвигах слагали былины. -Откройте учебник на с.174. -Прочитайте название произведения, которое мы будем читать.(«Сказка про Илью Муромца) -Почему же это сказка? (предположения детей) -Люди настолько хорошо относились к богатырям, что былины могли исполнять только избранные люди. И сейчас в Заонежье есть сказители, которые исполняют былины -Давайте послушаем, как исполнялись былины. -А простые люди не могли исполнять былины, поэтому они их пересказывали, добавляя что-то от себя, иногда волшебное. Так появлялись сказки о богатырях. -Итак, сегодня мы будем читать сказку и не простую сказку, а богатырскую. -Про кого будет сказка? (Про Илью Муромца) -Кем был Илья Муромец на Руси? ( Богатырем) -Посмотрите на иллюстрацию. -Где на ней изображен Илья Муромец? -Какой же он богатырь, если он маленький? (Вероятно, мы будем читать о его детстве) -На какие вопросы хотели бы ответить, читая сказку? -Давайте проверим наши предположения, ответим на ниши вопросы -Сели, поудобнее, приготовились слушать сказку. -Интересно? -Похожа ли эта сказка на сказку про богатырей? (Нет) -А просто на сказку? (Да, похожа) -А от реальной жизни в сказке есть что-нибудь? (Название города, села, у героев есть имена – как в жизни) -Что же сказочного? (Зачин, троекратный повтор) -Что же огорчило родителей? -Хочется знать что было дальше? -Хочется самим сказку сказывать неторопясь, голосом сказочным? -Давайте договоримся, вы будете читать, а я буду комментировать. 1 абзац Комментируем: никуда не годящий. 2 абзац Комментируем: выкорчевать пни. 3 абзац Комментируем: караулить ( ему нашлось одно дело – дом сторожить, охранять); застукался (старинное слово застучался), странники. 4 абзац Комментируем: чашу в полтора ведра. -Почему они так сказали? (Видно знают, что случится) -Вам не кажется что странники необычные? -Как вы думаете, что случится дальше? (предположения детей) 6 абзац Комментируем: выкушай, не прикословил, единым духом. 7 абзац Комментируем: сколь. -Как вы думаете, на что может хватить силы Илье? (Предположения детей) -Давайте прочитаем дальше и посмотрим. 8 абзац Комментируем: втору -Странники точно знают, для чего ему сила потребуется. Той силы, которой они наделили Илью еще недостаточно. -Как вы думаете, вода была обычной? (Нет, вода волшебная) 9 абзац А теперь у него много силы? (Больше, чем было) --Зачем же еще одна чаша? -Вероятно, у чаши будет обратная сила. 11 абзац Комментируем: род Микулов, Святогор – богатырь, богатырский конь. -Зачем нужна сила, чтобы поездить по Русской земле? -Какой интересный наказ дали странники, одни запреты. 12 абзац Комментируем: шелудивый, пришибить, выводить на росу, тыны. -Простой ли это был жеребеночек? (Вероятно, как и сам Илья Муромец стал из больного, сильным человеком, так и из плохонького жеребенка станет сильным конем) 13 абзац Комментируем: не потерять ни одного слова. -Что сказочного заметили в этой части? (Волшебные странники, волшебная вода) -Какой наказ дали странники? -Давайте перечитаем. -Теперь Илья Муромец обладает большой силой, у него есть богатырский конь, давайте посмотрим какие дела он может совершать. -Рассмотрите иллюстрацию на следующих страницах. -Какие дела совершает Илья? (Рубит деревья, помогая отцу и матери, выхаживает лошаденку, едет сражаться на боевом коне) --А с кем он будет сражаться? -Ответить на этот вопрос вам поможет карта походов Ильи Муромца -Сейчас вы будете работать в группах. Вам надо будет совместно решить, с кем может сражаться наш герой и показать на карте его боевой путь из города Мурома до Киева. Этот путь вы можете выделить простым или цветными карандашами. (работа в группах) -Давайте проверим. -С кем Илья Муромец точно сражаться не будет? (С Бабой Ягой и Чебурашкой) _Куда же он пойдет? (Туда, где вражеские щиты) А хотелось ли вам узнать о том, какое применение он найдет своей силе? _Об этом вы прочитаете дома в 3 части сказки. -Кто из вас помнит какие вопросы к тексту были у нас с вами в начале урока ? -Мы прочитали с вами 2 части сказки. -Удалось ли ответить в процессе работы хотя бы на часть из них? -Кто сегодня на уроке почувствовал себя настоящим богатырем – справился со всеми заданиями самостоятельно? Кому потребовалась помощь друзей? -Наш урок окончен, спасибо за работу. |