Чтение 5 класс
Тема: К. Бальмонт «К зиме»
Цели: 1. Знакомство с жизнью, творчеством и с произведением Константина Бальмонта; анализ содержания стихотворения по вопросам; подготовка к заучиванию наизусть.
2. Коррекция и развитие связной устной речи через построение осознанного и произвольного высказывания, коррекция долговременной памяти.
3. Воспитание мотивации к учению.
Оборудование: портрет К. Бальмонта, фотографии леса поздней осенью, фотография зимних забав; карточки с трудными словами, карточка речевой зарядкой, стихотворение на отдельных карточках, карточки с предложениями под фотографиями.
Ход урока.
Организационный момент урока.
- Сядет сегодня тот, кто назовёт один признак зимы.
Речевая разминка.
- Работа со скороговоркой (Илья работает с нами)
Зимним утром от мороза
На заре звенят березы.
- Прочитайте про себя. Хором.
1. Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
2. Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
3. Начните читать шепотом и постепенно увеличивайте силу голоса.
4. Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.
5. Прочитайте стих-е с разной интонацией (радость с улыбкой, грусть, печаль со слезами на глазах, удивление с широко открытыми глазами.)
Итог. О каком времени года говорится в стихотворении? Докажи.
Проверка домашнего задания.
А) Работа с книгой. (Спиши скороговорку в тетрадь, подчеркни букву З,З)
- Как называлось произведение, с которым работали на прошлом уроке?
- Кто его автор?
- О каком времени года это произведение?
- Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?
- Как проводят зиму барсуки, ежи и медведи? Найдите об этом в тексте и прочитайте.
- Как птицы спасаются от холода.
- Зачем растениям нужен снежный покров?
- Прочитайте о том, каким днём является 21 декабря? Что это значит?
Итог: Какое время года сейчас у нас за окном? Месяц? Наступил ли день солнцестояния? Все приметы прихода зимы, о которых рассказывал автор, мы можем пронаблюдать и почувствовать на себе и увидеть за окном?
Подготовка к восприятию нового.
А) Рассказ учителя об авторе.
-Ц.З Послушайте рассказ о К.Бальмонте и запомните то, что вас заинтересует?
- Константин Дмитриевич Бальмонт (фото) (1867 – 1942) –поэт, переводчик. Родился в семье небогатого помещика и дочери генерала.
Мальчик любил своих родителей.
Мать – очень образованная, умная женщина. Она читала сыну русские народные сказки, стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, пела русские народные песни.
Отец поэта был добрым, молчаливым человеком, любил деревню, природу и охоту. Он часто брал мальчика с собой на прогулки, показывал ему леса, поля, болота, лесные реки.
Первые свои стихи Бальмонт сочинил в 9 лет.
В наши дни издательство «Детская литература» выпустило сборник стихов Бальмонта «Солнечная пряжа». В него вошли лучшие произведения поэта. «Солнечной пряжей» поэт называл свои стихи. Действительно поэзия Бальмонта солнечна и оптимистична.
Итог: Что интересного вы узнали о Константине Бальмонте?
Сообщение темы урока.
- Константин Бальмонт «К зиме»
Первичное чтение учителем.
- Ц.З. Какое стихотворение по настроению?
Чтение текста учащимися.
А) Чтение трудных слов.
Сквоз-ист-ый (лес) - пропускающий сквозь себя свет.
Скво-зис-тый
Ред-ки (листы)
На звон-ком (льду) – застыла вода и звенит на морозе, когда его разрезают коньки.
б) Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
Ц.З. Найдите в стихотворении слова, которые выражают радость.
физпауза
в) Повторное чтение текста учащимися по цепочке с последующим анализом содержания.
- Бальмонт назвал своё стихотворение «К зиме», а не «Зима», почему?
- Найдите в тексте слова, которые подтверждают, что зима действительно ещё не наступила. Зачитай.
Итог. Действительно зима ещё не наступила, природа только готовится к зиме. К.Бальмонт употребляет слова будущего времени. Снег ещё только будет падать. Ребята ещё не катаются, они начнут кататься, когда снег выпадет и наступит настоящая зима. И на катке будет раздаваться весёлый смех детей.
Г) Работа с рисунком.
1) Осенний лес.
- Посмотрите внимательно на картинку? Что вы на ней увидели? Расскажите.
- На деревьях есть листья? Как сказать? А мы можем сказать, что лес стал голым?
- Какое время года изображено?
- Из-за каких изменений в природе осыпался лист у деревьев?
- Как вы думаете, чего ждёт природа? (появляются подписи под картинкой)
Лес стал голым.
Похолодало.
Скоро пойдёт пушистый снег.
- А как об этом сказал поэт? Прочитайте.
Лес совсем уж стал сквозистый,
редки в нём листы.
Скоро будет снег пушистый
падать с высоты.
- Как вы думаете, с какой интонацией надо прочитать эти строчки?
(Ожидание радости.)
Итог: Всем надоел холодный осенний ветер, который оборвал все листья. Надоела всем грязь. Все ждут, когда же, наконец, пойдёт белый пушистый снег.
2) Зимние забавы детей.
- Составьте предложения ко второй картинке. Что на ней изображено?
- Кого вы видите на фотографии? Чем они занимаются? А какое у них настроение?
- Составьте предложения по этой фотографии.
Будем кататься на коньках.
Будем весело смеяться.
- А как об этом сказал поэт? Прочитайте.
…На коньках начнём кататься
мы на звонком льду.
Будет смех наш раздаваться
в парке на пруду.
- Как вы думаете, с какой интонацией надо читать эти строчки?
(Надо прочитать весело.)
Итог: С каким настроением будем читать стихотворение.
Заключительная часть
А) Работа с текстом. Прочитайте про себя 3 раза. Друг другу (работа в парах). Индивидуальная работа с Фильмановичем.
Б) - Найдите в стихотворении слова, которые заканчиваются одинаково. Это опорные рифмованные слова.
сквозистый кататься
пушистый раздаваться
листы на льду
с высоты на пруду
В) Заучивание стихотворения наизусть по таблице хором. Я буду убирать карточки со словами до тех пор, пока не останутся первые слова в каждой строчке. Ваша задача восстановить всё стихотворение по памяти.
Лес _______ уж стал __________,
редки ____ _____ листы.
Скоро будет _____ __________
падать с __________ .
…На коньках _________ кататься
мы на _________ льду.
Будет ________ наш ___________
в парке на _________ .
Домашнее задание.
- 1 группа наизусть
2 группа 1 столбик
3 группа – выразительно
Итог урока.
-Как называется стихотворение?
Кто автор? Назовите.
Почему поэт назвал своё стихотворение «К зиме», а не «Зима»?
Оценки.